Вопрос легализации игорного бизнеса должен решаться не только из-за необходимости наполнить бюджет
Игра, а тем более игра на деньги, - это не только увлекательное времяпрепровождение, испытание удачи и возможность выиграть большой куш, но и сверхприбыльный бизнес, построенный на извечном желании человека быстро и без существенных усилий разбогатеть. Не зря после полного запрета в 2009 г. игорного бизнеса в Украине неоднократно выдвигались законодательные инициативы в той или иной мере его легализировать. Что и понятно - ведь за этим видом бизнеса стоят огромные деньги. Несмотря на это, ни одна законодательная инициатива по легализации игорного бизнеса на сегодня так и не была реализована.
Цели определяют подход
Отношение к игорному бизнесу в целом и к азартным играм как его составляющей в разное время в разных странах было неодинаковым. Так, истории развития этого вида бизнеса известны случаи как его полной легализации в любых возможных проявлениях, так и полного запрета. На сегодня также нет универсального, истинно правильного подхода к государственному регулированию рынка азартных игр. В одних странах этот вид бизнеса разрешен в любых его видах (казино, букмекерство, игровые автоматы вне пределов казино и т.п.), в других - разрешен частично, а в третьих - подвергается полному запрету. Каждое государство выбирает наиболее подходящий для себя подход к регулированию азартных игр, исходя из тех целей, которые перед собой ставит.
В Украине до середины 2009 г. игорный бизнес был разрешен в полной мере и регулировался государством через лицензирование и патентование. Еще свеж в воспоминаниях рассвет игорной деятельности на территории Украины, когда "однорукие бандиты" размещались чуть ли не возле каждой остановки общественного транспорта, в подземных переходах, иных общественных местах. Тогда каждый желающий мог сделать ставку в азартную игру просто по пути домой, включая несовершеннолетних и малолетних.
Примечательно, что "однорукие бандиты", стоящие на улице, да и в принципе, в помещениях, как правило, не оснащались фискальной памятью, поэтому какие именно реальные деньги вертелись в сфере игорного бизнеса - для государственных органов, скорее всего, было загадкой. Получил лицензию, оплатил патент - можешь работать.
Ситуация немного изменилась, когда в Украине одновременно с лицензированием организации и содержания игорных заведений, тотализатора было введено лицензирование организации деятельности по проведению азартных игр. Тогда игровые автоматы уже могли размещаться исключительно в специально отведенных помещениях, в так называемых залах игровых автоматов или в казино. Введя лицензирование этого вида деятельности, государство фактически продавало право на его осуществление путем установление платы за пользование лицензией в немалом на то время размере. При этом взимая эту плату наперед одновременно за все годы действия соответствующей лицензии. Думаю, что не ошибусь, говоря о том, что и тогда государство не имело полной информации о фактических оборотах игрового бизнеса. Этот период можно назвать пиком рассвета игровой деятельности. Но ситуация для игорного бизнеса кардинально изменилась вследствие трагических событий в одном из игровых заведений Днепропетровска, когда во время пожара в зале игровых автоматов погибли люди. Тогда власти хватило политической воли ввести полное табу на игорную деятельность, включая виртуальные казино.
Из тьмы на свет Божий?
После запрета игорного бизнеса вопрос его легализации поднимался не единожды. Так, недавно премьер-министр Арсений Яценюк на заседании коллегии Минкультуры заявил: "Сегодня утром (пятница 26.06.2015 г. - С.К.) я встречался с народными депутатами… с той целью, чтобы принять в парламенте закон о выведении из тени и легализации игорного бизнеса, получить дополнительные доходы и профинансировать украинскую культуру и кино".
Наполнение госбюджета, поиски новых источников его доходов, тем более в условиях фактической войны, - бесспорно, очень важный, первостепенный вопрос. Но в данном случае речь идет не просто о создании нового источника государственных доходов, а, по сути, о легализации преступной деятельности - игорного бизнеса, который сам по себе антисоциален и может негативно сказываться на здоровье граждан, вызывая психологическую зависимость сродни наркотической и алкогольной. Лично мне известны случаи, когда из-за пристрастия к азартной игре человек шел на преступление. Уверена, что значительной части читателей знакомы примеры негативного влияния азартных игр на человеческие судьбы. Поэтому вопрос легализации игорной деятельности, в первую очередь, должен обсуждаться с населением, включая способы его регулирования и размещения игорных заведений.
