UA / RU
Поддержать ZN.ua

НЕТ СТРАН ПРОСТЫХ. ВСЕ СТРАНЫ — СПЕЦИФИЧЕСКИЕ

Всеукраинская общественная организация Ассоциация дружбы «Украина—Ливия» создана и зарегистрирована Министерством юстиции в 1994 году...

Автор: Алла Котляр
Традиционный ливийский пейзаж

Всеукраинская общественная организация Ассоциация дружбы «Украина—Ливия» создана и зарегистрирована Министерством юстиции в 1994 году. На сегодняшний день включает более 150 индивидуальных и коллективных членов, в том числе народных депутатов, госслужащих, ученых и представителей высших учебных заведений, руководителей и трудовые коллективы различных предприятий и организаций (ряд медицинских учреждений). Имеет представительства в 13 регионах Украины. Ассоциация проводит активную работу по развитию гуманитарно-культорологических и экономических отношений между Украиной и Ливией. Сотрудничает, в частности, с НАК «Нефтегаз Украины», Борщаговским фармацевтическим заводом, АНТК им.Антонова. Лоббирует их интересы на ливийском рынке.

Как только появилась надежда на то, что санкции ООН в отношении Ливии могут быть сняты, об этой стране, как о «богатой невесте», заговорили многие. Наравне с государственными органами к Ливии стали проявлять интерес и частные предприниматели.

Несмотря на определенную «проблемность», Ливийская Джамахирия является очень платежеспособной страной. Ее экономика напрямую зависит от продажи нефти. Большие поступления от экспорта этого сырья и немногочисленное население делают Ливию одной из богатейших стран в Африке по показателю дохода на душу населения. По структуре своего производства и товарооборота это государство достаточно много импортирует — начиная от товаров народного потребления и до высокотехнологичной продукции.

На ливийском рынке сегодня очень активно работают «иностранцы», в том числе итальянцы, англичане, канадцы, немцы, россияне. Весьма привлекателен он и для Украины, за которой во времена Советского Союза было неофициально закреплено торгово-экономическое и техническое сотрудничество с Ближним Востоком. И сегодня возможности по наполнению ливийского рынка абсолютно адекватны возможностям и нынешнему техническому уровню базовых отраслей украинской экономики. Кроме того, Украина могла бы использовать потенциал Ливии и ее роль на Африканском континенте для продвижения украинских товаров в Африке.

Однако, несмотря на очевидные выгоды, единой политики и долгосрочной стратегии по развитию сотрудничества с этим государством в Украине не существует. В таких странах, как Ливия, очень ценятся встречные шаги государства, с которым хотят развивать отношения. Если какая-то компания намерена делать бизнес, она должна представлять страну, которая хорошо относится к Ливийской Джамахирии, грамотно повела себя в вопросе снятия санкций, и хочет развивать отношения не только в экономическом, но и в других аспектах. Любой прокол одной компании ложится клеймом на всю страну ее происхождения в целом. К примеру, история с болгарскими врачами сразу же сказалась на отношении Ливии ко всяческим бизнес-контактам с этой страной. А у ливийцев уже остались весьма неприятные воспоминания от позапрошлогоднего визита в Украину генерала Джабера; не безоблачной была и продажа украинских «Русланов». К тому же ситуация, сложившаяся по ряду украино-ливийских проектов, тоже весьма неоднозначна.

Но, несмотря на все проколы украинской стороны, Ливия все еще заинтересована в сотрудничестве с Украиной. Немалая заслуга в этом принадлежит послу Украины в Ливии Алексею Рыбаку, а также ассоциации «Украина—Ливия», активно лоббирующих украинские интересы. Серьезную поддержку Украина имеет и в лице единственной политической организации Ливийской Джамахирии — Движения революционных комитетов (ДРК). Немалая часть нынешней ливийской элиты — люди, получившие в свое время образование в Украине. Кроме того, Украина — страна без имперских замашек. А ливийцы, хорошо помнящие времена господства турков, итальянцев, американцев, англичан, считают, что, работая со странами, не имеющими «имперского прошлого», они смогут избежать прямой зависимости и диктата.

