Австрийский концерн Voestalpine, крупнейший производитель высококачественной стали в Европе с годовым оборотом 10 млрд. евро, намерен построить в Черноморском регионе металлургический завод мощностью порядка 5 млн. тонн стали в год. С этой целью концерн обратился к четырем причерноморским странам — Румынии, Болгарии, Турции и Украины с предложениями рассмотреть возможность размещения на их территории мощного сталелитейного производства. Ответ австрийская сторона хотела бы получить до конца мая.
Концерн намерен приступить к строительству завода уже в 2009 году, чтобы завершить к 2012-му. Поэтому летом этого года концерн Voestalpine намерен определиться с месторасположением будущего предприятия и объявить свое решение относительно инвестиции.
Для строительства завода необходима площадка 10 квадратных километров. Акцент при ее выборе инвестор делает на логистику, развитую инфраструктуру, доступ к сырью и рынкам сбыта. Для Voestalpine чрезвычайно важно, чтобы территория имела развитую сеть железных и автомобильных дорог, стабильное обеспечение энергией, водой и газом. И чтобы рядом находился большой город с сетью учебных заведений, с нормальными условиями для проживания и отдыха, с аэропортом для связи с главным предприятием в Линце.
Однако главное условие — это наличие поблизости глубоководного порта. Что позволит решить проблему поставок дефицитного сырья как в настоящем, так и в будущем, то есть диверсифицировать связанные с этим риски. А также решить вопросы сбыта продукции. Новый завод в Юго-Восточной Европе, как и завод в Австрии, будет производить большую часть продукции на экспорт.
В свою очередь, многомиллиардная инвестиция сулит прекрасные перспективы. Это около 4 тыс. новых, надежных рабочих мест, контракты для других компаний. Voestalpine будет производить высококачественную сталь и тем самым стимулировать создание других промышленных предприятий. А это — дополнительные отчисления в бюджет, солидные вливания в развитие инфраструктуры и сферу обучения.
Судя по публикациям в зарубежных СМИ, на сегодняшний день рассматривается несколько возможных площадок для размещения завода. Основная борьба развернулась между двумя странами — членами ЕС. Самые высокие шансы у Румынии. У нее более развитая инфраструктура с мощным портом, каналом для выхода из Дуная в Черное море и развивающаяся автомобильная промышленность. К тому же ее рыночная экономика сулит меньше рисков.
Каковы при этом шансы Украины?
Компания Voestalpine считает, что проект может быть реализован в нашей стране. Учитывая всю масштабность и сложность задачи, инвестор изначально обратился к украинскому правительству, чтобы заручиться поддержкой на самом высоком уровне. И сориентироваться относительно перспектив.
В феврале этого года состоялась встреча руководства австрийского концерна с премьер-министром Украины Ю.Тимошенко. Выполняя поручение главы правительства, Министерство промышленной политики создало рабочую группу по вопросам сотрудничества с концерном для рассмотрения проекта строительства металлургического завода в Одесской области. В ее состав вошли специалисты Минпромполитики и руководители ведущих научных организаций: «Укрдипромез», «Энергосталь», отраслевых объединений и ассоциаций — «Металлургпром», «Укркокс», «УкрМет».
Рабочая группа совместно с концерном Voestalpine собиралась дважды. Предварительные выводы таковы. Министерство промышленной политики считает, что предложенный Украине проект предусматривает использование современных и новейших технологий производства стали, отвечает требованиям государственной программы развития и реформирования горно-металлургического комплекса Украины на период до 2011 года, утвержденной Кабинетом министров в 2004 году. Одесская облгосадминистрация в целом заверила представителей Voestalpine, что регион заинтересован в реализации проекта. А ведущие украинские проектные и научные институты готовы подключиться к проектированию завода в случае принятия обеими сторонами окончательного решения.
Проект включает строительство в районе порта Южный сталелитейного завода с полным циклом производства мощностью 5,4 млн. тонн сырой стали с выходом конечной продукции — высококачественного автомобильного листа, а также с количеством работников свыше 4 тыс. человек. Для региона — это прежде всего новые рабочие места и возможности для местных обеспечивающих компаний. Плюс дополнительные поступления в бюджет. А также инвестиционные вливания в транспортную инфраструктуру, создание собственной учебной базы. Достаточно сказать, что на головном заводе в Линце в производственных мастерских получают высокую квалификацию 700 учеников.
В ходе презентации проекта представители Voestalpine особо подчеркнули, что новый завод будет иметь такие же стандарты качества и охраны окружающей среды, как и основное предприятие в Линце. Это чистое производство: компания признана одним из лидеров в деле защиты окружающей среды. Сам Линц как город стали имеет высокий уровень жизни. Здесь работают около 10 тыс. сотрудников Voestalpine. Всего же с деятельностью компании связано порядка 100 тыс. человек.
Панорама завода концерна Voestalpine в Линце(Австрия) |
И все же проект Voestalpine по ряду причин уже успели окрестить фантастическим для украинских реалий. В том числе и из-за предлагаемого места расположения. Вдумайтесь, для реализации проекта необходимо 1000 гектаров земли. Понятно, без сельскохозяйственных земель тут не обойтись. Известно и то, что изменить их целевое назначение мешает мораторий. Да и вопросы экологии не так просты, как кажутся. В особенности если речь идет о береге Черного моря и регионе с рекреационными территориями.
Поэтому когда в ходе обсуждения проекта дело коснулось земельных, экологических и социальных вопросов, стало ясно: без участия других органов исполнительной власти не обойтись. В итоге было предложено создать расширенную межведомственную группу с привлечением представителей Минэкономики, Министерства охраны окружающей природной среды, Министерства транспорта и связи, Минтруда и социальной политики, Минюста, Минфина, Министерства регионального развития и строительства. А также центра Государственного земельного кадастра, Государственной налоговой администрации и Одесской облгосадминистрации.
Эта межведомственная рабочая группа и должна будет дать заключение о целесообразности строительства металлургического завода на территории Одесской области. Отчасти в ее руках и судьба инвестиции в 5 млрд. евро.