UA / RU
Поддержать ZN.ua

НЕТ ЗЕРНА? УЧИТЕСЬ ТОРГОВАТЬ ФЬЮЧЕРСОМ

В разговорах о том, что торговать стандартизованным товаром надо на бирже и что биржевой рынок явл...

Автор: Оксана Макаренко

В разговорах о том, что торговать стандартизованным товаром надо на бирже и что биржевой рынок является, в первую очередь, необходимым условием для создания прозрачного и эффективного аграрного рынка, Украина прожила пятилетку и уже доживает вторую. А воз биржевого зернового рынка, как говорится, до сих пор в самом начале пути. И вот снова появились предпосылки, которые могут в ближайшем будущем изменить ситуацию. Во всяком случае, создатели Украинской фьючерсной биржи и их коллеги из Канады обещают в следующем году начать торговлю фьючерсными контрактами на зерно. Во всяком случае, деньги у них для этого имеются.

Биржевого рынка нет и не было

История создания биржевого рынка продовольствия началась в Украине в 1995 году: тогда в начале года в помещении НБУ состоялись первые торги по пшенице, организованные исполнительной властью. На них была зафиксирована цена на пшеницу третьего класса на уровне 73 долл./тонна. Именно этот уровень цены стал индикативом для сезона, как громко хвастало правительство. Реально же зерно продавалось-покупалось по другим ценам и, конечно, не на бирже. Но как бы там ни было, это было начало: первые торги горделиво назвали биржевыми, хотя реально это был просто аукцион. Завершающим аккордом многочисленных аукционов в стенах Нацбанка стало создание Украинской аграрной биржи. Громкое название, но все те же аукционные торги зерновыми, попытки развивать и продвигать биржевое движение по аналогии с Чикагской товарной биржей закончились фиаско. УАБ привлекла американский кредит под правительственные гарантии, завезла в Украину американские комбайны Case — и на том успокоилась.

Замечательно, что проект создания товарной аграрной биржи продолжает быть интересным для чиновников, и исполнительные власти в рекомендательно-принудительной форме помогали во второй половине 90-х созданию бирж на региональном уровне. И сейчас по областям и весям есть десятки так называемых товарных бирж, бирж ресурсов, аграрных, агропромышленных, деятельность которых сводится к организации покупки-продажи реального продовольствия, или обычных спотовых контрактов. Пик расцвета региональных агробирж пришелся на время введения ограничений на вывоз зерна за пределы региона и за пределы страны без наличия соответствующего биржевого контракта. Более того, аграрное ведомство получило право предоставлять бирже сертификат соответствия, попросту говоря, разрешать ей ставить печать на экспортных контрактах или нет. После этого биржи начали появляться как грибы после дождя и получили прозвище карманных. Такие торговые структуры, их руководство и вчера, и сегодня зависели от настроения губернатора и, собственно говоря, создавались под председателя обладминистрации.

Вот примерно в таком состоянии пребывает биржевой рынок продовольствия на текущий момент. Хотя правдивее и честнее будет сказать — влачит жалкое существование, торгуя вместо зерновых деревом, запчастями, пестицидами, нефтепродуктами и то исключительно спотовыми контрактами, иногда форвардом. То есть биржевого зернового рынка как не было, так и нет.

Справка:

Спотовый рынок — это когда товары продаются за наличные и поставляются немедленно.

Фьючерсный контракт (futures contract) — типовое соглашение о покупке-продаже товара согласно спецификации. Параметры контракта устанавливаются биржами. В спецификации указывается количество и сорт товара, срок и место поставки, цена которой определяется в процессе биржевых торгов.

Фьючерс в помощь

Новым этапом или очередной попыткой наладить в Украине биржевую торговлю продовольствием можно считать создание Украинской фьючерсной биржи. Ее учредители решили не просто заняться биржевой торговлей как таковой, а запустить, наконец, фьючерсную торговлю зерновыми. В январе текущего года 44 крупных компании учредили товарную биржу «Украинская фьючерсная биржа» (УФБ).

Справка:

Президент биржи — экс-вице-премьер Леонид Козаченко.

Генеральный директор УФБ — Галина Шевченко, ранее исполнительный директор Национальной ассоциации бирж Украины.

Председатель экспертного совета — Анатолий Головко.

Председатель наблюдательного совета УФБ — председатель НБУ Сергей Тигипко.

Заместители председателя наблюдательного совета УФБ:

заместитель главы администрации Президента Павел Гайдуцкий,

министр экономики Валерий Хорошковский.

Уставный фонд биржи — 7 млн. грн.

Стоимость биржевого места, которое дает право на создание брокерской конторы, — 50 тыс. гривен.

Учредители биржи: государственная компания «Хлеб Украины»,

Украинская зерноторговая компания, компании Cargill, Toepfer, W.J. Export-Import, Louis Dreyfus, 14 товарных бирж, банки, аграрные предприятия.

Работа УФБ, по словам генерального директора Галины Шевченко, будет строиться по технологии Чикагской товарной биржи (Chicago Board of Trade). Основные инструменты торговли — фьючерсы на зерно, золото и серебро, а также фьючерсные опционы.

