UA / RU
Поддержать ZN.ua

Мы не видим, что нам продают

Сегодня в бизнес-среде появляется много новшеств, которые у всех на слуху, но понятны далеко не каждому. Одним из таких новых понятий стала т.н. "электронная таможня". В Европе электронная среда начала развиваться намного раньше, чем у нас: в течение 1990-х появился ряд проектов, связанных с информационным обществом: "электронная Европа - информационное общество для всех", "электронное правительство" и другие, чье появление способствовало концепции создания электронной таможни. Украина тоже не стоит на месте и согласна сотрудничать с Европой и другими странами в сфере поголовной электронизации всей таможни и взаимного обмена информацией, но на паритетных условиях…

Автор: Наталья Вареник

Несоответствие таможенных систем Украины и других стран усложняет обмен электронной таможенной информацией

Сегодня в бизнес-среде появляется много новшеств, которые у всех на слуху, но понятны далеко не каждому. Одним из таких новых понятий стала т.н. "электронная таможня".

В Европе электронная среда начала развиваться намного раньше, чем у нас: в течение 1990-х появился ряд проектов, связанных с информационным обществом: "электронная Европа - информационное общество для всех", "электронное правительство" и другие, чье появление способствовало концепции создания электронной таможни. Многие отправные точки этого направления были изложены в докладе "Европа и глобальное информационное общество", опубликованном еще в 1994 г. Позже появились основополагающие документы: "Стратегический план электронной таможни" (MASP) и Решение Европейского парламента и Совета №70/2008/EC от 15 января 2008 г. о внедрении безбумажных технологий для таможенного оформления и торговли. Украина тоже не стоит на месте и согласна сотрудничать с Европой и другими странами в сфере поголовной электронизации всей таможни и взаимного обмена информацией, но на паритетных условиях…

Правительства ряда стран Евросоюза взяли на себя обязательства по внедрению новых систем услуг таможенного союза по согласованному графику, организации их работы и дальнейшего развития. Естественно, все эти новации вводятся постепенно, а первоначальная дата вступления в силу новых правил, назначенная на лето 2013 г., была перенесена на более поздние сроки, поскольку даже развитые европейские страны не смогли обеспечить работу всех таможенных услуг в электронном виде за достаточно короткий срок.

И все-таки, уже сегодня бумажная волокита на таможнях является исключением, а большинство стран Евросоюза обслуживают субъектов экономической деятельности с помощью электронных систем.

"Сегодня весь мир живет по электронным законам, - комментирует Заслуженный деятель науки и техники Украины, доктор экономических наук, профессор Павел Пашко. - Еще 15-20 лет назад все кардинально изменилось - возникла глобальная информационная система. Мир веками был сориентирован на бумажные носители, все законы и постановления были на бумаге. Потом начались попытки привязать бумаги к электронной системе. Коснулось это и таможни, где идет непрерывная борьба экономических интересов торгующих государств, поскольку каждая страна защищает свои интересы. Первые единые правила возникли именно для перемещения товаров, их утвердила Киотская конвенция об упрощении и гармонизации таможенных процедур. После этого все страны переделали свои таможенные законодательства или создали, как Украина, практически новые. Сегодня в любой точке мира можно посмотреть таможенную декларацию и понять ее смысл, потому что основополагающие положения будут едины.

До этого товар, пересекающий границу, оценивали и проверяли прямо на таможне. Сейчас Евросоюз работает по такой схеме: товар еще не пришел, а таможенная служба с помощью электроники знает заранее: какой идет товар, сколько, откуда и куда? Можно даже детализировать - какой товар в одной упаковке?

10 лет назад к нам приезжали представители китайской таможенной службы и рассказали, что у них скорость прохождения товара на экспорт составляет три секунды! У нас эта скорость прохождения тогда составляла два часа на товар. Но китайцы шли к этому, по их словам, 20 лет, потратили какой-то процент ВВП для создания системы логистики, зато теперь электронно маркируют каждую деталь товаров при их изготовлении. Поэтому перемещение любого товара детализировано и отслежено. Мы бы тоже хотели знать, что нам продают китайцы, но не видим, т.к. китайская система информации не совпадает с украинской.

При этом в электронной части она уже готова совпадать, но у нас не совпадает законодательная система, различные процедуры и т.д.".

