UA / RU
Поддержать ZN.ua

Нефть в обмен на продовольствие?

Хлеба и зрелищ. Известное высказывание времен Римской империи сегодня в одной из бывших римских колоний — Ливии — трансформировалось в девиз: хлеб в обмен на нефть!..

Автор: Дмитрий Хилюк

Хлеба и зрелищ. Известное высказывание времен Римской империи сегодня в одной из бывших римских колоний — Ливии — трансформировалось в девиз: хлеб в обмен на нефть! По крайней мере, он актуален в отношениях этой северо-африканской страны с нашим государством. Свидетельство тому — ряд бизнес-проектов, которые в последние годы пытаются воплотить в жизнь обе стороны. Визиты первых лиц украинского политикума — президента, премьер-министра — в Ливию, посещение Украины лидером этой страны Муамаром Каддафи в течение довольно короткого отрезка времени свидетельствуют о взаимном интересе в бизнес-сфере. В этом же ключе прошел состоявшийся на этой неделе визит секретаря СНБО Раисы Богатыревой в Триполи. Программа визита была довольно насыщенной. Прошли встречи с рядом чиновников самого высокого политического ранга, представляющих экономический и политический блок правления Ливии.

Секретарь СНБО после встречи со своим ливийским коллегой Муатасимом Каддафи рассказала, что одним из предметов дискуссии был вопрос политики безопасности в энергетической сфере. «Украина, как ни одна другая страна в мире, заинтересована в диверсификации источников поставок энергоносителей. И потому вопрос улучшения взаимодействия НАК «Нафтогаз» и соответствующего ливийского института находится на повестке дня».

Р.Богатырева признала, что в свое время Украина упустила шанс присоединиться к ливийскому нефтяному пирогу, однако это, по ее мнению, не лишает перспектив дальнейшего сотрудничества: «В 2003—2004 годах... Украина имела возможность на четырех месторождениях начать программу добычи нефти и газа, но, к сожалению, получилось так, что до реализации этого проекта украинская сторона так и не дошла. Сегодня мы говорим о том, чтобы представительство НАК «Нафтогаз Украины» получило возможность принимать участие в аукционах по продаже лицензий на добычу углеводородов... Возможно, в ближайшее время наши специалисты согласуют вопросы получения лицензии на добычу нефти на одном из месторождений». Также она говорила об участии НАКа в тендерах на предоставление услуг на геологоразведочные и добывающие работы на ливийских месторождениях углеводородов.

Однако такого рода проекты требуют «политической поддержки со стороны обеих стран».

Не будем говорить о Ливии, но в Украине с этим, как известно, сложно. Достаточно вспомнить президентско-правительственные споры вокруг аверсного режима работы нефтепровода Одесса—Броды и связанного с ним вопроса диверсификации поставок нефти. Такую же политическую «поддержку» демонстрируют украинские политики в плоскости украинско-российских газовых договоренностей и вопросов финансового состояния НАК «Нафтогаз Украины». Это вопросы, кстати, важны в контексте участия НАКа в международных проектах. Как известно, чтобы заработать, нужно сначала потратиться, а национальному энергетическому монополисту сейчас, так сказать, не до жиру, учитывая дефицит баланса в несколько десятков миллиардов гривен. Однако в СНБО не считают сложное финансовое положение НАКа препятствием на пути к международному сотрудничеству. «Убеждена, что финансовую поддержку НАКу предоставит государство, и те обязательства, которые возьмет на себя НАК, будут выполняться независимо от внутриполитических обстоятельств», — отметила Р.Богатырева.

Правительственный представитель украинской делегации, директор департамента по вопросам нефтяной, газовой и нефтеперерабатывающей промышленности Министерства топлива и энергетики Алексей Нестеренко акцентировал внимание на другом аспекте энергетической дружбы с Ливией. В частности, он говорит о заинтересованности Украины в инвестициях в строительство нефтеперерабатывающего завода на трубе нефтепровода Одесса—Броды. «В этом году руководство нашего государства внесло предложение ливийской стороне относительно строительства нового НПЗ... Проведено маркетинговое исследование в вопросе выбора площадки под строительство». По словам чиновника, ею может стать или район города Броды, или территория порта «Южный». Также разработаны маршруты поставок на будущий НПЗ сырья, каким может быть как непосредственно ливийская нефть, которая будет транспортироваться из Средиземного моря через Босфор и Дарданеллы, так и нефть из каспийского региона (Азербайджан, Казахстан) — она будет поступать в Украину по схеме замещения ливийской нефти из портов акватории Черного моря Южная Озерка, Супса, Батуми, Поти. При этом А.Нестеренко утверждает, что морской путь нефти в Украину сегодня всего на 10 долларов на тонне дороже транспортировки российской нефти по трубопроводу и составляет 630 долларов. Среди других параметров проекта нового НПЗ — глубина переработки нефти на уровне 96%, производство бензина стандарта Евро-5, мощность первой очереди завода 8—10 млн. тонн нефти в год. Представитель Минтопливэнерго утверждает, что пуск этого завода даст возможность немного снизить стоимость бензина на АЗС благодаря диверсификации поставок нефти на украинский рынок.

