UA / RU
Поддержать ZN.ua

НОВОСЕЛЬЕ «НЕБЕСНОЙ КАНЦЕЛЯРИИ»

У многих небо над головой ассоциируется с чем-то аморфным, не имеющим границ. А еще со свободой и некой беззаботностью...

У многих небо над головой ассоциируется с чем-то аморфным, не имеющим границ. А еще со свободой и некой беззаботностью. Впрочем, все это поэтические категории, ведь для других твердь небесная — просто место работы и объект постоянного внимания. Именно от них в большей степени зависит, столкнутся на высоте в десять тысяч метров два самолета или найдут свой путь до аэропорта. А все потому, что безбрежность воздушного океана — только кажущаяся, и подчас тут становится тесно, как на перекрестке в часы пик. Скажем, только за прошлый год воздушное пространство Украины пересекло во всех мыслимых и немыслимых направлениях… 190 тысяч воздушных судов. Именно для упорядочения воздушного движения практически сразу с появлением регулярных, главным образом коммерческих, полетов появились и соответствующие службы, и специальное законодательство как внутри каждой отдельной страны, так и международные соглашения. И, как ни странно, именно развитое законодательство и заставляет самолеты не лететь прямо, соединяя две точки на земном шаре, а выписывать зигзаги во всех трех измерениях.

Конечно же, и у нас существовали специальные службы по регулированию воздушного движения. Правда, при Союзе направленность такого регулирования была строго односторонняя: прежде всего военные нужды, а затем все, что останется. Но собственно украинская система обеспечения безопасности воздушного движения довольно молода и берет начало в 1999 году, когда постановлением Кабмина была создана служба, именуемая теперь «Украэроцентр», который является главным оперативным органом объединенной гражданско-военной системы организации воздушного движения. Именно так, гражданско-военной, а не наоборот.

Отныне на центр возложена вся полнота как власти, так и ответственности за обеспечение и рациональную организацию воздушного пространства Украины. На практике это включает сбор и обработку заявок на разовые или регулярные полеты, долгосрочное и оперативное планирование, составление графиков воздушного движения на каждый день. Причем в графиках должно быть учтено не просто время выполнения рейса, а высота, скорость, положение воздушного судна относительно земных ориентиров чуть ли не на каждую минуту полета. Тут же учитываются и запретные зоны проведения испытательных и тренировочных полетов, и даже зоны горных или взрывных работ, которые, как оказывается, также могут влиять на безопасность полетов.

Причем все перечисленное необходимо уложить в строгие правила межгосударственных соглашений по использованию воздушного пространства. Для этого осуществляется строгая координация действий с аналогичными центрами в сопредельных государствах, с которыми у нас общее небо.

Кроме прочего «Украэроцентр» обязан не только составлять планы воздушного движения согласно заявкам от пользователей воздушного пространства (в профессиональной терминологии есть и такое понятие), но и контролировать выполнение этого плана. Разумеется, в случае изменения реальной ситуации мгновенно реагировать на них, ставя в известность всех участников движения. Словом, дел хватает.

Впрочем, до недавнего времени именно из-за своего чисто географического расположения выполнение функций центром было несколько затруднено. Ну какое тут управление чуть ли не из центра Киева! И вот на днях «Украэроцентр» справил новоселье. Теперь же центр нашел свое место поближе к небу, рядом с международным аэропортом «Борисполь», на базе своего же структурного подразделения «Киевцентраэро», одного из пяти, существующих в Украине. Теперь к услугам руководящей единицы все современные телекоммуникационные и радиолокационные средства «Киевцентраэро», которые гарантируют надежные каналы связи не только с органами государственной власти, но и с аналогичными центрами Турции, Румынии, Венгрии, России.

— Мало кто в Европе может похвастаться нашими техническими возможностями, — не без гордости заметил начальник «Украэроцентра» генерал-майор Виктор Береза сразу после церемонии торжественного открытия главного офиса украинской небесной канцелярии. И присутствовавшие на празднестве представители Министерства транспорта и Министерства обороны, многочисленные военные атташе посольств и консульств, работающих в Украине, авиаторы гражданские и военные не могли с этим не согласиться. Новейшее компьютерное оборудование, прочий технический фарш, заменивший «слепые» круглые экраны локаторов и разлинованную кальку, на которую диспетчеры движения еще совсем недавно наносили исполненные маршруты самолетов, действительно впечатляли. Кстати, все это гости украинских авиаторов могли увидеть в музее, расположенном в этом же здании, от чего впечатление от рабочего зала управления воздушным движением, напоминающим знакомый всем по экранам телевизоров Центр управления космическими полетами где-нибудь в Хьюстоне, было еще более поражающим.

— Собственно, и создание нашего центра, и нынешнее новоселье — это только первый этап поставленных перед нами задач, — заверил начальник «Украэроцентра» Виктор Береза. — Далее — создание так называемого АС-центра, задача которого — полная автоматизация процессов координации, планирования и контроля за использованием воздушного пространства как самой Украины, так и того, который находится в рамках ответственности нашей страны. Его введение поможет в значительной степени повысить уровень безопасности полетов, а само планирование сделать более оперативным.

Что это может означать для нас, рядовых «пользователей воздушного пространства»? Разумеется, одно: мы вовремя взлетим на одном аэродроме и благополучно приземлимся на другом, радостно встречаемые родственниками и знакомыми.