Специалисты таможенного дела считают, что устранить технические расхождения нетрудно - долгие годы информационное подразделение таможенной службы Украины числилось как "обслуживающее", но потом начало стремительно развиваться и специализироваться. Информационное подразделение стало опережать другие службы, став "тягловым механизмом" таможни. До этого таможенный контроль осуществлял физическую проверку товаров и документов, а сегодня в Таможенном кодексе уже записано "электронная проверка документов", когда они сверяются на уровне двоичных кодов.

Норма в новом Кодексе есть, теперь надо выписать это в процедурах.

Весь мир, вся электронная таможня идет к тому, чтобы детализировать информацию о товарах. Украине также необходимо уметь дробить информацию, чтобы таможенники знали - к нам идет не просто тюк текстиля, а определенное количество рубашек, носков, галстуков в одной упаковке.

Таможня - не только товар, но и безопасность

Проблемы таможенных взаимоотношений с Украиной интересуют не только Евросоюз, но и США - у нас уже побывал специальный уполномоченный по вопросам защиты таможни и границ Соединенных Штатов, подписавший с украинскими коллегами межправительственное соглашение о взаимной помощи между таможенными администрациями наших стран. Обе стороны выразили надежду, что это соглашение поможет создать необходимую правовую базу для обмена информацией и опытом.

"Сегодня у наших и американских таможенников немного разные проблемы, - рассказывает Павел Пашко. -Таможенная служба США, которая с нами взаимодействует, прошла разные этапы направления действий. Сначала - деньги, товары, как это сейчас доминирует у нас. Потом у них была кампания по борьбе с наркотиками, а после 11 сентября 2001 г. - борьба с угрозой терроризма. Когда в Соединенных Штатах поняли, что угроза терроризма для них стала реальностью, они начали строить систему безопасности на дальних подступах. США дарит другим странам сканеры для морских портов и аэропортов, чтобы видеть, как сканируют грузы, которые полетят или поплывут к ним. Их не особо интересует граница, например, между Украиной и Польшей, а Борисполь - интересует.

Система безопасности - всемирная, это говорит о том, что перемещение грузов отслеживают все страны. И хотя у нас сейчас доминирует направление денег и товаров, нельзя упускать и безопасность, например, не допускать опасные товары в страну.

Конечно, при больших товаропотоках досмотреть все невозможно, должна быть система риска, которая формируется внутри страны. На основе этих критериев и осуществляется таможенная безопасность…".

Угроза ввоза опасных товаров в страну - это тоже проблема таможенной безопасности. Бывает, что в одной упаковке товара идут детские игрушки, окрашенные в разные цвета. Среди них есть партия, окрашенная вредной для здоровья краской. Но мы еще не умеем так "дробить" товар, чтобы идентифицировать именно опасные игрушки. Точнее, у нас не работают эти механизмы.

Проблема таможенной безопасности - это и контрабанда. Сегодня многие страны пошли путем тотального электронного контроля продажи товаров внутри страны. Незаконно ввезенный товар при таких условиях невозможно продать, и контрабанда будет существовать только до тех пор, пока есть условия сбыта. Даже контроль на границе при таких условиях не так важен.

Последние 25 лет в нашей таможенной службе проходят волнами кампании по смене состава, создаются рабочие группы, ужесточается контроль, эти меры лишь ненадолго решают проблему проникновения в страну нелегальных товаров. Решить ее, по мнению специалистов, может только вступление на путь, по которому пошли Европа и США: электронизация процедур, перевод на электронный контроль передвижения товаров и их учета в момент продажи.

Как результат - в этих странах "черный" рынок существует в очень незначительном объеме.

В конечном итоге отказ от нелегально ввезенных товаров выгоден всем - они станут легитимными и по большей части значительно дешевле, поскольку в их стоимость не будут заложены всевозможные риски по нелегальному ввозу в страну.

