UA / RU
Поддержать ZN.ua

НУЖНО УБРАТЬ ВСЕ, ЧТО МЕШАЕТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВУ

Сюрпризом романсового концерта в зале Национального драматического театра им.И.Франко было появление на сцене Александры Кужель - председателя государственного комитета по вопросам развития предпринимательства...

Автор: Александр Рожен

Сюрпризом романсового концерта в зале Национального драматического театра им.И.Франко было появление на сцене Александры Кужель - председателя государственного комитета по вопросам развития предпринимательства. На этот раз Александра Владимировна обратилась к людям не с аналитической речью о драматическом состоянии нашей экономики и путях преодоления кризиса, а с трогательным романсом. По всему было видно - она волновалась: и голос дрожал, и предательски не слушались руки. Замешательство длилось секунды, но зал покорила искренность. Сидящие в зале открыли для себя, что «министр - тоже человек». Так уж сложилось - мы не привыкли, как американцы, каждый день лицезреть по телевизору своего Президента во время утренней пробежки, а уж месяцами обсуждать в газетах личные дела вождя нации, так от этого нас вообще, Боже упаси!

Конечно, мы - другая страна, у нас другой народ. Но, как мне показалось во время романсового концерта, мы тоже очень соскучились по искренним и понятным министрам, которым хотя бы можно было просто поверить. Именно поэтому серьезную беседу о путях предпринимательства в Украине я начал с того, что попросил Александру Владимировну немного рассказать о роли романса в ее жизни.

- Я увлекаюсь городским романсом, точнее его современным вариантом - бардовской песней. В этом виде пения акцент на содержательную часть, на слова песни, а не на ритм, как в современной эстраде. Поэтому мне близок и традиционный городской романс.

С удовольствием отмечаю, что и молодежь тянется к такой песне. Моему старшему сыну 24 года. Ему очень свойственна лирика, а младший - ему 10 лет - более прагматичен, любит, по-моему, ужасную музыку.

- Вы у нас в стране с недавнего времени начали занимать положение, которое в России вот уже год занимает Ирина Хакамада, что вы собираетесь сделать на этом посту?

- Здесь аналогия не совсем точна - комитет, который возглавляет Хакамада, занимается развитием малого и среднего бизнеса. А у нас комитет по развитию предпринимательства. Первое, что я хочу решить, - вопрос дерегуляции. Нужно убрать все, что мешает предпринимательству. А именно: зарегулированность разрешениями, запретами и т.д. По Указу Президента у нас есть право остановить действие любого документа, кроме Указа Президента, постановления и закона. Все остальное - любые подзаконные акты, которые издают чиновники всех уровней, наш комитет имеет право остановить.

Уже начато несколько дел по остановке таких документов. Это очень важно, так как зарегулированность всегда сдерживала развитие малого бизнеса. Надо положить конец положению, когда нужно ходить месяцами, чтобы зарегистрировать малое предприятие, а чиновник будет решать - пропустить тебя или нет.

Второе - это то, что мы сейчас создаем законодательную базу под развитие малого бизнеса. Вышел указ по малому и среднему бизнесу. Для нас он очень важен, так как мы его готовили. Это рамочный закон, который определил, что есть малый бизнес, то есть: сколько человек на предприятии, какие объемы производства, кто может подпадать под это понятие. Все это ранее юридически не было определено.

Четкость в вопросе о малом бизнесе позволяет сделать следующий продуктивный шаг - мы сейчас готовим закон об упрощенной системе отчетности для малых предприятий.

- Вы не пробовали воспользоваться российскими аналогами - ведь там дальше ушли в этом вопросе?

- Пробовали! Мы тесно работаем с предпринимателями и попросили их внимательно познакомиться с аналогичным российским законом. Он им не понравился. Так что пришлось идти другим путем. Система работы с фиксированным налогом показала - это направление обнадеживает. Там, где местная власть не на словах, а на деле желает развивать малый бизнес, он дает совершенно положительные результаты. Но там, где желание декларируется только на словах, на деле видно другое - невозможно даже за месяц зарегистрироваться малому предприятию. К примеру, в Севастополе, когда фиксированный налог от 20 до 100 гривен, они ставят налог по верхнему пределу - в 100 гривен! И это в городе, где страшная безработица, где не работает промышленность! Казалось бы, здесь-то необходимо открыть все шлюзы для малого бизнеса. Однако все только давится, любое предпринимательство зажимается. Ну где возьмет безработный 100 гривен на уплату налога, чтобы открыть свое первое дело? Да ему выжить надо дать, а не мешать высокими барьерами!

Наш комитет по заданию Президента готовит программу развития до 2000 года...

- На сегодня на этом направлении есть две кредитные линии. Первая - это ЕБРР. Выделены большие кредиты по поддержке малого и среднего бизнеса. К сожалению, доступа к этим кредитным ресурсам нет. Все очень закрыто, сильная протекционистская политика. Малому предприятию взять там деньги нереально. Поэтому мы с Виктором Ющенко подготовили протокол, где основой стала разработка методологии получения этих кредитов. Она должна быть прозрачной и доступной. К концу июня я постараюсь максимально распространить эту информацию по стране, так как люди нам пишут и спрашивают: с чего начать, как получить кредит? В малом бизнесе иногда достаточно 10 тысяч гривен, чтобы начать свое дело.

- Кредиты выдаются под залог, а что начинающий бизнесмен может предложить в залог, кроме своих рук и головы?

- Второй транш ЕБРР идет без требования залога. Думаю, - и для этого есть уже примеры, - наконец-то и наши банки поворачиваются лицом к малым предприятиям. Сегодня у меня уже были посетители - пять малых предприятий, которые объединяются в программу по пошиву деловых женских и мужских костюмов. Они мне показали очень красивые отечественные ткани, из которых будут шить костюмы. Но самое потрясающее - к ним в программу идет Укрсоцбанк. А ведь до сих пор банки не решались идти в программы создания своих отечественных предприятий! Надеюсь, это не единичный случай, а некая тенденция, новая волна в нашем развитии.

