UA / RU
Поддержать ZN.ua

Объявленный, но не обеспеченный мораторий

Даже на фоне того, что происходит в предпринимательской среде в связи с принятием Налогового кодекса, ситуация с малыми архитектурными формами (МАФ) выделяется особой напряженностью и неопределенностью...

Автор: Елианд Гоцуенко

Даже на фоне того, что происходит в предпринимательской среде в связи с принятием Налогового кодекса, ситуация с малыми архитектурными формами (МАФ) выделяется особой напряженностью и неопределенностью. Cложная и запутанная обстановка сложилась в столице, где к событиям общеукраинского масштаба добавились действия местной власти. Весной нынешнего года Киевсовет с подачи КГГА утвердил новый порядок размещения временных сооружений, наложил мораторий на установку МАФов. Тем не менее их продолжают устанавливать, только теперь это удовольствие не для простых смертных…

Как грибы после дождя

Всего несколько лет назад в Киеве насчитывалось 5,5—6 тыс. МАФов. Сейчас их, по разным оценкам, от 11 до 15 тыс. Во время бума, отражающего рост интереса к мелкорозничной торговле, ларьков, киосков и павильонов «наштамповали» столько, что они из блага для горожан превратились во вполне осязаемые неудобства и даже угрозы. Зампредседателя КГГА Александр Мазурчак на одной из последних пресс-конференций констатировал, что не отдельные киоски и ларьки, а большинство конструкций установлены с грубыми нарушениями законодательства. В первую очередь, по его словам, это касается сооружений, размещенных возле выходов из станций метрополитена, на остановках общественного транспорта, инженерных сетях, т.е. там, где они вообще не должны находиться.

Об архитектуре МАФов и вовсе говорить не приходится. По словам начальника Главного управления контроля за благоустройством КГГА Сергея Рюмина, только 20% конструкций установлены по разрешению Главархитектуры. Вина за такое состояние дел ложится не только на собственников и арендаторов временных конструкций, которые, мягко говоря, не украшают столицу, но и на руководителей уважаемого ведомства. Они, признавая, что действующие санитарные нормы в отношении МАФов «сегодня запутаны и неоднозначны», а «градостроительные нормы нуждаются в доработке», затягивают разработку крайне необходимых документов.

Регистрация: своим — упростили, чужим — наоборот

Парадокс, но ситуация с ведением бизнеса в МАФах не развивается, а явно имеет тенденцию к устойчивой деградации. Киоскеры со стажем вспоминают, что во времена мэрства Александра Омельченко на открытие киоска или ларька требовалось полтора-два года. Надо было оформить вполне определенный набор документов — обязательно акт и договор на аренду земли, паспорт МАФа с указанием всех его параметров, предназначения и точного места размещения. Дело непростое, требующее немалых затрат времени. Зато разрабатываемые проекты гарантированно отвечали всем техническим нормам. И ясное дело, не загораживали проходы, не мешали горожанам и не несли угрозы инженерным сетям. С приходом «молодой команды» Черновецкого порядки в этом сегменте бизнеса стали стремительно меняться, и, как оказалось, не в лучшую сторону. Сложный, но понятный порядок открытия киосков и ларьков, получения разрешительных документов сменился местами и вовсе непонятными положениями и нормами. Под видом упрощения согласований были внедрены непрозрачные схемы взаимоотношений. Между городской властью и предпринимателями появился посредник в виде «Киевского инвестиционного агентства», с которым пришлось заключать договор на мониторинг, вести денежные расчеты. Новый порядок давал возможность чиновникам упростить регистрацию и открытие временных конструкций для одних и до крайности усложнить ведение такого рода бизнеса для других, манипулировать всевозможными доплатами в зависимости от того, с кем имеешь дело.

Сети и кланы против семейного бизнеса

Была открыта дорога к засилью так называемого сетевого бизнеса в сфере, где раньше доминировало мелкое предпринимательство семейного типа. В результате в руках одного собственника концентрировались десятки и сотни временных конструкций. Отдача от такого бизнеса стала сопоставимой с доходами успешных предприятий промышленности, торговли и бытового обслуживания. Именно тогда киоски и павильоны стали расти как грибы после дождя. Тем временем у предпринимателей со стажем, которые годами вели скромный семейный бизнес, появилось множество проблем, которые в рамках создаваемой системы не имели решения. Поскольку «чужие» МАФы под разными предлогами стали попросту сноситься. И предпринимателям ничего иного не оставалось, как объединяться для совместной защиты. Тогда-то, во время беспредела, наряду с иными и была создана общественная организация «Правозахист». В ней объединилось более восьми сотен предпринимателей, в распоряжении которых было по одной или несколько торговых точек, где работало около четырех тысяч человек.

