Вряд ли кого-то из любителей гаджетов (от англ. gadget — техническая новинка, устройство или просто пустячок) сегодня можно удивить карманным портативным компьютером (КПК). Но, с другой стороны, они остаются чаще всего достоянием «технических маргиналов» (дешевые) или имиджевыми цацками богатых бизнесменов (дорогие). Это при том, что злые языки говорят об «окончании эры КПК», которая на наших просторах, если честно, так и не начиналась. Точной статистики продаж не существует, но продукт индивидуального пользования, который в стране с десятками миллионов жителей продается десятками тысяч, едва ли можно называть массовым.
Для тех, кто «далек от темы», несколько слов о технической стороне дела. КПК — это маленькие компьютеры, все детали которых помещены в небольшой (размером с записную книжку) корпус. Собственно, на сегодняшний день осталось две большие «семьи» КПК — использующие операционную систему Palm и управляемые мобильными инкарнациями всенародно любимой Windows. Как те, так и другие оснащены сенсорным экраном, реагирующим на нажатие специальной палочки — стилуса, выполняющего функции, аналогичные компьютерной «мышке». У подавляющего большинства КПК имеется инфракрасный порт, возможность использования дополнительных карточек памяти, внешних клавиатур и тому подобное. Они могут редактировать тексты, обрабатывать небольшие базы данных (списки телефонов, адресов и т.д.), принимать и отправлять электронную почту, позволяют бродить по Интернету — если есть GSM-модуль или подключение к мобильному телефону. А еще — развлекать пользователя игрушками без слишком сложного и реалистичного 3D, потихоньку воссоздавать видео, записывать и восстанавливать звук и многое другое.
Все это — сухая проза технических характеристик. Но наряду с ней существовала еще и поэзия, написанная ИТ-аналитиками, — о глобальном распространении карманных компьютеров и, соответственно, глобальных изменениях в структуре оборота информации. О возможности непосредственно в процессе разговора двух бизнесменов обмениваться необходимыми документами; читать новости и путешествовать по Интернету в общественном транспорте, управляя КПК одной рукой; гулять по улицам незнакомых городов, поглядывая на интерактивную карту, где местонахождение пользователя будет определять встроенный в КПК GPS-приемник.
И самое интересное, даже имеющихся технических возможностей КПК вполне достаточно для исполнения этой мечты! Например, уже сейчас в некоторых государственных (!) клиниках Италии медперсонал оснащен мощными КПК с беспроводной связью. Результаты наблюдений, важные показатели жизнедеятельности организма, жалобы больного — любая информация мгновенно передается непосредственно в момент осмотра на центральный компьютер клиники, вносится в историю болезни и в максимально полной и удобной форме становится доступной для врачей. Не меньше поражают и схемы применения КПК, широко практикуемые в современных строительных компаниях. Максимально детализированный проект, например завода (вплоть до спецификаций отдельных болтов или гаек), сохраняется на корпоративном сервере, откуда с помощью пыле-водо-ударозащищенного КПК строители могут получить информацию о своих участках работы. Кстати, программное обеспечение именно для этих двух информационно-аппаратных комплексов разрабатывали украинские программисты-аутсорсеры, по понятным причинам не афиширующие названия своих компаний.
Хотя все это, конечно, сложные задачи для богатых корпораций. Но и обычному пользователю с его повседневными потребностями КПК может дать немало. Чего стоит, например, сама возможность удобного (во всяком случае удобнее, чем с монитора) чтения электронных текстов! При этом в самый допотопный КПК легко помещается с десяток романов. Индивиды, у которых нет отдельной комнаты для «сеансов ночного чтения», могут заниматься им прямо в темной спальне, не мешая здоровому сну возможных соседей. А заинтересовавшись книгой, могут поделиться с другом не адресом магазина и даже не линком в Интернете, а просто передать текст через инфракрасный порт. Собственно, разговоры об «электронных книгах», ведущиеся в последние 30—40 лет, в КПК нашли близкую к идеалу реализацию. Ведь в отличие от чтения с монитора — обычно в не очень удобной позе, с КПК можно читать стоя, сидя и даже лежа (собственно, именно распространение КПК и должно было стать основным ударом по владельцам авторских прав, уже давно возмущенных деятельностью интернет-робингудов). Наряду с этим, а также с возможностями «мобильного офиса» существуют десятки мелких, но приятных «дополнительных возможностей». Например, бесплатные словари для КПК (с базами данных, насчитывающих сотни тысяч слов) или программы, позволяющие превратить его в универсальный инфракрасный пульт управления многими классами бытовой техники. Сравните это с убогими «фишками» наподобие сменных цветных панелей или фонариков, которыми заманивают народ производители мобильных телефонов!
