UA / RU
Поддержать ZN.ua

Необъявленная распродажа

В маркетинговой тактике компаний методы создания ажиотажа с целью увеличения спроса на продукцию или услуги компании используются гораздо чаще, чем распознаются...

Автор: Дмитрий Кракович

В маркетинговой тактике компаний методы создания ажиотажа с целью увеличения спроса на продукцию или услуги компании используются гораздо чаще, чем распознаются. Одним из таких методов является запуск утки, то есть искаженного сообщения, которое может распространяться по разным каналам: слухи, заявления отдельных лиц, средства массовой информации (особенно часто для этого используется Интернет). Похоже, примером такой практики может послужить история, которая произошла еще весной, но до сих пор оказывает влияние на отечественный рынок.

В апреле этого года российские и украинские СМИ облетело сенсационное сообщение: японская корпорация Pentax, один из мировых лидеров в производстве фотооборудования (образующая вместе с Nikon, Canon, Minolta и Olympus так называемую «большую пятерку»), прекращает производство и до конца 2004 года свернет продажи 35-миллиметровых (то есть обычного формата) пленочных фотоаппаратов, а сосредоточится исключительно на выпуске цифровых и среднеформатных (профессиональных) аппаратов.

Новость впервые появилась 27 апреля на сайтах российских информагентств. Оттуда пресс-релиз распространился во множество других электронных и печатных изданий. Источником информации указывалась или компания Pentar (официальный дистрибьютор корпорации Pentax в России), или собственно Pentax, или сообщение печаталось со ссылками на другие информационные агентства.

Компания Pentar продублировала эту информацию 28 апреля на своем сайте. А уже на следующий день в связи с возникшим ажиотажем еще раз напечатала подтверждение планов Pentax до конца года свернуть производство и продажу пленочных 35-миллиметровых фотоаппаратов. За короткое время эта информация распространилась и в другие российские и украинские издания, и сейчас статьи о цифровой фототехнике уже часто начинаются со слов: «Как известно, компания Pentax сворачивает производство пленочных камер…»

Хотя не нужно быть большим специалистом, чтобы обнаружить в распространяемой информации серьезные нестыковки. Почему, например, прекращение производства и прекращение продаж должны происходить одновременно? Ведь прекращение продаж в таких случаях вообще не декларируется, запасы распродаются до тех пор, пока они есть.

Насторожить должно бы и то, что в линейке 35-миллиметровых зеркальных фотоаппаратов Pentax («зеркалок»), предлагаемых в продажу, из семи аппаратов только один цифровой, остальные шесть — пленочные. То есть у компании даже нет в ассортименте достаточного количества цифровых «зеркалок», чтобы заменить свои пленочные. Не сделает в этом смысле погоду и новая модель цифровой «зеркалки», которая планируется к выводу на рынок в ноябре 2004 года.

Наконец — рынок для пленочных камер по-прежнему есть и растет. Это, в частности, косвенно подтверждается обнародованным в январе этого года — решением мирового лидера в производстве фотоматериалов — компании Kodak увеличить объемы продаж фотопленки на развивающихся рынках, а именно: в Китае, Индии, в странах Восточной Европы и Латинской Америки.

Попытки пролить свет на происходящее особым успехом не увенчались. В нерусскоязычных СМИ сообщения о свертывании корпорацией Pentax какого-либо производства не было, как не было его и на официальном сайте Pentax. Мишель Мартин, PR-координатор Pentax-USA, и Нобуаки Танишима, президент Pentax-Europe, оставили информацию без комментариев.

В компании Pentar, откуда новость и появилась на свет, вначале сообщили, что эта информация предназначалась только для дистрибьюторов, и поэтому в западных СМИ ее нет. Затем признали, что доступ к информации не был ограничен только дистрибьюторами.

Несомненно одно — компания Pentar лихо повысила объемы продаж пленочных фотоаппаратов Pentax. Наверняка нашлось достаточно желающих приобрести высококлассные пленочные фотоаппараты, продажи которых обещали продлить всего на полгода.