UA / RU
Поддержать ZN.ua

НЕ СНИЖАЮТСЯ?.. ЗАСТАВИМ

Держава «тянет» кредитные ставки вниз, конъюнктура ей мешает В условиях, когда отечественная экономика почувствовала себя уверенней, наблюдается достаточно устойчивый спрос на кредиты...

Автор: Жорес А.Медведев

Держава «тянет» кредитные ставки вниз, конъюнктура ей мешает

В условиях, когда отечественная экономика почувствовала себя уверенней, наблюдается достаточно устойчивый спрос на кредиты. Именно на этом украинские банки научились неплохо зарабатывать. Кредитование банками реального сектора экономики в прошлом году выросло почти на 40% и позволило им получить примерно 70% своих доходов. Особенно обнадеживает то, что доля проблемных кредитов сократилась с 11,4 до 6%. При этом гривневые займы, несмотря на то что они неуклонно дешевеют и становятся «длиннее» (в 2001 году кредитная ставка понизилась в среднем на 10%, а объемы долгосрочного кредитования увеличились на 157%), остаются достаточно дорогими и невыгодными. В то время как для оживления экономики необходимо добиться снижения стоимости кредитных ресурсов, особенно в национальной валюте.

Потенциал для удешевления есть

Теоретически существуют «тонкие взаимосвязи» между текущим индексом инфляции, динамикой валютного курса, ростом ВВП, торговым балансом и процентной ставкой — «ценой на деньги».

С экономическими показателями вроде бы все нормально. При всем разнообразии оценок роста ВВП (а различные банки оценивают его от 4% до 10%, в зависимости от уровня своего оптимизма), ни у кого не вызывает сомнения, что рост ВВП в 2002 году продолжится и будет одним из самых значительных среди восточноевропейских стран.

Удивившая всех февральская дефляция на 1,4% позволила правительству даже сделать заявление о возможности пересмотра прогноза уровня инфляции в сторону его уменьшения. Прогноз, скорее всего, пересмотрен не будет, но сам факт подобного заявления благотворно отразился на финансовой стабильности и имидже украинской экономики.

Валютный курс как никогда стабилен, и, кажется, ничто не может его поколебать. На сегодняшний день банкиры не сомневаются, что, по крайней мере, до апреля НБУ не допустит на валютном рынке никаких потрясений.

То есть, исходя из экономических показателей стоимость денег сегодня явно завышена и имеет серьезный потенциал для снижения. Однако банкиры хорошо понимают, что резкое снижение депозитных ставок по целому ряду причин нереально.

Имидж не позволяет, конкуренция мешает

Какие же факторы не дают возможность серьезно снизить депозитно-кредитные ставки? Во-первых, все еще недостаточен уровень доверия к банковской системе, хотя банкиры и утверждают обратное, приводя обнадеживающие цифры роста вкладов в прошлом году. При резком снижении депозитных ставок многие клиенты не понесут свои деньги в банки. Имидж банков еще далек от идеального. На фоне громких скандалов вокруг банкротства банков «Украина» и «Славянский» активизировались проблемные дискуссии о положении дел в Ощадбанке. К тому же к подрыву репутации финансовых учреждений приложили много усилий налоговые органы. В последнее время налоговики все чаще акцентируют внимание на всевозможных злоупотреблениях со стороны банкиров. В отмывании денег на сумму $1,7 млн. подозревается и. о. председателя правления банка «Андреевский» А.Охрименко. Еще $1,5 млн. были якобы незаконно перечислены через банк «Надра». Довольно странное «маски-шоу» налоговики устроили в офисе «Коралл-банка». Свою руку к подрыву имиджа банковской системы приложили и депутаты, направляя запросы в прокуратуру относительно «преступных злоупотреблений» банкиров. В частности, сегодня рассматриваются запросы касательно государственного «Ощадбанка» и «Приватбанка» (оба банка являются «системообразующими» и привлекли львиную долю вкладов).

Вторым по значению фактором является, как это ни странно, конкуренция на рынке депозитных вкладов. Украинцы, в силу своего менталитета, несут свои деньги в банки, предлагающие наилучшие проценты, не всегда интересуясь его репутацией. Впрочем, информационная закрытость многих финансовых учреждений не позволяет как следует оценить риск подобных вкладов. Крупные стабильные банки, как правило, предлагают более низкие ставки по депозитам и теряют потенциальных клиентов.