О "бесплатном сыре" и своем, отечественном…

В 2016 г., в связи с изменениями Таможенного кодекса ЕС, в странах Евросоюза будут изменены десятки, а то и сотни местных законов, связанных с различными таможенными процедурами. Уполномоченные экономические операторы получат расширенные преференции, срок хранения таможенных документов увеличится с 3 до 10 лет, с 1.05.2016 г. все типы налоговых деклараций должны подаваться только в электронном виде через систему EDI, значительно повысятся штрафы и санкции за нарушение таможенных процедур, изменится и многое другое…

Украина, хотя и не является членом ЕС, пытается не отстать от этих новаций: основные положения рамочного сотрудничества по таможенному делу уже имплементированы в новом Таможенном кодексе Украины. Созданы рабочие группы, эксперты которых трудятся над аспектами взаимодействия с Европейскими таможенными структурами.

Европа хочет сотрудничать с нами в сфере поголовной электронизации всей таможни, но мячи почему-то пока летят в одни ворота…

"Нам очень нужна информация от внешних рынков, - говорит Павел Пашко. - Европа предлагает устроить "сквозную информацию". Но что будут давать они? Что - мы? Пока что Европа информации нам не дает, они хотят все тестировать, проверять. Мы даем им информацию о том, что вывозится, они нам - нет. В свое время нам предоставляла информацию Молдова, в результате чего "левый товар" на молдавской границе перестал ходить. Хорошо, чтобы так было везде. Европейцы предлагают нам покупать и устанавливать их электронные программы, даже заплатить можно позже. Но, как известно, бесплатный сыр бывает только в мышеловке. Наши программы намного лучше, например, "Инспектор-2006", у нас отличный блок системы анализа риска, блок оформления и контроля за документами, и др. Но они построены в рамках ныне действующей законодательной системы и не дают возможности присоединиться к существующим системам.

В свое время Таможенная служба имела подразделение "Департамент информационных технологий". Когда упразднили Министерство доходов, оно было ликвидировано как самостоятельное подразделение и слилось с информационной системой налоговой и таможенной службы. Хорошо, если бы впоследствии состоялось взаимодействие этих двух систем, но этого не произошло. Налоговики могут получать информацию от таможни, а таможенная служба от налоговой - нет, у них разные информационные составляющие. Ушли хорошие специалисты, сегодня нужно все восстанавливать, потому что мы перешли на новый информационный уровень.

Мы первыми в мире начали предварительное информирование в 1999 г., а Европа пришла к этому через 15 лет. Айтишная украинская составляющая намного сильней европейской.

Наш Таможенный кодекс полностью соответствует Киотской конвенции, поэтому спешить присоединяться к чему-то едва ли стоит, разве что к каким-то инновациям. Европа - это, по сути, единый организм, а мы все равно будем отдельной страной с особыми условиями. Наш Кодекс не хуже, а в отдельных вопросах даже лучше…".

Кстати говоря, быть в "едином европейском организме" не так-то просто: по прогнозам аналитиков, выход Британии из Таможенного союза ЕС может стоить стране 25 млрд фунтов.

Дело в том, что в рамках Таможенного союза ЕС страны-участники проводят переговоры по торговым сделкам и устанавливают единый внешний тариф, а выход из "семьи" может уменьшить ВВП Британии через несколько лет на 1-1,2%.

Тем не менее, идея общеевропейской "Электронной таможни" жива и рассчитана на дальнюю перспективу: окончательно завершить процесс обмена информацией и создания единых баз данных для стран - членов Евросоюза планируется к 2020 г.

Европейская комиссия вместе со странами -участниками Союза разработала план реализации программы, который должен полностью заработать с 1 января 2021 г. По графику Европейской комиссии, к 31 декабря 2020 г. должен завершится переходный период, и создана IT-инфраструктура, а Единый таможенный кодекс Европейского Союза будет действовать на всех уровнях и во всех странах. Украина же пока пытается выкарабкаться из несоответствия процедурной и законодательной баз, чтобы свести воедино все составляющие нашего электронного будущего.

Комментарий эксперта

Павел ПАШКО, заслуженный деятель науки и техники Украины, доктор экономических наук, профессор:

- К сожалению, Европа пока не готова предоставлять нам свою информацию о товарах, ввозимых сегодня в Украину, ссылаясь на необходимость тестирования своих программ применительно к нашей стране, как они это пытались делать в других странах, например, в Калининградской области России. Мы же готовы предоставлять свою информацию хоть сейчас, - собственно, мы ее уже даем.

Убеждение, что "Запад нам поможет" - это просто неверие в свои силы. Откуда такое убеждение, что европейские программы не могут быть хуже, чем наши? Могут!