Объединение сил позволило предпринимателям существенно повысить юридическую защиту семейных бизнесов, противостоять произволу. Как рассказала «Зеркалу недели» предприниматель Елена Продан, у нее около трех лет ушло на то, чтобы оформить разрешительные документы, открыть продовольственный ларек, в котором стала торговать вместе с сыном. Но спокойно работать не позволили. Под надуманным предлогом чиновники решили закрыть налаженное предпринимательство, к киоску на большегрузном автомобиле подъехала целая бригада с намерением снести торговую точку. Однако к тому времени люди уже объединились в ОО «Правозахист». Съехавшиеся со всех концов города предприниматели отстояли законно установленный киоск. По той же причине закончились неудачей попытки противоправно снести торговую точку Людмилы Махлай. По словам председателя ОО «Правозахист» Геннадия Черевко, в те сложные времена, чтобы обратить внимание властей и общественности на проблемы малого бизнеса, приходилось принимать меры, в том числе довольно жесткие: организовывать пикеты, блокировать работу бригад, занимающихся незаконным сносом одних торговых точек только затем, чтобы установить другие. Дело доходило даже до перекрытия движения по улицам, включая Крещатик.

— Методы деятельности предпринимателей в ходе налаживания конструктивных отношений с новой городской властью, — говорит Геннадий Черевко, — меняются.
Включенные в рабочие группы по оптимизации торговли члены общественной организации имеют возможность отстаивать интересы
предпринимателей на конференциях, круглых столах, где обсуждаются проекты будущих нормативных документов.

На один снесенный МАФ — три вновь установленных

Несмотря на заметные сдвиги в отношениях власть—предприниматели, наведение порядка в сегменте бизнеса с использованием МАФов затягивается. До сих пор этот бизнес организовывается и регулируется фактически вслепую. Достаточно сказать, что до сих пор в столице не утверждена общегородская схема размещения МАФов. При этом закон, регулирующий благоустройство городов, требует, чтобы киоски и ларьки размещались не хаотично, не по воле чиновников, а в заранее определенных местах, согласно утвержденной местным советом схеме. Поскольку такой схемы в Киеве нет, то легитимность каждой малой торговой точки может быть поставлена под сомнение.

Казалось бы, такая ситуация должна привести к оперативной разработке и принятию схемы размещения МАФов. Тем не менее решение вопроса затягивается. В КГГА инициируют создание и утверждение такого документа… с 1 января 2012 года. Но такое промедление вкупе с объявленным, но не обеспеченным мораторием на открытие МАФов не способствует наведению порядка. Несмотря на призывы беречь городскую среду и даже на снос неудачно размещенных конструкций, которые захламляют проходы у станций метрополитена, остановок общественного транспорта, их количество продолжает расти. По заключению экспертов, вместо сотни снесенных киосков появляются триста новых. Только на Крещатике за последние месяцы появилось два десятка новых МАФов.

Правдами и неправдами, пристрастившиеся к этому бизнесу чиновники, правоохранители, депутаты, используя связи и влияние, обходят всяческие запреты и умудряются, как ни в чем не бывало, обустраивать МАФы, в том числе и нового поколения (с фундаментами, кирпично-блочными стенами, металлическими конструкциями) и либо самостоятельно налаживают в них торговлю, либо сдают в аренду мелким предпринимателям.

Таким «бизнесменам» все нипочем, включая отсутствие документов на собственность, временных разрешений на проведение торговли. Они как ни в чем ни бывало открывают павильоны и ларьки, сдают их в аренду. Ясное дело, что вступать в отношения с дельцами, тем более заключать с ними арендные договора на такие «нелегальные» помещения крайне рискованно. Однако люди рискуют, причем массово. К примеру, на выходах со станции метро «Позняки», где еще совсем недавно скопления МАФов не наблюдалось, за последние полгода под киоски и павильоны занят не один гектар территории. И открываться, бойко торговать не мешают никакие запреты. Использование таких помещений мелкими торговцами стоит немалых средств. Месячная аренда помещения в 38 кв. м обходится
21 тыс. грн. Можно представить, какие деньги крутятся вокруг этих помещений, которые, похоже, существуют только де-факто, но не де-юре. А значит малый бизнес все глубже окунается в тень. При чем прослеживается печальная тенденция, свидетельствующая о том, что сети МАФов, созданные влиятельными делками, берут верх над скромными семейными образованиями.

Настороженно восприняли киоскеры свежую новость, пришедшую из дома по ул. Крещатик, 26. Киевсовет на очередном сессионном заседании рассмотрел вопрос об упорядочении отпуска алкоголя и табака и предполагаемом запрете торговли ими (с 22.00 до 8.00) во всей торговой сети, кроме ресторанов. И хотя принятие окончательного решения отложено, нет сомнения, что после обсуждения, рассмотрения поступивших предложений оно будет принято, хотя в проекте документа явно прослеживаются двойные стандарты. К примеру, если магазинам за нарушение правил ночной торговли грозит символический штраф в размере от 50 до 370 грн., то за такое же нарушение МАФы предлагается «лишать права на размещение», т.е., сносить.

В проекте предлагается также, чтобы для продажи алкоголя и табака торговое заведение обязательно выделяло отдельное помещение. Кому проще пойти на дополнительные расходы — крупному сетевому торговцу или представителю мелкого семейного бизнеса, и, следовательно, кому выгодно такое нововведение — вопрос риторический. А ведь не секрет, нормативные акты тем лучше работают, чем лучше они учитывают интересы всех легальных участников торговли.