UA / RU
Поддержать ZN.ua

НАТО РОССИИ ПОМОЖЕТ

Даже если она этого не очень хочет На тему о катаклизмах, которыми чревата проблема 2000 года, не высказывался не только ленивый...

Автор: Оксана Приходько

Даже если она этого не очень хочет

На тему о катаклизмах, которыми чревата проблема 2000 года, не высказывался не только ленивый. Упорное молчание хранят по этому поводу и высшие чины российского военного руководства. В то же время их американские коллеги высказываются на эту тему все чаще. И все громче в их высказываниях звучит тревога по поводу того, что катастрофа 2000 года вполне может превратиться в ядерный апокалипсис.

Как именно поведут себя «умные» микросхемы и микропроцессоры, которым придется резко поглупеть в условиях невразумительной информации о порядковом номере года, обозначенного двумя нулями, достоверно не знает никто. Тем не менее непосвященных сначала пугали взбесившимися кофеварками и стиральными машинами, затем пообещали полный ступор всех систем жизнеобеспечения, и вот теперь заговорили о том, что в ночь на 1 января 2000 года резко подскочит шанс ядерного коллапса. Собственно, специалисты вовсе не утверждают, что вышедшие из-под контроля автоматы сами начнут обмениваться между собой ядерными ударами. Вот как описывает эту проблему лондонская Independent: «Наибольшая опасность 2000 года представляет собой не кромешный кошмар автоматического запуска или взрыва ядерных ракет вследствие неверной компьютерной информации. Так как и то, и другое в обязательном порядке требует человеческого участия, такой сценарий катастрофы нереалистичен. Гораздо более правдоподобным выглядит вероятность того, что сам человек, под давлением захлестывающего потока информации о надвигающейся на него самого катастрофе, сам нажмет на ядерную кнопку».

Для того чтобы предотвратить возникновение такой ситуации, министерство обороны США уже потратило 1,9 миллиарда долларов, что составляет лишь небольшую часть от общей суммы необходимых расходов. Очевидно, что у России таких денег нет. И хотя министр обороны России Игорь Сергеев утверждает, что российские компьютеры привязаны к отметке времени несколько иначе и поэтому проблема 2000 года им не грозит, американцы в это верят слабо. При этом они не только требуют для себя гарантий безопасности, но и готовы выделить многие миллиарды долларов для помощи в решении этой проблемы.

Однако россияне эту помощь принимать не спешат. Гораздо сильнее, чем проблема 2000 года, их беспокоит возможность хакерского проникновения в их секретную информационную систему. По крайней мере, именно так считает Роджер Моландер, специалист по кибервойнам американского аналитического агентства Rand Corp.

Тем не менее некоторый прогресс в отношениях между НАТО и Россией наметился. Решающим моментом в этом процессе стало создание в 1996 году совместного комитета Россия - НАТО. По словам Игоря Иванова, министра иностранных дел России, для того, чтобы его организовать, бывшим врагам «пришлось пройти длинный путь от недоверия к взаимопониманию».

Другим ключевым моментом на пути нащупывания точек соприкосновения стала публикация в июне этого года в американской газете Boston Globe информации о том, что проведенное в 1993 году тестовое испытание на возможность преодоления системой обнаружения проблемы 2000 года закончилось полной неудачей. Тогда же состоялась встреча министров обороны Игоря Сергеева и Уильяма Коэна, на которой российский министр признал важность этой проблемы, однако высказал уверенность в том, что основные функции контроля над безопасностью ядерного вооружения должны принадлежать ООН, а не НАТО. Зато американскому и российскому президентам на встрече, которую они провели в сентябре этого года в Москве, похоже, удалось прийти к взаимопониманию. Между ними было даже подписано предварительное соглашение о создании совместного центра по предупреждению ядерной угрозы, который будет полностью независим от министерств обороны двух стран. Такое соглашение смогло бы стать базой для создания более широкого пакта с участием всех ядерных стран как декларированных, так и недекларированных. При этом самым простым и эффективным способом профилактики ядерного безумия 2000 года может стать простое отделение ядерных боеголовок от несущих их снарядов.

Другим, более радикальным способом устранения ядерной проблемы стало бы дальнейшее сокращение ядерных вооружений. Ожидалось, что к концу декабря российская Дума таки ратифицирует договор СТАРТ-2, который предусматривает сокращение имеющихся у США и России боеголовок чуть ли не вдвое, до 3000 - 3500 единиц. А договор СТАРТ-3, который предусматривает продолжить сокращение до 2000 - 2500 боеголовок, еще больше способствовал бы облегчению задачи. Правда, для того, чтобы ядерная катастрофа приняла глобальный характер, вполне достаточно и 1000 боеголовок…

Именно об этом и шла речь на состоявшейся на прошлой неделе в Нью-Йорке встрече представителей военных ведомств России и США. Координатор программы Пентагона по решению проблемы 2000 Уильям Кортис сообщил журналистам, что появилась некоторая вероятность размещения американских экспертов в Москве уже с середины 1999 года. Однако пока что это звучит не очень-то обнадеживающе. По словам Тани Падберг, аналитика британо-американского информационного центра, американская система к решению проблемы 2000 года полностью будет готова лишь … в 2034 году. Что же тогда говорить о России?