UA / RU
Поддержать ZN.ua

ОБЪЕДИНИ ТЕХ, НЕ ЗНАЮ КОГО

Двенадцать лет назад, оказавшись без работы и зарплаты, инженер Надежда Погосян начала собственный бизнес...

Автор: Светлана Кабачинская

Двенадцать лет назад, оказавшись без работы и зарплаты, инженер Надежда Погосян начала собственный бизнес. Территориально ее производство ограничивалось стенами кухни в квартире, а торговый цикл начинался и заканчивался у близлежащего гастронома, где Надежда Петровна продавала с табуретки домашние пирожки. С тех пор прошло немало времени, дело развивалось и крепчало, и в марте с.г. частного хлебопека из Хмельницкого Надежду Погосян избрали председателем Всеукраинской ассоциации частных пекарей и кондитеров.

Здесь же, в Хмельницком, и произошло само событие: на первой учредительной конференции была создана эта ассоциация. 52 делегата, представляющие 39 частных предприятий из 12 областей Украины, благодаря поддержке американской некоммерческой организации — корпорации по содействию фермерскому движению и агробизнесу ACDI/VOCA объединились для защиты своих прав и развития частного бизнеса в сфере хлебопечения и кондитерского производства.

То, что потребность в таком объединении действительно существует, подтверждается множеством фактов, обнародованных на конференции. Ведь это, как у нас частенько бывает, только декларируется равенство всех субъектов предпринимательской деятельности перед законом. А на самом деле частные предприниматели постоянно чувствуют себя чужими и даже лишними в повсеместно сохранившейся системе государственного содействия крупным хлебокомбинатам: возмещение убытков дотациями, реструктуризациями, списанием долгов за материалы, сырье, энергоносители и т.д. Понятное дело, частники убеждены, что это уродует экономические отношения, способствует монополизации отрасли неконкурентоспособными производителями, уничтожает и саму конкуренцию, которая только и способна развивать и совершенствовать любое дело. Дискриминация чувствуется на каждом шагу, начиная от покупки муки, которая отпускается частникам по 1 гривне 45 копеек за килограмм, в то время как государственным предприятиям — по 90 копеек.

Чтобы узнать все из первых рук, постоянно действующий Хмельницкий пресс-клуб рыночных реформ пригласил на свое заседание тех, кто хоть каким-то образом был причастен к созданию ассоциации. Естественно, всех в первую очередь интересовала база нового объединения: сколько людей заняты сегодня частным производством в данной отрасли в Украине, на Хмельнитчине, принимающей конференцию; сколько продукции они производят. По идее, областные показатели вполне могли проиллюстрировать общегосударственную картину. Но... «Не знаю», — безмятежно отмахнулся от вопроса зампред Хмельницкой облгосадминистрации по вопросам экономики Александр Ступарик. И, наверняка чувствуя себя не компетентным хозяином, а почетным гостем, которому незачем забивать голову всякой разной чепухой, «перевел стрелки»: «Это Надежда Погосян вам расскажет».

Однако пребывающая в руководящем статусе всего несколько часов г-жа Погосян тем более не ориентировалась в таких данных. Да и никто из приглашенных, приложивших руку к созданию ассоциации, — ни директор представительства ACDI/VOCА в Украине Сергей Щербина, ни начальник управления региональной политики Госкомитета Украины по вопросам развития предпринимательства Виктор Мищенко — не смогли ей помочь. Сергей Владимирович гладко отчитался о деятельности и подчеркнул несомненную пользу корпорации, Виктор Иванович красиво порассуждал о душе, которую, конечно же, легче вложить в выпечку небольшой партии хлеба, чем в громадное конвейерное производство. Наставники-поляки и друзья-россияне поделились опытом деятельности аналогичных организаций у себя дома. Стремление журналистов получить картину современного состояния частного хлебопекарского производства в отдельном регионе и стране в целом натыкалось на недоуменные взгляды. Мол, о чем вы спрашиваете: дело сделано — ассоциация создана, вот теперь пускай и разбирается, а кому, собственно, она нужна, какой уровень заинтересованности в ней производителей и потребителей и каково на самом деле поле ее деятельности.

Не было бы предмета для разговора, если бы такая вот ни к чему не обязывающая встреча была исключением из правил — ну, не владеют люди информацией да и ситуацией, похоже, тоже — с кем не случается? Но в том и беда, что в последнее время это случается на каждом шагу. Сомнительные инициативы, иногда рожденные чуть ли не с похмелья, воспринимаются как глас народа и буквально с ходу начинают внедряться в жизнь — лишь бы на то начальственное благословение. И не дай Бог спросить о каких-то расчетах о необходимости, пользе, потребностях, возможностях. В лучшем случае аргументация сведется к тому, что вот теперь все будет «ширее, глубжее, вышее», в худшем вообще никто ничего не будет объяснять, прекрасно понимая, что живет в такие времена, когда отвечать ни за что не надо. Да и вообще, перефразируя поэта, если что-то создается — значит, это кому-то нужно.

В чем нет никакого сомнения. Но проведя довольно длительное время в приятном обществе тех, кому это вроде бы нужно, и не узнав ровным счетом ничего из того, что нужно мне как журналисту и хлебоеду, я начала искать информацию в других местах. Нашла ее лишь у начальника облуправления пищевой и перерабатывающей промышленности Василия Мороза.

Оказывается, на Хмельнитчине существует сегодня 160 малых, совместных, подсобных предприятий, которые занимаются хлебопечением (в хмельницкую организацию ассоциации пока вошли только семь из них). В прошлом году их доля составила 15,9% от общей выпечки хлеба. Конечно, никакие они не конкуренты 16 мощным хлебокомбинатам области. Но присутствие их на рынке и участие в выпечке все большего куска общественного пирога необходимо всячески приветствовать и поддерживать. Ведь главная польза от них — даже не в создании конкурентной среды, хоть и это существенно, а в расширении ассортимента хлебобулочных и кондитерских изделий. Ни один комбинат, у которого на потоке 50 тонн хлеба, не сможет соперничать с небольшим частным производством, способным производить малые партии разнообразнейших сортов хлеба, булочек, пирожных и пр.

По большому счету, потребителю все равно, кто производит хлеб, — лишь бы он был вкусным и дешевым. С первым пока все в порядке. Со вторым — наоборот: хлебным подорожаниям народ, во всяком случае в Хмельницком, уже счет потерял. И создание любой структуры должно оцениваться исключительно с точки зрения интересов потребителя. Так что побольше ассоциаций — хороших и действенных. А главное — больше хороших и разных изделий и продуктов отечественных производителей. Ибо из множества нынешних проблем хотелось бы решать только две: что бы еще такое-эдакое съесть и как бы похудеть.