Если Украина заинтересована в диверсификации поставок углеводородов, поскольку собственного ресурса недостаточно, то у Ливии схожая проблема, но в вопросе продовольствия: более 90% территорий этой страны занимает пустыня с богатыми недрами, но без единого более-менее мощного источника пресной воды. Ливийский бизнес уже давно присматривается к украинским черноземам. В частности, в Триполи хотели бы получить в аренду ни много ни мало 100 тыс. га сельскохозяйственных угодий для выращивания сои, кукурузы и других культур. Украинская сторона готова сегодня предложить как пилотный проект площадь в 12,6 тыс. га. Этот вопрос в ходе визита прокомментировала заместитель министра агропромышленной политики Валентина Завалевская: «С нашей стороны было предложено предприятие «Агросоюз»... было предложено рассмотреть возможность обработки и выращивания сельхозкультур на площади 12,6 тыс. га». Также она рассказала, что украинская сторона предложила партнерам принять участие в модернизации предприятий государственной акционерной компании «Хлеб Украины». Еще одна украинская инициатива заключается в увеличении экспортного потенциала путем сооружения в Ливии элеватора для обслуживания экспорта отечественного зерна в страны Северной Африки: «Мы готовы предложить Ливии построить зерновой элеватор, который дал бы возможность экспортировать зерно не только в эту страну, а и в другие страны Африки. Такое предложение обсуждается по инициативе предприятия-экспортера зерна «Нибулон», — говорит В.Завалевская. Аграрное сотрудничество выгодно Украине прежде всего в плане финансовых инвестиций в обновление устаревших основных фондов в агропромышленной сфере: «Если будут привлечены средства в развитие сельского хозяйства, особенно в животноводство, то это принесет большую выгоду Украине... С нашей стороны все предложения предоставлены, и мы ожидаем реакции ливийской стороны».

Взаимный бизнес-интерес обоих государств очевиден, однако в плане его реализации со стороны Украины есть вопросы. В частности, неопределенность законодательной базы относительно сельскохозяйственной земли. Речь идет не только о моратории на рыночный оборот сельхозземли, но и о защите сельхозугодий как ресурса. Сегодня никто не может гарантировать, что земля будет защищена от истощения вследствие чрезмерной эксплуатации, и допускать иностранцев в таких условиях весьма рисковано. С другой стороны, отечественный АПК «лежит» с начала 90-х, и для государства, как и во времена СССР, село и его проблемы явно не среди приоритетов, а отечественный частный бизнес не торопится вкладывать средства в аграрные проекты, поскольку этот бизнес не дает мгновенной отдачи и не гарантирует рентабельности со многими нолями.

Вопрос сотрудничества в топливно-энергетической сфере еще сложнее, поскольку нефть и газ в Украине — это прежде всего политика и политики, которые часто ставят собственный политический интерес выше экономических выгод государства.

Хотя в целом украинско-ливийский нефте-продовольственный симбиоз мог бы принести пользу обеим странам, но как все будет — покажет время.

Комментарий

Геннадий Рябцев, заместитель директора НТЦ «Психея»:

— НАК «Нафтогаз Украины» имеет ряд международных проектов в Северной Африке и на Ближнем Востоке, но ни одной возможности он не реализовал, поскольку НАК постоянно проигрывает тендеры как на добычу углеводородов, так и на предоставление услуг по их добыче. Причина — наличие мощных конкурентов на этом рынке, в частности российских на ливийском, где они имеют большее влияние. Однако, несмотря на это, «Нафтогазу Украины» нужно постоянно принимать участие в как можно большем количестве тендеров.

Что касается строительства НПЗ в Украине. Сейчас на европейском рынке фиксируется излишек мощностей по нефтепереработке, кроме того, сооружение НПЗ вблизи Одессы лишит смысла существование нефтепровода Одесса — Броды. С экономической точки зрения, Ливии выгоднее выстроить НПЗ на своей территории и экспортировать готовый продукт, и Украина могла бы выступить инвестором такого проекта.

Также меня беспокоит легкость, с которой украинские черноземы раздаются иностранным государствам, в частности странам Ближнего Востока. Это опасно, поскольку в мире перспектива относительно темпов дефицита и темпов подорожания — за сельхозпродукцией, а не за углеводородами.