UA / RU
Поддержать ZN.ua

Монополисты опять хотят незаметно повысить тарифы. Теперь это связь

Вывод писем весом 50 г и более из списка универсальных услуг позволит "Укрпочте" устанавливать тарифы на этот вид корреспонденции самостоятельно.

Автор: Людмила Симонова

Наверное, никто не задумывается над тем, откуда берутся тарифы на пересылку писем и других почтовых отправлений до 2 кг. Но мы знаем, что есть почтовый монополист "Укрпочта", о котором вспоминают именно при необходимости отправки небольшой корреспонденции.

Помню, как в нашем ОСМД назначили годовое собрание в первый раз и пошли на почту отправлять письма жильцам, которых в доме не разыскали. В небольшом душном отделении набилась куча народу, очередь двигалась очень медленно, и под закрытие сдать всю отправку мы не успевали, а это было крайне важно. Ну да, пришлось делать то, что украинцы делают всегда: "договариваться"… Так что качество услуг "Укрпочты" было прочувствовано на себе лично. Хорошо хоть цена для заказных писем была не так уж и велика. А почему невелика?

А все потому, что "Укрпочте" даны определенные преимущества, в обмен на которые она признана специальным национальным оператором на оказание "универсальных услуг", и на эти услуги государством установлены низкие тарифы.

Что такое "универсальные услуги"? Это услуги по пересылке почтовых отправлений до 2 кг, т.е. это письма и договоры, и пакет тендерной документации, которые бизнесу иногда приходится отсылать пачками. А иногда это учебники для школьников и студентов. Также к таким услугам относится пересылка посылок весом до 10 кг. Как видно, "универсальные услуги" - это набор весьма распространенных и затребованных у потребителей услуг.

Следует пояснить, что во всем мире национальные операторы почтовых услуг обязуются предоставлять перечень универсальных услуг почтовой связи всему населению на всей территории страны по регулируемому тарифу. Например, Евродиректива №97/67/ЕС от 15.12.1997 г., которая обязательна для всех стран ЕС, и которую следует имплементировать Украине в рамках Соглашения об ассоциации с ЕС, предусматривает обязательство каждого государства обеспечить пересылку писем весом до 2 кг в рамках универсальных почтовых услуг (п. 4 ст. 3 Директивы). Да, это может означать работу в убыток, потому что тариф единый, будь то доставка из Киева в Житомир или, к примеру, в глухое закарпатское село. Убытки в таких случаях покрываются государственными дотациями или другими преференциями от государства. Но при этом почтовыми услугами обеспечиваются как самые малоимущие слои населения, так и бизнес, да и само государство в лице госорганов, что предусмотрено самой сутью универсальной услуги.

Так вот, у нас хотят отобрать право пересылать "Укрпочтой" письма, юридические договоры и другие документы весом более 50 г по регулируемым тарифам и дать возможность "Укрпочте" установить новые, рыночные тарифы на все, что больше 50 г. Сделать это пытаются через внесение изменений в Правила предоставления услуг почтовой связи, утвержденные постановлением Кабмина №270 от 5 марта 2009 г. То есть в проекте изменений говорится о том, что к числу универсальных услуг будет отнесена только пересылка писем весом до 50 г. Соответственно, услуги по пересылке иных писем автоматически исключаются из перечня универсальных услуг почтовой связи. Довольно хитрый ход с расчетом на то, что общественности не до этого, вопрос как бы мелкий, и никто не заметит изменения этих правил - дьявол как всегда скрыт в деталях.

Для понимания: письмо весом до 50 г - это два–три листа формата А4. Все остальные категории писем, в которых пересылаются договоры, товаротранспортные накладные, учебники и десятки видов других документов, будут превышать данный вес. Такие письма ежедневно отправляют тысячи государственных учреждений, банков, страховых и других компаний. Это серьезная часть рынка.

Зачем и кому это нужно?

Очевидно, что национальный оператор хочет "вылезти" из долговой ямы и начать, наконец, зарабатывать, а не декларировать убытки. Причем зарабатывать "Укрпочта" будет не на улучшении качества услуг, не на привлечении большего числа потребителей, которых она давно потеряла в других областях почтовых отправлений, а на увеличении стоимости услуги, что есть прямым нарушением директивы ЕС. При этом "Укрпочта" оставляет себе часть услуги, письма до 50 г, в обмен на немалые преференции от государства. Какие?