Привлекают Ливию также остатки технологий Советского Союза и некоторые уже современные отечественные достижения. Правда, на этом поприще основными конкурентами Украины являются Россия и Беларусь. Российский экономический потенциал, безусловно, более высок, однако до сих пор не урегулирована проблема долга Ливии России как преемнице бывшего СССР. Кроме того, определенную роль играет и чеченский фактор. Позиции Беларуси на ливийском рынке более сильны за счет контактов на высшем уровне, но она не имеет такого потенциала, как Украина.

Помимо промахов, которые Украина уже допустила в отношениях с Ливией, есть и положительные моменты. Как демонстрацию серьезного отношения к этому государству и важный шаг к укреплению позиций на ливийском рынке можно расценивать предварительные договоренности с ливийской Национальной нефтяной корпорацией (NatЅonal OЅl CorporatЅon, NOC) и намерение НАК «Нефтегаз Украины» в начале этого года открыть в Ливии официальное представительство (подробнее об этом см. «ЗН» №45 от 25 ноября 2002 года, «Страна еще не утраченных возможностей».)

«Для Украины в целом — это вопрос диверсификации поставок нефти. Кроме того, нефть — это очень хорошее средство расчетов для всех видов услуг, работ, продукции, которые Украина может предложить Ливии», — считает председатель совета правления ассоциации дружбы «Украина—Ливия» Олег Дубиш.

— Какие области торгово-экономического сотрудничества с Ливийской Джамахирией, на ваш взгляд, наиболее перспективны для Украины?

— Наряду с большими проектами очень перспективно развитие среднего и малого бизнеса. Но, в отличие от крупного, это требует самоорганизующейся предпринимательской общественности.

Перспективен рынок авиации средней дальности, в частности, продукция харьковского и киевского авиазаводов. Машиностроение и все, что с ним связано: в ближайшие годы Ливия намерена инвестировать 35 млрд. долл. в развитие народного хозяйства, и это значит, что ливийцы, в том числе, будут «поднимать» и свою промышленность.

— А украинская сельскохозяйственная продукция?

— Учитывая, что украинское сельское хозяйство в силу различных факторов шаг за шагом поднимается и увеличивает объемы реализации продукции (особенно в свете процессов, происходящих в ВТО, когда ЕС уменьшает соответствующие дотации в агропроизводство), считаю, что ситуация на международных рынках зерновых будет выравниваться в нашу пользу. И мы должны искать, смотреть, где и как они торговали прежде, а также учитывать конъюнктуру рынка в региональном аспекте, ведь крупнейшие потребители зерновых находятся на севере Африки.

Ливийская Джамахирия в силу климатических условий не может эффективно вести сельское хозяйство, и потому является емким рынком для экспорта зерновых. Причем это направление уже активно развивается, но, к сожалению, в основном через посредников, и Украина на этом теряет. Так в 2001 году у нас были реализации зерновых на несколько миллионов долларов. В 2002 году с ливийской стороны также была заявка, которая впоследствии по странному стечению обстоятельств «растаяла», зато появился контракт с Тунисом.

Существует также техническая проблема, мы стараемся ее решить. Поскольку сельхозпроизводство Ливии состоит из мелких хозяйств, ливийцы заинтересованы в закупках фуражного ячменя и других фуражных культур в мелкой расфасовке. Поэтому множество посредников организовывают пункты упаковывания и затем перепродают то же украинское зерно по более высокой цене.

Еще одна тема, связанная с аграрным сектором, — гуманитарная помощь Ливии для Африканского континента.

— Несколько лет назад украинско-ливийской межправительственной комиссией было подписано соглашение по селекции овощных семян и крупного рогатого скота. Однако этот проект так и не был реализован. Почему?

