UA / RU
Поддержать ZN.ua

Наружке сказали «НЕТ»

31 августа Кабинет министров на своем заседании одобрил проект изменений в закон «О рекламе». Утве...

Автор: Виктор Власов

31 августа Кабинет министров на своем заседании одобрил проект изменений в закон «О рекламе». Утвержденные поправки предполагают запрет на размещение рекламы табачных изделий и алкогольных напитков на наружных конструкциях с 1 января 2006 года. Очевидно, что это — первый шаг нового правительства Украины, направленный на сокращение курения и потребления табака и алкоголя в стране.

Рамочная конвенция по контролю над табаком больше года ждет ратификации

Мировая практика свидетельствует, что борьба с курением и злоупотреблением алкоголем становится одной из первоочередных задач любого цивилизованного государства. К сожалению, неудачный опыт внедрения «сухого закона» в середине 1980-х годов надолго скомпрометировал идею целенаправленной борьбы с вредными привычками. Тем не менее, сегодня в мире есть достаточно государств, которые успешно реализуют программы, направленные на всестороннее регулирование производства и потребления алкоголя и табака. Более того, борьба с курением ведется целенаправленно во всем мире. Одним из видимых результатов этой борьбы стали разработка, подписание и ратификация в 2003 году Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по контролю над табаком.

Украина подписала конвенцию (Распоряжение президента Украины от 23 июня 2004 года №150/2004-рп «Об уполномачивании В.Кучинского на подписание Рамочной конвенции Всемирной организации здравоохранения по борьбе против табака».)

Однако похоже, об этом концептуальном документе если не полностью забыли, то уж, по крайней мере, представлять его на ратификацию в парламент совсем не спешат. Хотя конвенция — это плод основательной работы ведущих специалистов с мировыми именами. Документ предусматривает комплексный подход к борьбе с табакокурением и предлагает использовать ряд мероприятий в социальной, экономической, информационной, медицинской и прочих сферах. Следует особо отметить положения Конвенции, которые предусматривают использование экономических методов ограничения курения путем повышения налогов.

Экономические методы бездействуют

Невозможно оставить без внимания тот факт, что в Украине сигареты предельно доступны для покупателя. Сегодня пачка дешевых овальных сигарет стоит 60 коп. А за гривню можно купить сигареты с фильтром. С точки зрения комплексного подхода к ограничению курения, простой запрет на рекламу нивелируется доступностью сигарет для курильщика. Самое неприятное, что такое положение вещей способствует увеличению и омоложению армии курильщиков.

Логично, что, например, в США, где жестко ограничивают курение, средняя стоимость пачки сигарет с фильтром составляет около 3 долл. А в странах Европейского Союза с начала 90-х годов применяется механизм экономического стимулирования уменьшения табакокурения. Упор делается на создание условий для постепенного повышения цен на табачные изделия. Так, соответствующими директивами Совета Европейского Союза (№92/79/ЕЕС от 19 октября 1992 г. и №2002/10/ЕС от 27 ноября 1995 г.) введен механизм налогового влияния на производителей табачных изделий, который создает неблагоприятные экономические условия для снижения цен на сигареты и стимулирует постепенное повышение цен.

Забота о населении может пополнять госбюджет

В Европе уже давно существует понятие «самой популярной ценовой категории табачных изделий» (на английском МРРС — Most Popular Price Category). Она определяется исходя из статистики предыдущего года. Если, к примеру, оказалось, что наибольшей популярностью пользовались сигареты по цене 4 евро за пачку, то дальнейшее определение минимального акцизного налога (на английском МЕТ — Minimum Excise Tax) для всех остальных сигарет — дело чистой арифметики. Закон гласит, что акциз в МРРС должен составлять 57% (в нашем примере — 2,28 евро). Таким образом акцизный сбор в сигаретах любых ценовых категорий не может быть ниже 2,28 евро за пачку.

При таком подходе фактически сам потребитель определяет, какую цену он готов заплатить за сигареты в данный момент, а правительство исходя из «пожеланий» покупателей гибко устанавливает минимальную налоговую нагрузку для всех остальных сигарет.

В результате, как говорится, и волки сыты, и овцы целы. Ведь установив общий минимум налоговой нагрузки, государство не позволяет, чтобы сигареты с низкой себестоимостью оттягивали на себя потребителя и стимулировали табакокурение. При этом государственный бюджет стабильно наполняется, а на рынке отсутствуют предпосылки для перекосов экономической конкуренции и ценовых обвалов, которые присущи смешанной системе акцизного налогообложения.

Оценки свидетельствуют, что для Украины уровень ценовой популярности — примерно 1,7 грн. за пачку. Соответственно, минимальная налоговая нагрузка (если исходить из аналогии) должна составлять 97 коп. При этом сигареты, как уже было сказано, реализуются на украинском рынке гораздо дешевле. Ценовая структура отечественного предложения такова, что более половины даже сигарет с фильтром продаются по цене ниже 1,5 грн.

Минимальный акциз снизит приобретение сигарет молодежью

Наша страна, декларируя свой европейский курс, уже сделала выбор, когда в 2004 году перешла от чисто специфической акцизной системы к смешанной. Эффективность мер по борьбе с курением наряду с запретом наружной рекламы можно значительно повысить путем использования налоговых мер. Тем более что вариант существующего на сегодняшний день в Украине акцизного налогообложения отнюдь не идеален.

Наша смешанная акцизная система, в которой предусмотрено, что акциз не может быть меньше 22% от стоимости сигарет, стимулирует скорее снижение цен на табачную продукцию, чем их рост. Поэтому (если уж искренне заботиться о населении), сохраняя последовательность в европейском курсе, логично было бы двигаться дальше и перенимать практику Европы по определению сигарет самой популярной ценовой категории и установлению минимального акцизного налога. Тем более что сделать это не так уж сложно.

Существующая на сегодняшний день отчетность отечественных производителей перед налоговыми органами о ценах и объемах реализации (для расчета адвалорной составляющей акцизного сбора) позволяет без особого труда вычислить как отечественный МРРС, так и МЕТ.

Нет, это не слепое копирование европейского опыта, а лишь предложение взять себе на службу рациональные элементы, без которых эффект от радикальных нововведений сведется к минимуму. Ведь минимальный акциз снижает приобретение сигарет молодежью. Сигареты станут менее доступны. Напомним, что рост цены на 10% сокращает курение на 4%, особенно среди молодых людей.

Сегодня минимальный акциз применяется в Швейцарии и в большинстве стран—членов ЕС: Австрии, Бельгии, Италии, Кипре, Люксембурге, Мальте, Германии, Португалии, Словакии, Венгрии, Финляндии, Франции, Чехии, Швеции.