С 2018 г. действует Дорожный фонд Украины. Это дает новые возможности всем участникам дорожного строительства, поскольку они получили не просто гарантированные источники финансирования, но и перспективу планирования на будущее. А украинским водителям - шанс на нормальные дороги.
Итак, бюджетные средства Дорожного фонда будут распределены следующим образом:
60% - на финансовое обеспечение строительства, реконструкции, ремонта и содержания автодорог общего пользования государственного значения;
35% - на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автодорог местного значения;
5% - на финансовое обеспечение мер безопасности дорожного движения в соответствии с государственными программами.
Суммарно в 2018 г. на дороги заложена рекордная сумма - 47 млрд грн. Из них 33 млрд грн - это средства дорожного фонда, остальные 14 млрд напрямую будут финансироваться из Государственного бюджета.
Но "ложкой дегтя" в распределении средств стал отказ "Укравтодора" использовать цементобетонные технологии.
Приоритеты, выставленные "Укравтодором" на 2018 г., разработаны, опираясь не на принцип важности для страны, а на принцип важности людей, определяющих, куда эти дороги идут. В ночь перед голосованием бюджета автомобильные дороги, на которые будут идти деньги, были заменены. Например, отменили финансирование 2 млрд грн на Николаев-Кропивницкий, которая должна была быть заложена в цементобетоне.
Зато выделены 5 млрд грн на дороги, не имеющие первостепенного значения, с учетом интенсивности движения и транзитных потоков. Это автомобильные дороги Харьков-Ахтырка, Житомир-Черновцы и Днепр-Решетиловка.
Фактически, было сказано "нет" бетонным дорогам, которые могли бы стать новым качественным решением для проблем украинских дорог. Из-за политических решений мы ухудшаем шансы укрепить транзитный потенциал страны. Транспортная отрасль начинает терять главную свою функцию - обслуживание экономики и стимулирование экономического роста. Как следствие, потеря потенциального ВВП.
Альтернативным решением является финансирование дорог, имеющих важное значение, с учетом экономических потоков. Это дороги к портам, таможням или с высокой интенсивностью движения.
Например, по приоритетности безотлагательного финансирования, чем определенные, требуют дороги:
- на Одессу, Херсон, Николаев;
- дороги между Мелитополем и побережьем Азовского моря;
- дороги около западных границ Украины;
- дороги около Киева.
Такая логика финансирования была бы экономически целесообразной. Это обеспечило бы дополнительные возможности для экспорта отечественных товаров: аграрной продукции, металлопроката и т.п. Причем строительство этих дорог, из расчета на продолжительную службу в условиях большой нагрузки, сэкономило бы миллионы гривен на ремонт, которые были бы использованы на другие дороги. И один из возможных путей этого - цементобетонные технологии.
Почему выгодно делать дороги цементобетонные?
Чтобы изменить ситуацию и улучшить украинские дороги, следует понять три важных момента:
- для восстановления всей сети дорог нужно бороться за долговечность более 15 лет;
- надо использовать технологии, которые работали бы на благо украинской экономики и благосостояние граждан;
- необходимо иметь независимый контроль качества работ по строительству дорог.
В Украине всего 1% цементобетонных дорог. Приблизительно 60–70% новых дорог, проектируемых сегодня в странах ЕС, - цементобетонные. Такие показатели - серьезный сигнал задуматься над тем, почему такая практика не введена в Украине.
Яркий пример - автомобильная дорога Киев-Ковель, или, как ее называют, Варшавка. На ней за весь период существования ни на одном квадратном метре не делали ямочного ремонта.
Украинский институт будущего и ассоциация "Укрцемент" провели экономическую оценку цементобетонных дорог и получили ряд обстоятельных результатов.
Во-первых, стоимость цементобетонных дорог оказалась на уровне стоимости асфальтобетонных, а то и ниже. Поскольку жизненный цикл автомобильных путей для бетонной дороги - 20–
25 лет, а для асфальта - до 10 лет. Общая стоимость цементобетонных дорог на протяжении
20 лет на 40 и более процентов ниже, по сравнению со стоимостью асфальтобетонных.
Во-вторых, свыше 50% стоимости асфальтобетонных дорог Украины составляет импортный битум. Значительная часть которого завозится из страны агрессора - Российской Федерации. Соответственно, при строительстве дорог снижается показатель "чистого экспорта" в структуре ВВП. Поскольку битум является продуктом нефтепереработки, стоимость строительства дорог из асфальтобетона прямо будет зависеть от мировых цен на нефть и других рисков, связанных с импортом.
В то же время строительство цементных дорог полностью обеспечивается сырьем, произведенным в Украине.
В-третьих, запас производственных мощностей цементной промышленности составляет более 30%, что дает возможность обеспечить строительство цементобетонных дорог в Украине. А главное - мы можем полностью обеспечить украинскими материалами строительство автомобильных дорог на основе цементобетона.
По оценкам, при строительстве 1 тыс. км в год цементобетонные дороги могут обеспечить рост ВВП до 20 млрд долл. до 2030 г.
Расчеты института свидетельствуют, что строительство бетонных дорог будет выгодным и государству, и налогоплательщикам. Это может стать приоритетом в развитии дорожного хозяйства. Даст возможность:
- повысить привлекательность транзита нашего государства;
- увеличить ВВП и инвестиции;
- заменить импорт местным производством;
- решить социальную проблему обеспечения рабочими местами.