UA / RU
Поддержать ZN.ua

НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ОБЛАСТИ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ. УКРАИНСКИЙ ВЗГЛЯД

Очевидно, что в этом году «Укртелеком» приватизирован не будет. Вероятно, что средства от его продажи не поступят и в следующем...

Автор: Олег Шевчук
Олег Шевчук

Очевидно, что в этом году «Укртелеком» приватизирован не будет. Вероятно, что средства от его продажи не поступят и в следующем. Недопустимо, если приватизация завершится на стадии льготной подписки.

Правильно то, что экономически целесообразно. Такая схема должна быть заложена в мышление и поступки государственного чиновника любого ранга. В жестких рыночных условиях иначе работать невозможно. Украина сделала свой выбор, избрав путь реформ и поддержав курс Президента, отбросив старые, экстенсивные методы хозяйствования.

Учитывая остатки старой командно-административной системы управления процессами в государстве, мы настаиваем на определяющей роли либеральных, рыночных методов управления по сравнению с административными рычагами давления. Так должно быть во всех сферах хозяйства. И тем более в отрасли телекоммуникаций, учитывая динамичность ее развития, исключительную «рыночность», всеохватываемость технологий, потенциал и объем оборотных средств. Динамичное развитие этой сферы является залогом устойчивого развития экономики и управления государством.

Рынок телекоммуникаций — это совокупность агентов рынка с довольно высокой доходностью, которые сегодня стабильно обеспечивают более 1,5 млрд. грн. ежегодных поступлений в бюджет государства.

Несмотря на нехватку инвестиционных ресурсов, за последние годы в Украине обеспечено значительное развитие телекоммуникаций с учетом подходов, соответствующих мировым тенденциям интеграционных процессов. Практически завершено строительство основы цифровой первичной сети связи на международном и междугородном уровнях. Организованы международные цифровые переходы с Россией, Беларусью, Молдовой, Польшей, Словакией, Венгрией, Италией, Турцией. Обеспечены цифровые каналы связи со всеми областными центрами Украины. Это позволило поднять удельный вес цифровых каналов связи почти до 50%, а на международных направлениях — до 98%.

В Украине построена цифровая автоматизированная сеть междугородной, международной телефонной связи, способная в полной мере обеспечивать спрос на подобные услуги с гарантированным качеством.

За весь период с 1992 года было выдано 1070 лицензий на право заниматься предпринимательской деятельностью в телекоммуникациях и 2300 лицензий на использование радиочастотного ресурса. Лицензиаты местной телефонной связи удовлетворили потребности миллиона потребителей.

Большинство этих лицензий выдано в условиях неопределенной законодательной базы в отрасли. Постоянно происходит пересмотр лицензий с учетом соблюдения субъектами хозяйственной деятельности условий лицензирования. В частности, в прошлом году около 50 лицензий было отозвано. Но этот механизм (лицензирование и перелицензирование) отнюдь не может быть использован в качестве административного рычага — это экономически нецелесообразно и, следовательно, не выгодно государству. Рынок мгновенно отреагирует на подобные шаги. И прежде всего сокращением инвестиций, свертыванием деятельности. Рынок — это не только четыре крупные предприятия и один полумонополист. Это совокупность мелких и средних предприятий, регулярно платящих налоги, обеспечивающих рабочие места и, главное, создающих конкуренцию.

Операторы всех форм собственности, работающие на рынке телекоммуникаций, ежегодно наращивают объемы услуг не менее чем на 30%, и в текущем году этот показатель превысит 8 млрд. грн. Доля отрасли в ВВП страны достигла почти 5%, между тем как в государствах с развитой экономикой этот показатель составляет 2—4 процента.

Наибольшую часть рынка телекоммуникаций занимают услуги междугородной и международной телефонной связи (43%), предоставляемые лицензированными операторами. При этом следует отметить, что 95% объемов этого сегмента приходится на «Укртелеком» вместе с «Утелом». Сегодня 90% акций «Утел» принадлежит «Укртелекому» (остальные 10% находятся в стадии выкупа).

Несмотря на то, что рынок услуг местной телефонной связи расширяется весьма интенсивно и насчитывает более 500 лицензиатов, а объем услуг в этом секторе составляет 25% (вторая позиция), именно здесь у нас не удовлетворен спрос потребителей, и прежде всего населения.

Сейчас по темпам и расши-
рению территории покрытия и развития мобильная связь резко опережает остальные виды связи и уже заняла 20% объема рынка телекоммуникаций. Только в прошлом году количество пользователей во всех стандартах мобильной связи утроилось и в настоящее время достигает 1,4 миллиона.

Благодаря стимулированию притока частных инвестиций в этот бизнес, его возможности будут использоваться наилучшим образом, и пример компании «Киевстар», уже достигшей по количеству клиентов уровня развития UМС, — яркое тому подтверждение.

