UA / RU
Поддержать ZN.ua

Мобильники: половина «белые», половина «серые»

По уровню спроса мобильные телефоны, пожалуй, вышли на первое место среди высокотехнологичных изделий для потребителей...

Автор: Герман Богапов

По уровню спроса мобильные телефоны, пожалуй, вышли на первое место среди высокотехнологичных изделий для потребителей. По данным исследовательской компании EMC, число абонентов мобильной связи в мире этим летом превысило 1,5 млрд. В 2004 и 2005 гг. прирост числа абонентов составит по 240 млн., а к июлю 2006 г. общее количество мобильных абонентов в мире достигнет 2 млрд. Что касается Украины, то согласно прогнозу исследовательской компании UBL в 2004 году будет продано 4 млн. телефонов. А нюансик вот какой: из этих 4 млн. только 2 млн. «белых», т.е. легально ввезенных. И хотя рост «белого» сегмента рынка мобильников при этом составил 41,7% по сравнению с прошлым годом, нельзя не заметить, что в Украине половина мобильных телефонов продается без уплаты ввозной пошлины.

Как известно, в нашей стране телефоны пока не производятся, а стопроцентно импортируются. Производятся мобильники преимущественно в Китае. Каждый уважающий себя мировой брэнд старается именно в этой стране наладить производство. Это связано с громадным числом местных потребителей. Уже сейчас абонентами мобильной связи являются 280 млн. китайцев. В это же время в Китае и на Тайване ориентируются на собственных производителей, пока еще неизвестных в других частях земного шара. И признанные лидеры вынуждены считаться с подобным положением вещей. Так, совсем недавно Alcatel объединилась с китайской компанией TCL Communication.

Производители не торопятся открывать сборочные производства в Украине, поскольку мобильники, собранные в нашей стране, будут стоить дороже, чем завезенные из Китая. В Украине по итогам продаж 2003 года на рынке сформировались три группы компаний: лидеры — Nokia, Samsung, Siemens, середняки — Аlcatel, LG, Мotorola, SonyEricsson и аутсайдеры, к которым относятся все остальные торговые марки. По оценкам UBL, в этом году перестановки брэндов по объемам продаж могут происходить внутри сформированных групп, а еще Philips и Fly могут приблизиться к лидерам.

По данным UBL, всего в 2003 году через розничные сети было реализовано 1,4 млн. телефонов с гарантией производителя, то есть «белых». Данный объем реализации составляет 47% всех продаж телефонов в Украине, оцениваемый компанией в размере 3 млн. штук за весь прошлый год.

Почему же столь велика доля «серых» аппаратов? Дело в том, что согласно существующему законодательству импортная пошлина на один мобильный телефон составляет 30 евро (или 15 евро при льготном налогообложении). Законопроект о снижении пошлины до 20% от стоимости аппарата (и 10% при льготах) не был принят Верховной Радой в начале этого года. В то же время не секрет, что на рынке есть телефоны стоимостью ниже 60 долларов. Вот и получается, что ввозить их легально невыгодно, поскольку стоимость пошлины превышает 50% стоимости телефона. В результате легальный импорт ориентируется на дорогие модели, а покупатели предпочитают дешевые.

При этом ситуация постепенно изменяется в лучшую сторону. Увеличение доли «белой» техники отмечают и продавцы. Например, Сергей Дорофеев, директор компании Unitrade, считает, что уже сейчас доля «белых» телефонов составляет 65—70%. Такая оценка, по мнению автора, отличается излишней оптимистичностью. И скорее свидетельствует о том, что владельцы торговых сетей продают полностью (или преимущественно) лицензированные аппараты и не замечают (или стараются не замечать) реальные объемы «серого» рынка.

По мнению Сергея Дорофеева, существуют некоторые различия между регионами — «серого» товара ощутимо больше в западном регионе и в Одессе. С этим нельзя не согласиться, поскольку такая техника завозится в основном через западные границы — с территории Польши, Венгрии. В южном канале поставок задействована Турция. Кстати, недавно волынские таможенники пресекли попытку незаконного ввоза на территорию Украины почти 3,5 тыс. мобильных телефонов Nokia.

Неоспоримое преимущество «белых» телефонов — условия гарантийного обслуживания, которые не могут предоставить продавцы «серой» техники. Кроме того, в большинстве случаев продавцы «белой» техники обеспечивают и более комфортные условия для покупки — привлекательный дизайн торговых точек, высококлассные консультации продавцов.

«Серые» телефоны ввозятся в обход легальных каналов поставки. Многие продавцы сознательно идут на нарушение закона, ведь более дешевый товар продается быстрее. Кстати, предложений о продаже таких телефонов полно в Интернете, причем размещают объявления не только интернет-магазины, но и базарные продавцы.

«Серые» телефоны часто продаются без инструкций на русском и, тем более, украинском языках. И, кстати, могут принести своему будущему хозяину целый ворох проблем. К примеру, может не работать часть сервисного меню, случаются и беспричинные потери сети. Кроме того, сервисные центры, сертифицированные производителем, могут запросто отказаться чинить «серые» телефоны даже за деньги.

Ведущие производители мобильных телефонов выступают против «серого» импорта и даже отказываются давать на эту тему комментарии. Ведь «серый» телефон запросто может нанести ущерб имиджу компании-производителя.

Спрос диктует предложение. Поэтому будем надеяться, что число покупателей, предпочитающих приобретать телефон с гарантией, будет расти и дальше. В свою очередь и Верховная Рада постарается снизить долю «серости» на рынке, согласившись на снижение ввозной пошлины.