Обобщая сказанное, можно утверждать: в случае с настольными компьютерами человеку приходится идти к информации, а при использовании КПК информация сама приходит к человеку — как из внешнего мира через Wi-Fi или GSM-модуль, так и от возможного «близкого круга» коммуникации — друзей, бизнес-партнеров, коллег — через инфракрасный порт или Bluetooth-протокол.
То есть продукт имеет потенциал и в плане массовости вполне может занять достойное место если не возле мобильного телефона или настольного компьютера, то немного выше ноутбука — как минимум.
Почему же так не произошло? Объяснение здесь может быть довольно простое. На Западе разнообразные модификации КПК все-таки заняли достойное место в корпоративном секторе. Правда, там довольно часто используются специализированные модели, предназначенные для выполнения определенного узкого круга задач. А развлечения и «домашнее» использование КПК оказались не слишком перспективной разработкой именно для ИТ-индустрии. Продать плазменную панель или, в крайнем случае, ноутбук намного выгоднее, чем карманный компьютер. А тех же электронных текстов в свободном доступе в англоязычном секторе Интернета не в пример нам меньше. Конечно, есть проект Гутнеберга, но круг ценителей классики ХІХ века, к сожалению, недостаточная база для быстрого финансового успеха. Да и лозунг «Пришли книгу другу» (по собственному инфракрасному порту или Bluetooth даром) — это, конечно, не «Пришли MMS» (по нашему GSM-каналу за n-дцать центов).
Иная ситуация на постсоветском пространстве, где с электронными текстами полегче и где народ привык искать недорогие решения. Здесь перспективы КПК были намного выше, тем не менее, по неизвестным причинам, бурную деятельность, направленную на продвижение КПК на наш рынок, заметить довольно сложно. Сколько единиц рекламы КПК можно увидеть на наших улицах? А ведь без этого прийти к выводу, что с трех-четырехдюймового экрана читать удобнее, чем с некоторых шедевров печатного искусства (например, с газет формата А2), почти невозможно. Поэтому и оказался у нас КПК тем, чем есть — экзотикой для богатых или ИТ-шников. Кажется, украинский рынок производители КПК банально недооценили. Хотя это, если честно, немного странно. Мы можем увидеть на улице рекламу цифровых зеркальных фотокамер (тоже нашли «массовый товар» — камера стоимостью 1300 долларов и объективов для нормальной работы еще бы на столько же докупить), но не видим рекламу устройств, современная модель которых стоит 200—300 долларов, а немного устаревшую можно купить и за 100.
Безусловно, «персональные цифровые помощники» (еще одно название КПК, распространенное на Западе, «PDA — personal digital assistant») в той или иной форме будут развиваться и совершенствоваться — слишком уж привлекательна идея действительно мобильной и беспрерывной информационной поддержки пользователя, от нее бизнес не откажется. Сложно спрогнозировать, какой у них будет интерфейс — голосовой, жестовый или (не дай Бог) прямой — «электроника — нервы — мозг», что в свете последних достижений науки по созданию управляемых нервными волокнами манипуляторов не кажется полнейшей фантастикой. Хотя не стоит забывать, что персональные компьютеры, если отбросить коммуникационные возможности в самом широком понимании этого слова, — это не более чем электронные костыли (или мощные инструменты обработки информации — кому как больше нравится) для человеческого мозга, и думать нам придется все же самим. Что, пожалуй, к лучшему.