UA / RU
Поддержать ZN.ua

Мораторий продлили, лазейки остались

Не секрет, что из-за запутанности, несовершенства и туманности перспектив развития земельного зак...

Автор: Дмитрий Хилюк

Не секрет, что из-за запутанности, несовершенства и туманности перспектив развития земельного законодательства заинтересованные лица могут манипулировать земельным ресурсом по своему корыстному усмотрению, все укрупняя свои аппетиты. Тем не менее государство не слишком беспокоится по этому поводу. Страна как и прежде осталась не готовой ввести рынок земли даже на законодательном уровне. Решение о продлении моратория на продажу земель сельскохозяйственного назначения еще на год народные избранники приняли за десять дней до празднования Нового года. А о качестве изменений, внесенных этим решением в Земельный кодекс, и говорить не приходится. Ведь поправки в важный документ принимали с голоса. Так сказать, экспромтом.

Земельный пай не продается

Учитывая то, что на момент верстки номера Верховная Рада не обнародовала окончательной версии текста закона, принятого 19 декабря, анализировать изменения в Земельный кодекс придется по стенограмме пленарного заседания, тексту законопроекта «О внесении изменений в Земельный кодекс Украины (относительно запрета продажи земель сельскохозяйственного назначения до принятия соответствующих законодательных актов)», подготовленного ко второму повторному чтению, и другой информации, размещенной на сайте ВРУ.

За основу был принят законопроект депутата-социалиста Василия Цушко. Этот документ в ходе второго чтения представил парламентариям народный депутат, председатель подкомитета по вопросам земельных отношений Валерий Бевзенко.

Законопроектом предлагалось внести изменения в пункты 14 и 15 раздела X «Переходных положений» Земельного кодекса Украины. В частности, в п. 14 предлагалось добавить: «До 1 января 2008 года запрещается внесение права на земельный пай в уставные фонды хозяйственных обществ», а в п. 15 — ряд запретов относительно отчуждения и купли-продажи сельскохозяйственных земель, а именно: «До 1 января 2008 года не допускается: а) купля-продажа земельных участков сельскохозяйственного назначения государственной и коммунальной собственности;

б) купля-продажа или другим способом отчуждение земельных участков, находящихся в собственности граждан и юридических лиц для ведения товарного сельскохозяйственного производства, земельных участков, выделенных в натуре (на местности) собственникам земельных паев для ведения личного крестьянского хозяйства, а также земельных паев, кроме передачи их по наследству, обмена земельного участка на другой земельный участок соответственно закону и изъятия (выкупа) земельных участков для общественных нужд».

Законопроект предусматривает разрешение с 1 января 2008 года на куплю-продажу или другой способ отчуждения указанных выше земель только «при условии вступления в силу законов Украины о государственном земельном кадастре и о рынке земель» и после определения особенностей «обращения земель государственной и коммунальной собственности и земель товарного сельскохозяйственного производства».

Соглашения, являющиеся недействительными
с момента их заключения

Бросается в глаза еще одна актуальная деталь в этом законопроекте: в нем признается, что «соглашения (в том числе доверенности), заключенные во время действия запрета на куплю-продажу или другим способом отчуждение указанных выше земельных участков и земельных паев, в части их купли-продажи и другим способом отчуждения, а также в части передачи прав на отчуждение этих земельных участков и земельных паев, ... являются недействительными с момента их заключения (заверения)».

Заключительные положения законопроекта обязывают Кабинет министров в шестимесячный срок подать в Верховную Раду Украины на рассмотрение проекты законов о внесении изменений в Законы Украины «Об ипотеке» и «Об аренде земли» относительно возможности получить кредиты, в том числе долгосрочные, под залог имущественных прав на земельные участки; а также разработать и утвердить нормативно-правовые акты относительно усовершенствования методики оценки земель товарного сельскохозяйственного производства.

Это то, что предлагалось парламенту принять. А что же было принято?

В закон вошли все предложения, озвученные докладчиком Валерием Бевзенко. Кроме того, по информации, размещенной на сайте ВРУ, была учтена такая поправка: «до 1 января 2008 года не допустить купли-продажи или другим способом отчуждения земельных участков и изменения целевого назначения земельных участков, переданных в собственность гражданам и юридическим лицам для ведения товарно-сельскохозяйственного производства».

Не поддержали народные депутаты предложение БЮТ, выраженное ее лидером Юлией Тимошенко, касательно запрета менять целевое назначение земельных участков сельскохозяйственного назначения государственной и коммунальной собственности.

Также парламентарии проигнорировали требования оппозиции распространить мораторий на земли резерва и запаса.

Плюсы и минусы

К позитиву можно отнести сам факт продления моратория, поскольку при отсутствии законодательной базы, регулирующей рыночные отношения в случаях, когда речь идет о сельскохозяйственных землях, отмена моратория привела бы к катастрофическим последствиям. Однако здесь кроется и минус — нет никаких гарантий, что за год ВР сможет ввести в действие закон о рынке сельхозземли и о земельном кадастре и что, собственно, такой кадастр будет создан. Следовательно, существует опасность, что теневая смена собственников земли будет продолжаться не один год.

Еще один позитив заключается в том, что запрещена купля-продажа земельных участков сельскохозяйственного назначения государственной и коммунальной собственности. А негатив — в том, что ничего не сказано о других формах отчуждения этой земли, хотя относительно собственников — юридических и физических лиц — такая норма содержится.

Наверное, плюсом является и то, что запрет на отчуждение касается также земельных паев, выделенных для ведения личного крестьянского хозяйства.

Тем не менее, как кажется, к большому негативу можно отнести и то, что данный закон ничего не говорит о запрете менять целевое назначение сельхозземель и не прописывает нормы о статусе земель запаса и резерва, оставляя лазейки для спекуляции ими. Конечно, Валерий Бевзенко заявлял с трибуны Верховной Рады, что изменение целевого назначения регулируется другими законами, но практика показывает, что заинтересованные лица с большими деньгами на удивление легко обходят эти законы, строя на бывших огородах и полях свои «домики».

Конституция против моратория

Самое интересное в этой истории то, что очередное продление моратория в который раз нарушает конституционное право граждан обладать частной собственностью, ограничивая его. А именно: владея землей, частный собственник ограничен в этом своем праве запретом продать свою собственность.

Конечно, право толковать Конституцию принадлежит исключительно Конституционному суду, но, очевидно, такая ситуация ненормальна, поскольку как только субъект, имеющий полномочие обратиться в КС, попросит рассмотреть эту коллизию, институт моратория может посыпаться. Последствия же будут непредсказуемыми.