— Дело в том, что в Украине мало кто понимает ливийский менталитет: если мы хотим чего-то достичь, нужно напоминать о себе по десять раз, ездить, убеждать, искать людей, которые непосредственно принимают решения и финансируют предлагаемые проекты. Это, прежде всего, нужно Украине.

Еще одна проблема, которая также сказывается как на аграрных, так и на других проектах, — текучесть кадров. В ливийской системе координат, если клерк занимается каким-то вопросом, то он занимается этим постоянно, как в бывшем СССР.

— А участие Украины в строительстве металлургического комбината в Мисурате по-прежнему актуально?

— Большую работу по реализации этого проекта в свое время провел концерн «Энергия». С ливийской стороны, с точки зрения финансирования, все было подготовлено на высшем уровне. К сожалению, на каком-то этапе украинская сторона решила внести изменения в проект, что было воспринято ливийцами как несерьезное отношение.

Тема металлургического комбината осталась, нишу эту пока еще никто не занял. Но этот проект требует адекватного партнера и соответствующего уровня подготовки с украинской стороны.

Есть также проекты, за которые, считаю, мы должны бороться всеми силами. Один из них — строительство железной дороги. Речь идет о двух железнодорожных ветках, которые пересекут Северную Африку с севера на юг и с запада на восток. Весь железнодорожный проект через Ливийскую Джамахирию оценивается в 10 млрд. долл. Ливийская сторона предложила Украине строительство одного из участков дороги от Египта до Туниса (Тобрук—Имсаат) стоимостью в 600 млн. долл. Выиграв в первом тендере, можно рассчитывать и на дальнейшую работу, ведь средства на строительство железной дороги в бюджете Ливии уже запланированы.

К ситуации на ливийском рынке необходимо подходить реально: конкуренция очень большая и жесткая — кто нам запрещает, тот сам первый туда рвется. Причем следует понимать, что ливийцы весьма активно используют свои масштабные проекты для решения разных вопросов. И самостоятельно бизнес, к сожалению, таких контрактов не получит. Например, если Китай намерен получить контракт, туда едет высшее руководство; англичане презентовали себя в Ливии на уровне госсекретаря МИДа; весьма активны французы и россияне.

Украинцы пока не сделали ничего. На этот проект претендуют многие государственные, частные и компании со смешанной формой собственности. Кроме ассоциации «Укрзалдорбуд», очень активно в последнее время старается получить заказ на строительство выделенного Украине участка компания «Інтербудмонтаж». И если на правительственном уровне не скоординировать всю работу, то дойдет до того, что наши же предприниматели начнут там конкурировать за этот участок.

— Во время визита делегации во главе с генералом Абу Бакером Юнесом Джабером обсуждался и вопрос сотрудничества в сфере охраны здоровья. Причем, насколько мне известно, ливийская сторона предложила проект, который принципиально отличался от украинского.

— Большая головная боль посольства Украины в Ливии — украинские врачи. Процесс их выезда в Ливию и отбора — абсолютно бессистемный и безответственный, что сказывается как на ливийском имидже здесь, так и на украинском в Ливии. Множество компаний, без подтвержденных полномочий, обещая заоблачные доходы, снимают первые сливки, отправляя туда людей. Ливия — страна специфическая, а они едут неподготовленными, к тому же зачастую не имея никаких подтверждений и гарантий, и нередко попадают в различные неприятные ситуации, вплоть до ареста. Так что этот процесс требует регулирования с обеих сторон.

Было предложено, чтобы ливийская сторона сконцентрировала процесс заявок (они знают перечень хороших клиник, где, кстати, зарплаты соответствующих специалистов достигают 3—5 тыс. долл. в месяц), а украинская — скоординировала направление врачей. К сожалению, существует большое противодействие: и здесь, и там — бизнес, желание заработать, очень много частных клиник, и соответственно — корпоративных интересов разных групп. То же можно сказать и о лечении ливийцев в Украине. Народное бюро (посольства) Ливии в Украине стремится упорядочить этот процесс.