Вопрос легализации игорного бизнеса должен решаться с учетом не только необходимости наполнить бюджет, что, следует отметить, немаловажно, но и готовности украинского общества к возврату азартных игр. Наверное, намного проще поискать новый источник доходов бюджета среди запрещенных видов деятельности, чем создать в стране благоприятные условия для ведения бизнеса, развития его новых направлений, в первую очередь, социального предназначения. Такой подход может в конечном итоге привести и к легализации чего угодно, лишь бы наполнить бюджет.
Грань разумного
Стоит отметить, что игорный бизнес, при надлежащем его регулировании и контроле со стороны государства, может быть не только источником доходов бюджета, но и все-таки приносить пользу обществу. Здесь очень важно найти ту грань, при которой эффект от легализации азартного бизнеса будет более весомым, чем его антисоциальное действие. В противном случае это путь в бездну.
В значительном количестве стран игорный бизнес существует, но условия его ведения разнятся. Смею заметить, что отношение в мире к деятельности по организации игр на деньги со стороны государства особое. В одних странах рынок азартных игр ограничен по количеству участников в каждом из его сегментов (казино, букмекерская деятельность, и т.п.), в других таких ограничений нет: соответствуешь требованиям - получаешь разрешение - работаешь. В некоторых странах игорный бизнес запрещен в целом.
Неограниченное количество организаторов азартных игр, при отсутствии ограничений по размещению игорных заведений (что имело место в Украине до 2009 г.), приведет к перенасыщенности рынка, к конкурентной борьбе за игрока со всеми вытекающими последствиями. Поэтому очень важны принципы построения азартного бизнеса и объемы его легализации - полная или только отдельные сегменты.
С точки зрения доступности, наверное, самым безопасным является казино, даже несмотря на то, что азартные игры, традиционно проводимые в таком виде игорного заведения, характеризуются немалой вероятностью возникновения игровой зависимости. Легализация этого вида азартного бизнеса, с четким разграничением между казино и иными игорными заведениями, может быть для общества социально полезной. Так, установив требования относительно размещения казино только в пятизвездочных отелях, государство будет тем самым содействовать развитию гостиничного хозяйства страны по принципу: хочешь открыть казино - построй пятизвездочный отель или реконструируй действующий.
Условия, когда для получения права на занятие игорным бизнесом потенциальному организатору азартных игр необходимо обязательно инвестировать в экономику страны, имеют аналоги в мире.
Так, в Болгарии, которая славится своими курортами и детским отдыхом, для получения права на открытие казино необходимо построить отель. Для обеспечения превышения социального эффекта от легализации казино над возможными антисоциальными рисками, идя по пути позитивного опыта той же Болгарии и учитывая недостаток заведений социальной сферы в Украине, было бы правильным со стороны государства выдвинуть требование не только относительно размещения казино в отелях категории "пять звезд", но и ежегодного строительства организатором казино хотя бы одного детского сада, школы, поликлиники, больницы или иного учреждения аналогичного предназначения. Таким образом, кроме государства и организаторов азартных игр, от легализации казино выиграет и народ.
Другие сегменты игорного бизнеса, такие как залы игровых автоматов, букмекерская деятельность, виртуальное казино, дома бинго, по своей природе всегда направлены на широкие массы населения, вследствие чего могут иметь более асоциальный эффект, чем то же казино с азартными играми высокой вероятности возникновения лудомании.
И если премьер-министр, выступая за легализацию игорного бизнеса, рассчитывает только на получение доходов в бюджет от продажи лицензий на ведение этого вида деятельности, то ни о каком ограничении рынка по количеству участников речи быть не может. Ведь тогда государство будет заинтересовано в том, чтобы продать как можно больше лицензий. Соответственно, для возмещения своих затрат представители игорного бизнеса будут заинтересованы сделать проводимые ими азартные игры максимально доступными и привлекательными для населения. В этой конкурентной борьбе главным проигравшим может стать игрок и его семья. И еще - значительное количество участников игорного ринка не скажется позитивно на качестве государственного контроля их деятельности. А при ограничении рынка государство не сможет получить значительных доходов от его легализации.
Ответ на вопрос, что же именно в сфере азартного бизнеса собирается легализировать наше правительство, наверное, нужно искать в Налоговом кодексе, который, вследствие проведения новой налоговой реформы, пополнился нормами о налогообложении казино, букмекерской деятельности, азартных игр на игровых автоматах…
При всем этом остается загадкой, почему рассматривая вопрос о легализации игорного бизнеса и создании вследствие этого нового источника финансирования украинской культуры и кино, правительство с 1 января текущего года лишило эту самую культуру лотерейных денег?