В начале года руководство биржи оптимистично пообещало организовать фьючерс в ближайшие полгода, но не получилось. Может быть, заявление не понравилось Генеральной прокуратуре, может, еще кому-то, но в конце марта президент УФБ Леонид Козаченко был арестован, потом его обвинили в нанесении ущерба государству в размере 1,5 млрд. грн. и содействии необоснованному экспорту зерна. Само собой, надежда на быстрое создание фьючерса исчезла.

Октябрь принес свет в конце туннеля. Напомним, что г-н Козаченко был освобожден на поруки народных депутатов в июне этого года и возобновил работу по созданию фьючерсной торговли. Затем правительство Канады выделило Украине в рамках технической помощи 3,5 млн. канадских долларов на развитие зернового и биржевого рынка и реализацию Канадско-украинского зернового проекта, рассчитанного на два года. Одним из главным направлений проекта является развитие товарных бирж в Украине, в частности, помощь в развитии и становлении фьючерсной биржи.

Старые мозоли

Помимо шероховатостей в организационных моментах, большой проблемой и, возможно, угрозой существования УФБ является нынешнее законодательство. Чтобы биржа начала работу, законодательства достаточно, а что дальше? Представители УФБ в настоящее время заняты тем, что готовят необходимые проекты о внесении изменений в законы, чтобы обеспечить необходимые правила работы всех участников биржевого рынка.

Еще большим препятствием для фьючерса на зерно является административное регулирование рынка. Будем откровенны, в условиях тотального вмешательства властей в аграрный рынок торговля фьючерсами просто невозможна. Достаточно вспомнить, что местные власти по своему усмотрению изымают зерно у аграриев, запрещают им вывозить продовольствие за пределы региона. И это лишь малая толика «придумок» властей. Поэтому верить в то, что энтузиастам биржевого движения удастся сломить силу административного регулирования весьма проблематично. Администрирование не исчезнет по мановению волшебной палочки, скорее, наоборот, усилится, особенно на фоне зафиксированного в регионах тотального повышения цен на хлеб, муку, зерно.

Бычков в зал заводить или как?

Однако самая большая проблема — это непонимание агропроизводителей. Крестьяне не могут ответить на вопрос: зачем нужна биржа, в чем преимущества биржевого рынка по сравнению с внебиржевым.

Начнем с того, что само понятие биржа в сознании отечественных сельскохозяйственных предприятий искажено до неузнаваемости. Ведь им никто толково и доходчиво не объяснил разницу между биржей и базаром. Для многих производителей биржа — структура сродни базару, куда надо привезти товар. Говорят, что когда в НБУ только начинали проводить первые торги по зерну, то в зал вошел агропроизводитель и спросил: это здесь биржа, я бычков привез, заводить их в зал или как? Проверить правдивость этой истории невозможно, но сегодняшние реалии свидетельствуют: понимание людей, выращивающих зерно, о том, что есть биржа и фьючерс с того времени мало изменилось.

Кроме этого, не следует забывать тот факт, что биржи работают сегодня чуть ли не в каждом районе, выполняя то, что выгодно руководителю района или области. И зачастую выходит, что планы местных властей нарушают планы и договоренности агропроизводителей. Как яркий пример можно вспомнить летнее решение губернаторов обязать всех торговать только на бирже. Аграрии сразу же оценили такие решения как незаконное и необоснованное вмешательство в их деятельность, но ничего с распоряжениями не могут сделать, так как правоохранительные органы, налоговая принимают сторону губернаторов. Вот и выходит, что перспектива создания биржи и организации фьючерса зависит от того, насколько готовы быть рыночными губернаторы и агропроизводители.

Правда, если сельское хозяйство и дальше будет оставаться в плену админресурса, то УФБ намерена вместо зернового организовать фьючерс на энергоресурсы…

Админресурс отправят на курсы… брокеров

Аналитики говорят, что, возможно, ошибка инициаторов и идеологов биржевого движения кроется в их стремлении и желании отправить всех крестьян на биржу. Словосочетание «сельскохозяйственные предприятия должны придти на биржу» отечественные аграрии воспринимают буквально и не понимают, куда и зачем надо идти, если запросто можно продать выращенное зерно или будущий урожай, сидя в кабинете председателя агрофирмы. И, собственно, аграрии правы. По словам международного эксперта по товарным биржам Александра Белозерцева, только 10% агропроизводителей выходят на биржу как участники торгов. Основная же выгода биржи для производителя заключается в том, чтобы она (биржа) и у нас стала индикатором рынка, и возможностью просчитать, что же выгоднее производить в новом сезоне.

И, наконец, об оригинальном отечественном ноу-хау. УФБ намерена провести серию тренингов среди руководителей райадминистраций, агрохозяйств и попытаться из противников биржи превратить этих людей в ее сторонников. Безусловно, кому-то таким образом удастся доказать необходимость работы фьючерсной биржи. Но вряд ли на это потребуется всего лишь год. В Чикаго фьючерс формировался в течение десятков лет. Украинцы, как обычно, в своем стиле: пришел, увидел, победил? Или провалил…

P.S. В Украине зарегистрировано более 800 бирж, 47 из них специализируются на торговле продовольствием. Кабмин считает нецелесообразным иметь большое число действующих в Украине бирж и намерен ужесточить контроль над их работой.