Внедрение новых технологий, таких как IP, АТМ, Fram Relaу, выводит нас не только на новый уровень услуг, но и усложняет учет трафика и контроль над его пропуском. Вследствие этого возникает возможность незадекларированного использования сетевого ресурса других операторов. Сегодня, по экспертным оценкам, более 10 процентов объемов услуг международной телефонной связи предоставляется несанкционированно.

Чтобы урегулировать этот вопрос, Госкомсвязи еще в феврале 2000 года установил порядок маршрутизации входного международного телефонного трафика и утвердил Положение о деятельности операторов междугородной, международной телефонной связи сети общего пользования и их взаимодействии. Установлены новые организационные и технические аспекты регулирования, ограничивающие возможности для подобных злоупотреблений.

В текущем году должны завершиться роботы по переводу на международный принцип организации связи со странами СНГ, что предоставит технические возможности учета трафика и контроля за его поступлением на национальную сеть Украины.

В стадии выполнения решение Кабинета министров от 16.05.2001 года №515, учитывающее особенности предоставления услуг международной телефонной связи с использованием IР-технологии. Реализация этих мер при условии жесткого контроля должна снять остроту проблемы. И все же игнорировать или огульно запрещать деятельность операторов IР-телефонии — это отнюдь не проявление эффективного госуправления. Обсуждение общих проблем за «круглым столом» привело к тому, что мы были готовы инициировать новое постановление Кабмина о снижении стоимости лицензии. В последние дни работы я подписал лицензионные условия. Надеюсь, что работа нынешнего руководства Комитета в этом направлении будет последовательной и понятной, что она будет способствовать лишь привлечению новых инвестиций, а не свертыванию уже существующего бизнеса.

Использование перспективных технологий, таких как АТМ, ISDN, Fram Relаy, xDSL и т.п., уже позволяет предоставлять широкий спектр интегрированных услуг различным категориям потребителей.

С реализацией указа Прези-
дента Украины № 928 от 31.07.2000 года «О мерах по развитию национальной составляющей глобальной информационной сети Интернет и обеспечении широкого доступа к этой сети в Украине» значительно возросло количество пользователей Интернета в Украине. В соответствии с этим указом Госкомсвязи разработал и представил на утверждение в Кабинет министров Программу развития Интернета в нашем государстве.

Одной из первоочередных задач сегодня является упорядочение системы регистрации доменных имен в зоне UA глобальной сети Интернет. Это упорядочение, если оно произойдет, кардинально повысит уровень надежности и стабильности функционирования украинского сегмента Сети как для украинских пользователей, так и для зарубежных посетителей веб-сайтов украинского происхождения.

Первоочередной задачей государства по развитию Интернета является внедрение эффективных механизмов влияния государства на процессы, происходящие в украинском интернет-сообществе, которые обеспечат администрирование, техническую поддержку и безопасность украинской системы доменных имен глобальной информационной Сети. В то же время, следует чрезвычайно осторожно относиться к возможности мониторинга пользователей Интернета. Чтобы повысить прозрачность и информационную безопасность деятельности провайдеров, нужно разработать нормативные документы, которые позволят наладить администрирование и регистрацию доменных имен в украинском сегменте сети Интернет. Мы, совместно с СБУ, такую работу завершали.

Растет доступ широкого круга потребителей к услугам Интернета благодаря организации пунктов коллективного пользования (типа интернет-кафе, интернет-офисов).

Динамическое развитие те-
лекоммуникаций обусловило необходимость производства отечественного оборудования и программного обеспечения. Развитие телекоммуникаций обеспечило заказами 130 отечественных предприятий. В прошлом году у них закуплено продукции на 413 млн. грн., то есть почти 43% всего оборудования, установленного в 2000 году на украинских сетях связи.

Крупнейшими отечественными поставщиками коммутационной техники для отрасли являются ДМЗ и Харьковский приборостроительный завод. Доля коммутационного оборудования этих производителей в объемах смонтированного составляла 36%.

Потребности отрасли связи в оборудовании систем передачи для местных и зоновых сетей, а также в основных видах кабельно-проводной продукции полностью обеспечиваются за счет техники отечественного производства. Но следует отметить, что отечественная промышленность не производит оборудование для скоростных систем передачи уровня SDH, которое должно обеспечить развитие магистральных, зоновых сетей связи. Без внедрения техники такого уровня в Украине невозможно построение современной информационной сети.

К сожалению, у нас пока не производится оборудование для сотовой мобильной связи. На этом рынке присутствуют 12 иностранных фирм-поставщиков из разных стран, но отечественных производителей здесь нет. Разве что украинское радиорелейное оборудование используется операторами мобильной связи для построения отдельных фрагментов своих сетей.

Ежегодно инвестиции в раз-
витие телекоммуникаций увеличиваются в среднем на 30%, при этом доля вложений операторов негосударственной формы собственности превышает 50% и имеет тенденцию роста.

