Европа борется за экологию и безопасность движения. Принимаются требования Euro II (не за горами и очередные - Euro III), вводятся стандарты безопасности, а автомобили, не соответствующие им, удаляются с рынка. Автопроизводители вынуждены отвечать, и делают они это весьма успешно, примером чему является новейшая разработка Opel - трехцилиндровый двигатель.
Рождение очередного семейства Ecotec, самого маленького в гамме двигателей этой немецкой компании, - дань времени. «Маленькому автомобилю - маленький двигатель» - провозгласили опелевцы и выдали для «малютки» Corsa трехцилиндровый «движок».
Почему три цилиндра? Инженеры из Opel считают, что именно эта цифра позволяет добиться максимального результата в соотношении мощность/расход топлива плюс низкий уровень выбросов. К тому же, двигатель весит меньше, чем стандартные «четырехцилиндровики». Испытания по-новому циклу EU 93/116 показали, что «малютка» Ecotec потребляет в среднем лишь 5,8 литра на 100 километров, что является абсолютным рекордом в данном классе.
Рабочий объем новинки - 973 куб.см, она развивает мощность в 55 л.с. при 5600 об./мин, а уже при 2800 об./мин достигает максимальный крутящий момент в 82 Нм. В этом компактном 12-клапанном двигателе, как и в большинстве других современных силовых агрегатах, используется система последовательного впрыска, позволяющая обеспечить оптимальное соотношение топлива и воздуха в смеси и полное ее сгорание.
Создатели нового «движка» подумали и чуть доработали способ формирования состава топливовоздушной смеси: образовавшиеся при впрыске мельчайшие капли по своим размерам оказываются теперь в три раза меньше обычных. Группа разработчиков не мало потрудилась над тем, чтобы решить проблему дожигания продуктов сгорания. Одно из решений - размещение работающего по замкнутому циклу трехкомпонентного каталитического нейтрализатора на выходе за двигателем, максимально близко к выпускному коллектору. В результате нейтрализатор очень быстро нагревается даже при работе двигателя в условиях движения автомобиля по городскому циклу. В дополнение к этому была разработана сложная система рециркуляции отработавших газов. Она регулируется электроникой и играет весьма важную роль в снижении уровня выбросов и экономии топлива.
Еще одна новинка механики двигателя - «система раннего распознавания». В стандартных системах впрыска стартер должен повернуть коленчатый вал для того, чтобы электроника могла найти метку верхней мертвой точки (ВМТ). Очевидное преимущество новой системы заключается в том, что электронный «мозг» двигателя определяет положение поршней уже при включении зажигания, в результате двигатель запускается очень быстро. Зажиганием управляет современная система, функционирующая без таких традиционных элементов, как распределитель зажигания, центральная катушка и высоковольтные провода. В техническом же уходе она вообще не нуждается, лишь свечи приходится менять через 60 тысяч километров пробега.
В заключение стоит заметить, что Opel - не единственная компания, которая применила новую комбинацию - три цилиндра. По официальным сведениям, новый Rover Mini также будет оснащаться трехцилиндровым двигателем, разработанным совместно с BMW, а Smart уже получила от Mercedes оригинальное немецкое «сердечко», с таким же количеством цилиндров.
Может, кому-то покажется все это сильной загрузкой техническими тонкостями. Но водителю, который представляет себе, что сотня лошадок под капотом его машины бегает не на отборной пшенице, и хоть раз бравшему ключи в руки, чтобы усмирить недуги подкапотной жизни, все эти термины говорят, что цивилизация и научный прогресс далеко не всегда должны идти в сторону увеличения чего-либо. Порой прогресс делает странные, но, как оказывается, логичные шаги в обратном направлении. Opel теперь разливает бензин по-нашему… на троих. Лучше меньше, да лучше.