Третьим фактором являются риски и необходимость формировать под них резервы. Не секрет, что в нашей стране кредитование сопряжено с достаточно серьезными отраслевыми, системными, политическими и прочими рисками, и от точности их оценки и умения их минимизировать и зависит, по существу, успех банка.

Где взять 25% для села?

С приходом весны на повестку дня традиционно стал вопрос о кредитовании весенне-полевых работ. По оценке правительства, для их проведения в 2002 г. аграриям нужно около 4 млрд. грн. банковских кредитов. Чтобы оживить процесс привлечения средств, правительство предложило банкам снизить процентные ставки по кредитам агропроизводителям до 25%.

Сегодня средняя ставка по кредитам в банковской системе составляет 29,4%. Она постепенно и неуклонно снижается, но ее невозможно «подтолкнуть» административными методами. Существует рынок депозитов. Средняя цена портфеля вкладов, например, банка «Аваль» (который на сегодняшний день является лидером в кредитовании АПК) колеблется от 20 до 21% годовых. Прибавив риски и даже минимальную маржу, практически невозможно получить ставку в 25%.

Однако председатель НБУ пообещал, что поддержит правительство в его стремлении удешевить кредиты. И подобное заявление авторитетного для банкиров финансового института уже было воспрининято всерьез. Конкретные действия не заставили себя долго ждать. Основными рычагами влияния НБУ на кредитный рынок являются изменение норм резервирования и рефинансирование банков. Неудивительно, что 11 февраля в свет вышло постановление Нацбанка, утверждающее новые нормативы формирования банками обязательных резервов. С первого марта нормы резервирования по краткосрочным депозитам физлиц в гривне снизились с 10 до 6%, по долгосрочным гривневым депозитам для юрлиц норма уменьшена вдвое — с 8 до 4%, для физических — втрое (с 6 до 2%). Одновременно глава НБУ высказал мнение, что при нынешнем уровне инфляции средства населения могли бы быть привлечены под ставку около 12% годовых. Конечно, не все банкиры согласились с тем, что уменьшение норм резервирования значительно снизит ставки на кредитном рынке. Однако большинство сошлись во мнении, что это, как минимум, приведет к увеличению объемов кредитования. Следующим шагом Национального банка стало мартовское снижение учетной ставки на 1% (до 11,5% годовых), что само по себе уже позволило банкирам надеяться на более дешевые кредитные ресурсы на межбанковском рынке.

В промежутке между этими двумя важными решениями НБУ Л.Кучма своим указом предписал Нацбанку в месячный срок разработать механизм рефинансирования банков, которые согласятся прокредитовать сельхозпроизводителей под проценты, не превышающие двух учетных ставок Нацбанка (то есть на момент подписания указа, все тех же 25% годовых).

Интрига рефинансирования

В настоящее время главная интрига и состоит в той схеме рефинансирования, которую НБУ предложит банкам. Рефинансирование под залог государственных ценных бумаг, определенное на сегодня инструкциями Нацбанка, не пользуется у банкиров особой популярностью из-за низкой доходности ОВГЗ. Возможность же открытия кредитных линий под банковские гарантии кажется пока достаточно фантастической. Впрочем, решение может быть найдено в ближайшее время и наверняка серьезно повлияет на рынок кредитования не только в сельском хозяйстве. Пока что на снижение учетной ставки отреагировал межбанковский рынок, более гибко реагирующий на действия НБУ и избыток ресурсов.

На кредитный рынок также может повлиять отказ НБУ от продажи ОВГЗ. Это, по идее, должно заставить крупные банки дополнительно вкладывать значительные ресурсы в кредитование. Для примера: в январе НБУ мобилизовал средства комбанков на сумму 609,3 млн. грн. — достаточно солидные деньги, которые вкладывали в ценные бумаги крупнейшие банки страны. Существует опасность, что эти же ресурсы будут оказывать серьезное давление на валютный рынок. Правда, в компетентности Нацбанка и его возможностях удержания курса в нужном русле никто пока не сомневается.

Несмотря на неопределенность относительно дальнейших шагов НБУ и их определяющем значении на дальнейшую судьбу цены на кредитные ресурсы, предварительный прогноз все же можно сделать. Ставки по кредитам будут последовательно снижаться, и реальнее всего средневзвешенная ставка понизится в ближайшие два месяца на 2—3%. По понятным причинам, до выборов серьезного удешевления кредитов ожидать не следует. Скорее всего, это произойдет к концу апреля. На протяжении же года процентные ставки, по всей вероятности, подешевеют на 5—8%.