Что касается перспектив, то примечательным было бы открытие украинских медицинских центров в Ливии. Наших врачей там ценят и уважают, особенно офтальмологов. Это решило бы и вопрос цивилизованного трудоустройства.

Привлекателен для ливийцев и Трускавец. Здесь Украина вполне может конкурировать с такими известными курортами, как Баден-Баден и Карловы Вары. Есть договоренности с санаторием «Карпаты», поддержка мэра Трускавца. Эту тематику мы будем развивать как для Ливии, так и для других арабских стран.

Мы также делаем все возможное, чтобы продвинуть на ливийский рынок продукцию Борщаговского фармацевтического завода. Думаю, что и другие отечественные фармацевтические предприятия имеют шанс. Прежде всего, за счет качества и цены. Вполне вероятно, что уже в самое ближайшее время появятся конкретные результаты.

В Ливии существует программа развития туризма, для чего государство будет предоставлять финансирование, скидки, режим преференций. И если бы какая-нибудь из мощных туристических компаний, работающих с арабскими странами, заинтересовалась этим направлением, то это было бы очень перспективным. По климатическим условиям Ливийская Джамахирия — одно из самых экологически чистых мест на Средиземноморье. Развит экстрим-туризм. Кроме того, это одна из немногих стран мира, в которых в очень хорошем состоянии сохранились римские и греческие памятники. Есть неплохие гостиницы. Конечно, их «звездная» оценка не соответствует европейским стандартам, но ливийцы очень активно это дорабатывают, и года через три-четыре проблем с туристическим сервисом не будет. Развитие и модернизация страны идут огромными темпами.

— Какие мероприятия Ассоциация дружбы «Украина—Ливия» планирует провести в ближайшее время?

— В деятельности ассоциации первоначальным было гуманитарно-культорологическое направление. Поэтому мы планируем организовать поездку в Ливию нескольких коллективов народного творчества, хотим организовать несколько выставок — к весне готовим выставку «Сахара». Пустыня объясняет очень многое — от зеленого цвета флага до ливийской ментальности.

Для ливийцев большое значение имеет учение Каддафи «Зеленая книга». В Киеве есть энтузиасты, которые занимаются данным направлением, в частности Киевский институт лингвистики и востоковедения.

Лично я считаю очень актуальной активизацию делового сотрудничества. Будет бизнес, будут и связи. В октябре прошлого года по инициативе ассоциации в Ливийской Джамахирии впервые была проведена отдельная выставка-форум «Украина приглашает к сотрудничеству», в работе которой участвовали 50 человек — представители Кабинета министров Украины, министерств и организаций культуры, образования, медицины, научных учреждений, бизнесмены. На выставке были представлены более 30 украинских предприятий и организаций, в том числе НАК «Нефтегаз Украины», ОАО «Мотор-Січ», ОАО «КРАЗ», «Укртранснафта», Борщаговский фармацевтический завод, Всеукраинский союз сельскохозяйственных предприятий. Отдельно представлялись возможности и потенциал украинской медицины, в том числе офтальмологии, науки и образования; курортный и оздоровительный потенциал Западной Украины, в частности Трускавца. К слову, ливийская сторона с сожалением и некоторым удивлением отметила отсутствие в составе делегации представителей украинского авиастроения, железнодорожников.

