UA / RU
Поддержать ZN.ua

МЭР СТОЛИЦЫ «СЖИГАЕТ МОСТЫ»?

Начало брифинга в Министерстве транспорта Украины живо напомнило сцену из гоголевского «Ревизора», в которой городничий сообщает присутствующим, что собрал их, «чтобы сообщить пренеприятнейшее известие»...

Автор: Александр Артеменко

Начало брифинга в Министерстве транспорта Украины живо напомнило сцену из гоголевского «Ревизора», в которой городничий сообщает присутствующим, что собрал их, «чтобы сообщить пренеприятнейшее известие». И действительно, сообщение министра транспорта приятным не назовешь: строительство нового моста через Днепр, о необходимости которого так много говорили все, кто хоть что-то мог сказать по этому поводу, отменяется!

О причине, побудившей Г.Кирпу выступить с упомянутым заявлением, — несколько ниже, а сейчас о том, какой мост и с какой целью собирались построить.

В любом государстве транспорт во многом определяет развитие экономики и решение социальных проблем. Именно поэтому железнодорожники планируют строительство второго киевского вокзала — в Дарнице. Это избавит жителей левобережной части города, затеявших путешествие, от необходимости добираться на Центральный вокзал. Ведь в последние годы пересечение Днепра становится все более проблематичным, и уже недалеко то время, когда каждый переезд с одного берега на другой киевляне и гости города станут называть военным термином «форсирование».

Кроме того, считает министр транспорта, движение пассажирских поездов со скоростью 140 километров в час — это уже вчерашний день, и чтобы соответствовать эпохе, ее нужно повышать до 200 километров. Предпосылки для этого есть: разработана вагонная тележка, рассчитанная на такое движение, в Краматорске создан соответствующий пассажирский вагон, а в Днепропетровске — электровоз. Дело за колеей. В Министерстве транспорта Украины разработан чрезвычайно интересный проект строительства скоростной линии, которая покроет практически всю Левобережную Украину. Эта магистраль протянется от Центрального вокзала Киева до Полтавы, где разделится в нескольких направлениях — к Харькову, Днепропетровску, Донецку, Луганску и Симферополю. Таким образом, будет обеспечено скоростное сообщение между основными промышленными центрами Восточной и Центральной Украины.

Однако, чтобы строить в Дарнице вокзал и двигаться к Полтаве со скоростью 200 километров в час, необходим второй железнодорожный мост через Днепр, так как пропускная способность существующего явно недостаточна. Обсуждая этот вопрос, железнодорожники прониклись проблемами киевлян и предложили отцам города построить совмещенный мостовой переход для железнодорожного и автомобильного транспорта, что обойдется в полтора раза дешевле строительства двух отдельных. Инициатива наказуема, поэтому они сами нашли инвестора, готового вложить средства в строительство, проработали вопрос с Киевпроектом и Киевгипротрансом, которые разработали технико-экономическое обоснование проекта и сам проект прокладки моста через Днепр между Южным и ныне действующим железнодорожным мостом.

Был установлен контакт с крупной турецкой компанией Dogus Group, существующей с 1951 года и имеющей богатый опыт строительства мостов, тоннелей и дорог. Ей принадлежит один из крупнейших в Турции частных банков — Гаранти-банк, два мощных телеканала. Турецкие партнеры выразили согласие построить вантовый мост длиной 1200 метров и стоимостью 1,5 млрд. гривен за два года и уже готовы приступить к его проектированию. Кредит будет предоставлен под 4% годовых с отсрочкой платежей на два года с погашением в течение 10 лет. Такие условия, по мнению министра транспорта, для железнодорожников — просто подарок.

Три месяца назад, когда транспортники посвятили столичную мэрию в свои планы, там к ним отнеслись благосклонно. Таким образом, у Г. Кирпы появились все основания передать свои предложения Президенту Украины, который не замедлил направить свою резолюцию «Прошу поддержать» премьер-министра. Тот, в свою очередь, дал поручение соответствующим министерствам согласовать проект постановления Кабинета министров Украины о начале работ. Довольно оперативно он прошел согласование в министерствах финансов, экономики и юстиции, в государственных комитетах Украины по земельным ресурсам и строительству и архитектуре, Киевской областной государственной администрации. И лишь там, где по логике не могло возникнуть препятствий, — в Киевской городской государственной администрации — этот плавный ход внезапно застопорился. Только 15 августа заместитель главы КГГА Иван Салий ограничился сообщением, что документы представлены его непосредственному начальнику.

С их содержанием министр транспорта ознакомил представителей масс-медиа.

Итак, информируя главу Киевской городской государственной администрации о том, что получен проект распоряжения Кабинета министров о строительстве железнодорожно-автомобильного мостового перехода через Днепр на железнодорожном участке Киев-Московский — Дарница, И.Салий доводит до его сведения о существовании двух мнений специалистов КГГА по поводу намерений транспортников.

Первое — поддержать проект распоряжения в целом, но при этом внести некоторые изменения и дополнения. Второе — не согласовывать предоставленный проект ввиду следующих обстоятельств:

генеральным планом развития города строительство нового моста для автомобильного и железнодорожного движения рядом с Дарницким железнодорожным мостом не предусмотрено;

сооружение этого моста не решит проблемы выведения транзитного грузового как железнодорожного, так и автомобильного потока за пределы городской застройки;

возведение нового моста на расстоянии 40—50 метров от существующего противоречит требованиям гражданской обороны, согласно которым такие объекты необходимо размещать на расстоянии, исключающем их одновременное разрушение ядерным взрывом;

строительство мостового перехода требует высвобождения значительных территорий и кардинальной перестройки городской структуры.

— По поводу генерального плана развития города, — прокомментировал Георгий Кирпа эту аргументацию, — я консультировался с главным архитектором Киева Сергеем Бабушкиным, который заверяет, что на внесение в него соответствующих изменений потребуется не более суток. Что касается проблемы транзитных грузопотоков через столицу, то внутригородское движение доставляет его участникам гораздо больше неудобств. К тому же горгосадминистрации хорошо известно, что железнодорожный транзитный грузопоток давно выведен из города. Именно поэтому новый пассажирский вокзал мы намерены строить на месте Дарницкой сортировочной станции. Если же следовать логике третьего аргумента, то, согласно ей, новый мост должен располагаться не ближе, чем в районе Кременчуга. И, наконец, о высвобождении территорий. Прекрасно известно, что там размещены промышленные зоны, половина предприятий которых работали на строительство Южного моста и теперь бездействуют. При строительстве нового моста на этом месте разместятся транспортные развязки, обеспечивающие удобный и безопасный въезд на него с обоих берегов Днепра.

— Вот эти обстоятельства, — завершил министр свое выступление, — вынуждают нас отказаться от строительства автомобильно-железнодорожного моста. Вчера мною было дано поручение специалистам разрабатывать проект реконструкции существующего железнодорожного моста, на котором после усиления опор и пролетов будет проложена третья колея. Затем продолжим реализацию программы строительства нового вокзала в Дарнице и создания скоростной магистрали в направлении Полтавы. Хотя это и затягивает сроки работ, так как реконструкция всегда сложнее нового строительства.

Нам, непосвященным, пока трудно понять позицию городских властей. Возможно, мэра просто «подставили», как это «кое-где у нас порой» практикуется, и, в конце концов, случившееся окажется легко разрешимым недоразумением? Но если здание реконструированного Центрального вокзала столицы станет памятником созидательному тандему Александра Омельченко и Георгия Кирпы, а сами они начнут крутить педали в противоположных направлениях, пользы от этого не дождемся.