Например, "Укрпочта" имеет право арендовать недвижимость государственной и коммунальной собственности за… 1 гривню - как бюджетные и медицинские учреждения, Пенсионный фонд и т.д. Но позвольте, если сегодня газ, добываемый в Украине, продается по цене импортного, то почему недвижимость, которая тоже является национальным достоянием, предоставляется фактически коммерческой организации на таких нерыночных условиях? Почему сегодня "Укрпочта" занимает массу объектов недвижимости, которые ей не очень-то и нужны, и даже сдает их в аренду по рыночной стоимости, а если арендует у государства, то за бесценок? Вопрос "почему?", конечно, риторический. Но если государственный монополист хочет конкурировать на рынке услуг почтовых отправлений более 50 г, то, может, надо разделить: мухи отдельно, котлеты отдельно? Может, оставить ту часть, которая предоставляет универсальную услугу, и приватизировать ту, что будет конкурировать на рынке по рыночным тарифам?

Конечно, новый менеджмент компании "Укрпочта" с их степенями МВА и опытом работы за рубежом настроен на получение прибыли, и желание это вполне понятно, особенно принимая во внимание зарплаты менеджеров вечно убыточного монополиста. Но когда в ход идут не самые этичные инструменты, то страдают те самые потребители в Житомире, закарпатских селах, да и в остальных регионах Украины, где по-прежнему нет Интернета, а почта - это единственная связь с миром.

Вывод писем весом 50 г и более из списка универсальных услуг позволит "Укрпочте" устанавливать тарифы на этот вид корреспонденции самостоятельно и делать это по законам рынка, а иногда и влиять на них, как это делают монополисты: вначале демпинговать, имея самую разветвленную сеть почтовых отделений в Украине и получая прибыль на государственном имуществе, а потом повышать тарифы в тех регионах, где конкуренции уже не будет.

Потребителям, как всегда, не дали шанса даже ознакомиться с причиной для неожиданной перемены в тарифной политике. Ее не объяснили ни в пояснительной записке, ни в Анализе регуляторного влияния к проекту постановления КМУ, которые размещены на сайте Мининфраструктуры. А надо бы ввести людей в курс дела. Иначе создается впечатление, что их хотят заставить платить больше и сделать это так, чтобы те не заметили.

Если перечень универсальных услуг изменят, это ударит по кошелькам самых малоимущих граждан. Устанавливать тарифы самостоятельно - значит делать это так, чтобы это было выгодно для компании и конкурентоспособно по отношению к ценовой политике других игроков рынка, а также максимально использовать свое монопольное положение на этом рынке. Безусловно, вольное тарифообразование на письма весом 50 г и более удорожит их пересылку. Причем рост цен почувствуют не только простые люди, но и тысячи разных компаний и учреждений. Тем же органам государственной власти, которые шлют огромный массив корреспонденции гражданам и бизнесу, придется несладко, потому что бюджеты на доставку писем вырастут.

Кроме того, предложение выглядит очень непоследовательно в контексте евроинтеграции Украины. Курс Украины на ассоциацию с Европой зафиксирован в Соглашении об ассоциации с ЕС. Подписав его, Украина обязалась имплементировать положения евродиректив, а не нарушать их при первой же возможности.

Евродирективы обязуют Украину принимать законы, необходимые для того, чтобы общее почтовое обслуживание как минимум включало сбор, сортировку, транспортировку и выдачу почтовых отправлений весом до 2 кг; сбор, сортировку, транспортировку и выдачу посылок весом до 10 кг, а также услуги заказных отправлений и отправлений с объявленной стоимостью.

Эта норма регламентирует принадлежность писем массой до 2 кг к универсальным услугам. А в украинской почтовой отрасли, как оказалось, есть монополисты, которым евродирективы - не указ.

Ситуация с универсальной услугой - яркий пример государственного лоббизма, когда втихаря меняются правила, а потребителей заставляют платить больше, сохраняя все преимущества монополиста универсальной услуги.