Проблема привлечения инвестиций реально существует. Несмотря на то, что отрасль телекоммуникаций и информационных технологий чрезвычайно капитало- и наукоемка и в нее уже привлечены значительные суммы, этих инвестиций мало, учитывая потенциал нашего государства. Между тем можно говорить о двух моментах, объективно объясняющих недостаточный уровень инвестирования в украинские телекоммуникации: неудовлетворительное законодательное обеспечение деятельности инвесторов и слабая государственная поддержка этого процесса. В течение 1999—2001 годов в ВР Украины были рассмотрены и приняты такие важные законы, как «Об особенностях приватизации ОАО «Укртелеком», «О почтовой связи», «О радиочастотном ресурсе». Целый ряд этих законов находился на рассмотрении в парламенте годами. Мы же смогли обеспечить их успешное утверждение. Также Госкомитет разработал законопроекты «О телекоммуникациях», «Об электронной цифровой подписи», «Об электронном документообороте» и т.п.

Готовя такой определяющий закон (я даже сказал бы — конституцию в области телекоммуникаций и информационных технологий), как «О телекоммуникациях», специалисты Комитета и я лично провели целый ряд «круглых столов» и обсуждений, учли мнения зарубежных и отечественных экспертов, потенциальных и действующих инвесторов, специалистов международных финансовых организаций и т.п. По крайней мере наши намерения, намерения государства на этом сегменте рынка были понятны инвесторам — они знали, на что идут и чего им ждать. Но тут появилось обвинение в криминализации отрасли, ничем не подтвержденное де-факто и де-юре, попираются права на деятельность предприятий, имеющих значительные зарубежные инвестиции. Как бы ты, читатель, поступил на месте потенциальных инвесторов?

Повторяется ситуация с приходом на украинский рынок американского телекоммуникационного брэнда «Моторолы». И все это происходит на фоне будущей приватизации ОАО «Укртелеком»...

Да, этот проект является безусловно определяющим для реформирования и структурной перестройки рынка. Приватизация «Укртелекома» направлена на привлечение инвестиционного ресурса, дальнейшую модернизацию сетей электросвязи, достижение европейского уровня качества обслуживания и прежде всего — на приход в компанию современного менеджмента. К сожалению, сегодня государство не является эффективным собственником и не может, не используя административных рычагов, конкурировать на равных с частными предприятиями. Передо мной стояла именно такая задача — либерализовать отношения в отрасли, как можно меньше использовать административные методы влияния.

До сих пор Госкомсвязи принимал участие в приватизации «Укртелекома» главным образом через работу его представителей в комиссии по приватизации, наблюдательном совете общества и разработку соответствующих документов правительством и Фондом госимущества, получившим в конце прошлого года от Госкомсвязи в управление 100% акций «Укртелекома». По нашему мнению, этот шаг не был экономически целесообразным, поскольку управление таким предприятием, тем более на стадии приватизации, должны осуществлять специалисты отрасли. Ведь главная задача — привлечение стратегического (промышленного) инвестора, а не финансового спекулянта.

Инвестиционная привлекательность «Укртелекома» должна расти не за счет других участников рынка, прежде всего частных операторов. Следует помнить: стратегический инвестор также будет частным собственником. Условия работы на рынке должны быть стабильными, это главное условие притока инвестиций.

В Украине еще только фор-
мируется национальная система связи на базе новых принципов и новых технологий, обеспечиваемых технически сложным оборудованием. Политика регулирования в отрасли связи должна обеспечить равные условия конкуренции при наличии доминирующих операторов, проведение единой технической политики развития систем и сетей связи, их взаимодействия и совместимости, управление сетями связи в случае чрезвычайных ситуаций и чрезвычайного положения.

Одним из наиболее действенных рычагов регулирования, по моему мнению, является лицензирование предпринимательской деятельности операторов с учетом особенностей сферы деятельности. Закон Украины «О лицензировании некоторых видов хозяйственной деятельности», вступивший в силу с сентября прошлого года, не учитывает особенностей деятельности в отрасли связи и даже прямо запрещает учитывать их в других законах.

Изучение международного опыта по законодательному регулированию деятельности в сфере связи (законов о телекоммуникациях Германии, Франции, Польши, России и других стран) свидетельствует, что политика лицензирования в сфере связи законодательно определяется отдельными законами о регулировании именно в этой довольно специфической отрасли. Поэтому только поддержка и принятие законопроекта «О телекоммуникациях», предусматривающего особенности лицензирования деятельности в сфере связи, может решить проблему.

В целом отрасль связи в Украине развивается довольно динамично и последовательно. Главная задача на сегодняшнем этапе — привлечение современных европейских схем управления и известного западного телекоммуникационного капитала. Главная опасность — свертывание процесса либерализации отрасли, введение административных методов управления, завершение приватизации ОАО «Укртелеком» на стадии льготной подписки или продажа основного пакета акций нестратегическому инвестору (финансовому спекулянту). Надеюсь, этого не произойдет, и Украина будет и дальше интегрироваться в глобальное информационное пространство, в европейское и мировое сообщества.