Электронные ритмы со скоростью 150 тактов в минуту обрушиваются на белые от пота тела. Полуодетые молодые люди трясутся в экстазе под небом из клубящегося тумана, которое озаряется вспышками ламп, как грозовыми разрядами. Мужчина средних лет, стоя в стороне, наблюдает за происходящим не то с интересом, не то с иронией. На нем джинсы и кожаная куртка. Он пришел сюда не развлекаться, а изучать клиентуру. Так называемая «дэнс-мьюзик», с адским грохотом вырывающаяся из динамиков, приносит компании Йохена Лойшнера много денег. Лойшнер - коммерческий директор франкфуртского общества с ограниченной ответственностью «Сони мьюзик интертеймент», которое все более успешно делает бизнес на танцевальной музыке. В прошлом финансовом году оборот «Сони мьюзик» увеличился на 13,5 процента и достиг 420 миллионов марок.
Ныне в кабинетах руководителей музыкальных фирм можно встретить разных людей, ведущих свои предприятия к успеху неодинаковыми путями. Тот, кто хочет познакомиться с методами работы менеджеров в сфере музыкального бизнеса, рано или поздно обязательно выйдет на Томаса М. Штайна. Глава мюнхенской фирмы «Ариола мьюзик» и председатель Федерального союза фонографических предприятий считается одной из самых влиятельных фигур в индустрии развлечений. Нужно приспосабливаться к рамкам, в которых приходится вести дела, говорит Штайн. Как предприниматель Штайн сделал ставку на современные формы народной музыки. И не ошибся. Стремясь поощрять развитие новых музыкальных стилей и творческий рост молодых талантов, «Ариола» завязала многочисленные партнерские связи с малыми и средними предприятиями, которые берут на себя заботу о репертуаре, производственных делах и маркетинге. Такая сеть небольших компаний с узкой специализацией позволяет обеспечить близость к рынку и большую гибкость.
Одним из партнеров «Ариолы» является компания средней величины «Логик рекордс» в Оффенбахе. Ее персонал - 35 человек. «Логик рекордс» принадлежит к числу самых преуспевающих компаний в сфере музыкального бизнеса Германии. В 1992 году эта, тогда еще полностью самостоятельная фирма, вышла на пятое место по объему международных продаж. «Все мы пришли с клубной сцены и разделяем пристрастие к танцевальной музыке», - говорит коммерческий директор «Логик рекордс» Матиас Мартинсон.
Прервав учебу в архитектурном институте, он пришел в музыкальный бизнес через дискотеку. В 1988 году вместе с двумя диск-жокеями создал «Логик рекордс». А несколько позже компаньоны открыли во Франкфурте-на-Майне дискотеку «Омен», одну из самых известных в Германии. В этой дискотеке и специальных пунктах распространения, где берут пластинки диск-жокеи других танцевальных клубов, обкатывается репертуар «Логик рекордс». Близость к потребителям Мартинсон считает основой успеха фирмы.
Тот, кто постоянно живет в тени чужой славы, быстро подвергается опасности преувеличения собственного значения, говорит Хельмут Фест, коммерческий директор фирмы ЭМИ. Когда Фест и Лойшнер говорят о своих отношениях с музыкантами и певцами, речь идет не просто о профессиональном разделении труда по принципу: «Мы делаем хорошую музыку, а вы должны ее хорошо продавать». Связи между людьми искусства и менеджерами нередко перерастают в крепкую дружбу.
Использование разных каналов распространения музыкальной продукции для Дитера Горны - не более или менее отдаленная перспектива, а уже наступившая реальность. Дипломированный музыковед Горны стал инициатором создания музыкального телевидения «Вива ТВ» Кельне». Сегодня он - коммерческий директор телестудии. Горны прекрасно знает средневековую музыку, любит Дворжака, но играет в группе хэви-металл. Он видит себя в роли менеджера-посредника, который стремится создать идеальные рыночные условия для экономического успеха компаний в сфере развлечений. Под такими условиями он понимает и хорошие отношения с политиками, которые немало способствовали популярности его музыкальной ярмарки «Попкомм».