Второе, на что хотела бы обратить особое внимание, - Украинский фонд поддержки предпринимательства. Мы его отстояли. Согласно программе приватизации по закону 5% от всех поступлений должно направляться в Фонд. Эти средства должны перечисляться автоматически. Однако все делается для того, чтобы деньги не перечислялись. Я очень надеюсь на поддержку премьера, который подписал все документы и обещал, что деньги поступят в Фонд малого бизнеса. Боюсь, чтобы не повторилась судьба Второго инновационного фонда. По указу Президента Фонд мне подчиняется. Я убедила руководителей Фонда пойти на создание кредитных учреждений на местах, куда Фонд внесет средства. Есть основания считать, что это послужит своеобразными ростовыми точками для развития, так как есть немало организаций, желающих участвовать в кредитных негосударственных учреждениях.

Эти идеи хорошо стыкуются с сегодняшней программой Президента и премьера по поддержке Донецкого и Луганского регионов в связи с закрытием шахт, созданием там свободных экономических зон. Здесь будут выдаваться кредиты нашего Фонда под невысокие проценты до 10-15%, может, даже на безвозвратной основе, если на местах сразу же будут открываться рабочие места. Уже есть несколько прекрасных программ для этих регионов, которые смогут обеспечить безболезненный переход к новым технологиям и занятость людей. К примеру, добыча газа метана в шахтах и строительство дорог...

- То есть средства не будут потрачены на развитие предприятий только в столице?

- Мы сразу сориентировались на регионы, потому что нельзя, сидя в Киеве, поднять малый бизнес в Украине. Должны быть точечные региональные программы, которые на местах необходимо связать с обладминистрацией. Эти программы откроют доступ к арендным помещениям. До сих пор в попытках наладить малый бизнес это было большой проблемой. Точечные программы позволяют выйти на местный уровень.

- Вас не пугает в этом случае, что деньги на местном уровне растают, а вы и концов не найдете?

- Ну волков бояться - в лес не ходить. Я не собираюсь создавать государственные структуры комитета на местах, так как уверена - не может государственный чиновник заниматься предпринимательством. Он в любом случае все равно будет отстаивать свои чиновничьи интересы. У меня другая идея - после проведения совета регионов и работы по кредитным договорам сразу же объехать все регионы и на основе общественной коллегии, которая сейчас создается при комитете, в каждом регионе выбрать уполномоченного-советника главы комитета, который будет включен во все областные и городские мероприятия и совещания. Он будет представлять предпринимателей и влиять на местах, имея прямую связь с комитетом. Именно этот советник будет отслеживать использование кредитов.

- В части отстаивания интересов мелкого предпринимателя ваша программа вызывает уважение, если, конечно, у вас и дальше хватит воли и смелости защищать МП от зубастых и богатых крупных капиталистических акул. А вот программа с деятельностью Фонда вызывает большие сомнения. Во-первых, почти все фонды, о которых во всяком случае я знаю, до сих пор создавались, чтобы кому-то на них было удобно погреть руки. Трудно даже представить, чтобы в результате деятельности какого-то фонда государство стало хоть чуть богаче. Возьмите тот же Инновационный фонд, от которого столько ждали...

- К сожалению. Инновационный фонд пользовался бюджетными деньгами. Должна быть совсем другая форма доступа к инновационным деньгам. Деньги должны быть только возвратными. Я знаю результаты проверки Инновационного фонда - грустные результаты.

Если на деньги Инновационного фонда покупается давным-давно разработанная (и не у нас) линия по производству бутылок, то разве это инновационная идея?

Кроме того, надо осознать, что мы сегодня в бизнесе не можем себе позволить многое из того, что принято в Европе или США. Здесь недопустимо никакое гусарство! Например, в США есть программа «последней помощи» - потерявшему доверие предпринимателю даются 10-15 тысяч долларов. И он знает, что это последний кредит. Если он не поднимется с помощью этой соломинки, ему уже больше никто в бизнесе не поможет. Мы себе не можем позволить такой благотворительности. Поэтому мы должны четко осознать, что в любом обществе предпринимательством могут заниматься только около 4% людей. Это потолок, установленный природой, это дар столь же редкий, как талант художника или писателя. Такие люди - ценнейшее достояние государства, потому что от их идей и энергии богатеет государство, появляются рабочие места. Наша задача - найти именно таких людей, им дать кредит, чтобы он быстро вернулся с прибылью и снова заработал на новые программы. Кстати, имена ярких предпринимателей уже широко известны - возьмите хотя бы Уткина. Талантливых людей у нас достаточно! Вот над тем, чтобы помочь им начать свое дело, не дать запутаться в бюрократических препонах, и будем работать.

- Не так давно очень похожая беседа у меня была с министром науки и технологий. Теперь он уже не министр, а депутат Верховной Рады. И впору спросить: а как же дело по созданию технопарков и разворачиванию быстро обогащающих государство технологий, начатое с такой помпой и размахом? Вот и после разговора с вами меня занимает только один вопрос: не получится ли у и вас так же?

- У меня несколько иная дорога - я пришла на государственную службу из Верховной Рады. Четыре года в парламенте я, как депутат, поддерживала людей, в которых верила. Они мне верили и верят сейчас, что я пришла на эту должность и смогу что-то изменить. Очень высокую планку я поставила себе сама и должна ее преодолеть. У меня попросту нет другого выхода. Может, это и к счастью. Ведь в этой жизни многие пробивают головой стену только от безвыходности.