С 15 по 18 марта в Триполи под эгидой Ассоциации африканских стран–производителей нефти (АРРА) и Государственной нефтяной корпорации Ливии (NOC) будет проходить Первый международный конгресс-выставка африканских стран — производителей нефти. Это значительное событие для всей нефтегазовой отрасли Африки и, используя наши хорошие отношения с организаторами конгресса, мы хотим достойно представить соответствующий украинский потенциал. Комплексное сотрудничество Украины с такими общеафриканскими экономическими структурами, как Инвестиционный Союз Африки (ИСА) и APPA, по моему мнению, смогут внести значительный вклад в практическое выполнение Программы сотрудничества Украины со странами Африки на период 2003—2005 гг., проект которой (согласно поручению КМУ № 18310/23) находится на рассмотрении в правительстве Украины.

В апреле планируем принять участие в ежегодной международной выставке в Триполи, а к осени — организовать торгово-инвестиционный форум Украины в Ливии, чтобы на основе информации, собранной на наших предприятиях, представить украинские возможности.

В первом полугодии 2003 года должно состояться третье заседание двусторонней межправительственной комиссии, в проведении которого пока еще заинтересована ливийская сторона. Это, безусловно, очень важно для того, чтобы на государственном уровне обсудить вопросы и продемонстрировать отношение Украины к Ливии. Но без движения снизу, работы «бизнес в бизнес» реальных результатов не будет.

— Олег Зиновьевич, вы являетесь единственным представителем из стран Восточной и Центральной Европы в составе руководства ИСА. Что это может дать Украине и вам лично?

— Иногда я чувствую себя там «белой вороной», поскольку не являюсь официальным лицом государства. Мое членство в ИСА — это общественная деятельность, в первую очередь связанная с отношениями с Ливией.

Африканский континент имеет несколько центров влияния — арабские страны Африки, англофония, франкофония. ЮАР и группы стран, таких как Нигерия, больше ориентируются на западные государства. Но в северной части Африки велико влияние Ливии. Существуют разные причины и мотивы, но факт в том, что на сегодняшний день Каддафи — один из лидеров интеграционных процессов на Африканском континенте. Он очень активно реализует программы технической и гуманитарной помощи африканским странам, многие из которых видят в Каддафи лидера континентального масштаба. ИСА был создан по его инициативе, с целью объединения и координирования политики всех потенциальных и реальных инвесторов, заинтересованных в развитии Африканского континента. На форуме в Дурбане (2002 год) эта организация была признана одним из экономических органов Африканского союза.

Для Украины мое участие в ИСА — это возможность лоббировать украинские интересы. Иначе говоря, за ливийские деньги Украина могла бы экспортировать в Африку оборудование, технологии. Это очень перспективно и абсолютно реально, но пока остается на уровне индивидуальных инициатив.

Между тем товарооборот Украины со странами Африки с 1996 года (350,8 млн. долл.) увеличился в несколько раз и в 2001 году составил 1088,9 млн. долл., 883,97 млн. долл. приходится на украинский экспорт, основными статьями которого были металлы и металлопродукция, сельхозпродукция. 204,93 млн. долл. — импорт: руды и концентраты алюминиевые, какао-бобы, табачное сырье, руды и концентраты марганцевые, фосфаты кальция. Объем торговли товарами между Украиной и странами Африки в 2001 году, по сравнению с предыдущим, увеличился на 25% (основные торговые партнеры — Египет, Алжир, Нигерия, Ливия, Марокко, Гвинея, Тунис и Гана). За шесть месяцев 2002 года товарооборот со странами Африканского континента составлял 3,2% от общего товарооборота Украины. По сравнению с соответствующим периодом прошлого года он возрос на 12,5% и составлял 494 млн. долл. Если проанализировать динамику на российском и европейском направлениях, то там такого роста нет.

— Но нестабильность Африканского континента настораживает...

— Говорить, что Африка нестабильна, на мой взгляд, по меньшей мере, некорректно. Конфликтные точки в центральной Африке локальны и достаточно контролируемы. Бизнес там можно делать. И его делают. С украинским оборудованием, техникой, но — россияне, белорусы, египтяне, европейцы. Этот рынок перспективен. Африканским континентом нужно заниматься, а Ливия — это сталкер Украины на этом рынке.