UA / RU
Поддержать ZN.ua

Многие знания — великая скорбь

В 90-х годах Кабмин своим постановлением создал Моторное (транспортное) страховое бюро Украины (МТС...

Автор: Леонид Хорин

В 90-х годах Кабмин своим постановлением создал Моторное (транспортное) страховое бюро Украины (МТСБУ), которое объединяет страховые компании, занимающиеся страхованием ответственности водителей за ущерб, причиненный третьим лицам.

Соответствующие полномочия МТСБУ закреплены в Законе Украины «О страховании». Вследствие «дальновидности» наших законодателей и пронырливости страховщиков Моторное бюро наделено исключительным монопольным статусом и правами, благодаря которым оно фактически от имени государства устанавливает правила работы на этом сегменте рынка, оставаясь практически бесконтрольным со стороны государства и общества.

В подтверждение этого рассмотрим, к примеру, как Моторное бюро выполняет требование важнейшего для него Закона «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств» («автогражданка») о создании единой централизованной базы данных.

Хотели как лучше…

В соответствии со статьей 55 Закона «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств» единая централизованная база данных предназначена для контроля за реализацией «автогражданки» и должна содержать сведения о действующих и оконченных договорах, о страховых случаях, о транспортных средствах и их владельцах.

Она должна существенно облегчать решение многих практических вопросов, возникающих у страховых компаний и их клиентов в процессе реализации «автогражданки». Например, может помочь установить наличие соответствующего полиса у виновника ДТП, определить владельца транспортного средства, страховую компанию, которая должна урегулировать страховой случай и, что не менее важно, ответить на многие вопросы, связанные со статистикой «автогражданки».

Напомним, что важность этого вида страхования определяется ее социальной направленностью (жертвами ДТП ежегодно становятся около 60 тысяч человек), массовостью (зарегистрировано свыше 9 млн. транспортных средств) и суммами страховых сборов (потенциально — свыше 2 млрд. грн. ежегодно).

С момента принятия закона об «автогражданке» прошло уже почти два года. За это время Моторное бюро развило бурную деятельность, направленную на удовлетворение интересов страховых компаний и преследование водителей без полиса (заключение договора о сотрудничестве с ГАИ, обращение в Генпрокуратуру на бездеятельность ГАИ, обращение в Антимонопольный комитет за разрешением работать практически «на плечах» у пограничников в статусе единого агента, заставляя таким образом гостей Украины покупать полисы «автогражданки» под дулом автоматов и т.п.).

А что же сделано Моторным бюро для общества, социальные интересы которого якобы призван защищать закон об «автогражданке»?

Скажи мне, кто твой друг…

Страхование ответственности водителей за ущерб, причиненный третьим лицам, появилось в Украине в начале 90-х годов. В 1994 году под нее было создано первое программное обеспечение.

В 1997 году начата разработка централизованной базы данных. Программное обеспечение разработала известная на украинском страховом рынке компания «Украинские страховые информационные системы». Наличие централизованной базы данных позволяло МТСБУ получать статистику, мгновенно находить интересующую информацию и бороться со страховым мошенничеством.

Эта база данных существовала в МТСБУ вплоть до марта 1999 года. Доказательством является наличие у каждого страховщика, члена Моторного бюро, бюллетеней МТСБУ того времени, в которых регулярно публиковались отчеты из базы данных. Программная реализация последней существует в МТСБУ и по сей день, т.е. может успешно использоваться с некоторой доработкой, учитывающей современные требования.

В 2004 году, готовясь к принятию закона об «автогражданке», которым предусмотрено создание единой централизованной базы данных, МТСБУ провела тендер на разработку соответствующего программного обеспечения. Однако компания «Украинские страховые информационные системы» — пионер разработки подобной базы — для участия в тендере изначально не была приглашена (позднее стало ясно почему — судя по всему, «победитель» был определен заранее, а тендер был лишь необходимой формальностью).

Победителем тендерного междусобойчика стала компания «Приоком». Есть основания полагать (об этом ниже), что победитель тендера выбирался, исходя из возможностей брать много за разработку, о чем с прежним разработчиком — «Украинскими страховыми информационными системами» — договориться было сложно.

В январе 2005 года Верховной Радой Украины принят закон об «автогражданке». В статье 55 закона сказано о необходимости создания единой централизованной базы данных.

В октябре 2005 года подписан договор на создание базы данных с победителем тендера, компанией «Приоком». Выходит, МТСБУ так «спешило» создавать базу данных, что договор с ее разработчиком подписало только через год после проведения тендера.

В сентябре 2006 года, т.е. по прошествии двух лет (!) после проведения тендера эта база по признанию президента МТСБУ г-на Романишина так и не работает (источник: «Экономические известия» от 28.09.2006 г.).

О состоянии разработки базы данных как заказчик (МТСБУ), так и разработчик (фирма «Приоком») не информируют. По неофициальной информации, первоначальная сумма разработки составила 960 тыс. грн. и превысила, по мнению специалистов, реальную стоимость работ примерно в пять раз. Спустя год, в течение которого, судя по всему, ничего не было сделано (т.к. база не работает), первоначальная смета выросла уже до 5 млн. грн. (!), а срок окончания разработки перенесен… на май 2007 года.

То есть требование статьи 55 Закона Украины «Об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств» о создании единой централизованной базы данных МТСБУ откровенно игнорирует. Причем не только по причине отсутствия новой базы данных, но и из-за нежелания использовать старую.

Напомним, что действующий прототип вновь разрабатываемой базы данных существует в МТСБУ еще с 1997 года. Что же мешает МТСБУ использовать имеющуюся базу данных или форсировать разработку новой?

У семи нянек…

По данным Моторного бюро, в 2005 году продано 2,2 млн. полисов «автогражданки». По сведениям Госпогранслужбы, за этот же период границу Украины пересекли 17,4 млн. автомобилей, каждый из которых имел полис «автогражданки».

Причем значительная часть этих полисов являются украинскими (только россиянами было приобретено около 3 млн. украинских полисов, не говоря уже о туристах из других стран, многие из которых приобретают их непосредственно на украинской границе).

Добавив к этому числу миллионы из 9 млн. украинских водителей, которые никуда не выезжали и которых также заставляют покупать полисы «автогражданки», можно оценить примерное количество неучтенных полисов. Оно исчисляется многими миллионами, а в денежном эквиваленте — десятками или даже сотнями миллионов гривен.

Один только этот факт дает представление о причинах указанного выше поведения Моторного бюро, даже не беря во внимание возможные злоупотребления, связанные с искусственным завышением стоимости базы данных и многолетним затягиванием сроков ее разработки.

Учитывая изложенное, можно ожидать, что сроки разработки базы данных будут и дальше постоянно переноситься, а сумма разработки соответственно увеличиваться. При этом руководство МТСБУ будет периодически заявлять на публике: «у нас нет программ, а они нам очень нужны и их нужно срочно создавать».

Знают ли о деятельности МТСБУ и о вакханалии с полисами «автогражданки» Кабмин, создавший эту организацию и обязанный регулировать отношения в обязательных видах страхования: Госфинуслуг, обязанная контролировать деятельность страховых компаний и руководство которой входит в контролирующие органы Моторного бюро, правоохранительные органы Украины и Антимонопольный комитет Украины, под сонным взором которого действует откровенный монополист — Моторное (транспортное) страховое бюро Украины?