UA / RU
Поддержать ZN.ua

Налог на номер?

Затянувшаяся реорганизация системы государственного управления отраслью телекоммуникаций не мешает органам власти увеличивать фискальное давление.

Автор: Владимир Ковальчук

Неприлично затянувшаяся реорганизация системы государственного управления отраслью телекоммуникаций не мешает уполномоченным органам власти непрерывно увеличивать фискальное давление на поднадзорные компании. При этом участникам рынка остаются неясными как правовые основания для подобных шагов, так и то, действительно ли они позволят решить поставленные задачи.

С весны 2011 года Госу­дарственная инспекция электросвязи (ГИЭ) проводит проверки операторских компаний, по результатам которых выдвигает к ним претензии в части выделения т.н. коротких номеров. Эти трех-, четырех- и пятизначные номера используются разного рода информационными и развлекательными службами (вызова такси, справочными и т.п.). Их предоставление обеспечивают еще одни, сторонние по отношению к операторам сети участники рынка, так называемые контент-провайдеры.

Показательно, что в тексте предписаний ГИЭ не указывается ни существо нарушений, ни нормы закона, на которых инспекция основывает свои требования. Эту роль берут на себя сотрудники подчиненной ГИЭ Национальной Комиссии по регулированию связи (НКРС). В своих устных комментариях чиновники настаивают на праве контент-провайдеров получать сквозные, то есть единые для всех операторов короткие номера. А поскольку согласование плана нумерации нескольких сотен больших и малых компаний является непростой задачей, не обойтись-де без посредничества все той же комиссии. Говорится о том, что эти услуги операторы должны либо оплачивать, либо отключать уже используемые контент-провайдерами номера.

Участники рынка теряются в догадках относительно истинных мотивов, движущих авторами этой странной во всех отношениях идеи. Целый ряд обстоятельств технического, экономического и правового характера не оставляют возможности для ее реализации. В отличие от телефонных номеров, входящих в Национальный план нумерации, использование коротких номеров требует подключения контент-провайдера к каждому из операторов в отдельности. С учетом семисот с лишним больших и малых операторов телефонной связи, работающих в Украине, возникают суммы с шестью нулями. По сути, новые требования НКРС означают появление дополнительных и очень существенных ограничений для доступа на этот рынок.

Между тем, абсолютное большинство контент-провайдеров - типичные представители малого и среднего бизнеса. Для них чиновничьи затеи означают изъятие оборотных средств в невиданных масштабах. В силу мизерных, по сравнению с операторами, масштабов бизнеса контент-провайдеры не имеют возможности это пережить, и предпочтут покинуть рынок, избегая убытков.

Наконец, заявляемый на словах новый порядок выделения коротких номеров до сих пор нигде не описан, а стало быть, и не прошел процедуру согласования. Налицо покушение на полномочия администрации связи, мнение которой должно учитываться при разработке нормативно-правовой базы отрасли.

В итоге, бюджет не только не получит разовую прибавку от легализации уже выданных коротких номеров, но столкнется с резким сокращением существующих поступлений. Новый порядок, продвигаемый НКРС, не коснется разве что контент-услуг, предоставляемых самими операторами в своих собственных сетях. В целом последние новации НКРС наводят на мысль о создании очередных проблем участникам рынка для их решения «в частном порядке». Пополнить бюджет посредством разорения пары десятков небольших компаний едва ли получится. А вот взять под свой контроль товарный рынок, где шевелятся хоть какие-то деньги, вполне возможно.

Очень похоже на еще одну задумку нынешнего состава НКРС: повторно легализовать все базовые станции операторов мобильной связи посредством оплаты еще раз за то, что уже было оплачено. Вероятно, скорейшее возобновление деятельности администрации связи - единственный способ защитить участников рынка от фантазий ожидающих очередной ротации членов НКРС.