UA / RU
Поддержать ZN.ua

Малый бизнес заставят кормить Львов

Во Львове закончились комфортные условия развития для малого предпринимательства. 2006 год может с...

Автор: Василий Худицкий

Во Львове закончились комфортные условия развития для малого предпринимательства. 2006 год может стать последним годом золотой поры для малого и среднего бизнеса в Украине, и прежде всего из-за резкого повышения арендной платы государственного и коммунального имущества. Особенно болезненной эта процедура станет для Львова, где практически отсутствуют крупные предприятия, которые могли бы наполнять местный бюджет. Сейчас этот сегмент экономики не только теряет бывшие преференции — отныне ему придется стать главным кормильцем местного бюджета.

Арендную плату пересмотрят, но не всем

Сегодня Львов имеет довольно высокое количество малых предприятий, созданных на десять тысяч жителей, — 125, что почти вдвое превышает средний показатель по Украине. Только в течение 2001—2006 годов их общее количество во Львове возросло с 8071 до 9608. Сейчас на них трудоустроено свыше 60 тысяч работников. Но настораживает, что динамика увеличения количества малых и средних предприятий падает, в 2007 году к существующим могут добавиться не более 150—200 предприятий. Настораживает и то, что примерно 36—39% из них — убыточные. За последние годы среднесписочное количество нанимаемых работников малых предприятий уменьшилось на 9%. Это обусловлено тем, что работодатели не оформляют официально своих работников и выплачивают им так называемую зарплату в конвертах. Если в 2006 году в области средняя заработная плата одного работника составляла приблизительно 833 грн., то на малых предприятиях она едва достигала 406 грн.

Для большинства малых предприятий основный вид деятельности (оптовая и розничная торговля) составляет 35,4% от общего количества. На втором месте те, кто предоставляют услуги, связанные с недвижимостью, — 21%, далее идут промышленность, строительство и гостиничный бизнес, на них приходится соответственно 15,7, 7,9 и 6,3%.

Решив, что малый и средний бизнес уже выросли «из коротеньких штанишек», центральная и местная власть намерена существенно повысить размер арендной платы. Такое право органам власти было предоставлено ст. 118 Закона «О государственном бюджете на 2007 год», в соответствии с которой местные советы в шестимесячный срок должны пересмотреть размеры арендной платы. Впрочем, предпринимателей беспокоит не столько рост арендной платы, как возможность выставления арендованных ими помещений на конкурсных условиях новым владельцам.

И хотя представители коммунального имущества города и регионального фонда госимущества Львовщины поспешили заверить, что конкурсные методы будут применять только к свободным от аренды помещениям, арендаторы, у которых срок еще не закончился, не уверены, что так оно и будет. Не сегодня-завтра их владельцы захотят получать от своего имущества максимум прибыли. При таких условиях стоимость аренды государственных и коммунальных помещений может сравниться с коммерческими объектами. Если до недавнего времени во Львове 1 кв. м коммунальных помещений можно было арендовать в среднем за 20—25 грн., то уже скоро цена возрастет в 1,5—2 раза. Чтобы сводить концы с концами, предпринимателям придется повышать цену своих товаров и тарифы на услуги, экономить на заработной плате работников. Еще неизвестно, поможет ли им это удержаться на рынке.

В городе заканчивается имущество?

В городском совете повышение размера арендной платы комментируют осторожно. Главные аргументы чиновников сводятся к тому, что ресурсы коммунального имущества и земли практически исчерпываются. По словам специалистов управления коммунального имущества, общее количество объектов коммунальной недвижимости во Львове сегодня составляет 3706 единиц, площадь арендованных помещений — 456 тыс. 280 кв. м. За счет аренды коммунального имущества в прошлом году в городской бюджет поступило 14 млн. грн., в 2007 году город планирует получить 20 млн. грн. Еще 17 млн. грн. поступят от продажи земельных участков. В общем за последние годы бюджет развития областного центра почти на 90% формировался исключительно за счет средств от продажи имущества и земли, но сейчас эти возможности исчерпываются. Кроме того, в ближайшее время в городской совет будет внесена программа приватизации коммунального имущества на 2007 год, что еще уменьшит их количество. По мнению должностных лиц, часть коммунального имущества следует сохранить, чтобы обеспечить выполнение функций коммунальными предприятиями и другими структурами. Если же городская община хочет получать средства на ремонт дорог, содержание культуры, образования, медицины, то надо искать новые источники наполнения бюджета. Одним из них должно стать увеличение арендной платы за использование коммунальных помещений.

Неудивительно, что местные органы власти сразу же прибегли к ст. 118 Закона «О бюджете на 2007 год». Если до недавнего времени средний размер арендной платы для предпринимателей составлял примерно 10% от стоимости имущества, то теперь, в зависимости от сферы предпринимательской деятельности, он может достигнуть 20—25 и более процентов. Некоторые специалисты считают, что такая экономическая политика принесет городу только убытки. Ведь угроза ухудшения условий предпринимательской деятельности коснется почти двух третей всех предприятий. Особенно настораживает арендаторов возможность местных органов власти ввести конкурентные методы на передачу в аренду коммунальных и государственных помещений.

Арендовать трудно, выкупить сложно

Теоретически, в соответствии с законом об аренде, городской совет и раньше имел право изменять размер арендной платы, но почему-то этого не делал. Зато со сроками аренды городская власть была более жесткой. Обычно договоры аренды заключали на два-три года, что не побуждало арендатора вкладывать серьезные средства в модернизацию и развитие предприятий.

Так случилось, что у львовских предпринимателей меньше финансовых возможностей, чем у бизнесменов других регионов. После введения нынешних условий аренды помещений, предложенных постановлением КМ о методике и порядке использования платы за аренду государственного имущества от 27 декабря 2006 года, арендаторам салонов красоты, тренажерных залов, гостиничного бизнеса, производителям рекламы, ряду других предлагают платить за аренду 25% рыночной стоимости помещений. То есть за четыре года предприятия должны заплатить полную рыночную стоимость арендованных ими помещений. Это нереально. Предприниматели не уверены, что городской и областной советы примут менее жесткие для бизнеса условия аренды. В среднем расположенные в центральной части города отели ежегодно должны будут платить не менее полумиллиона гривен. Это означает, что надо будет закрыть все отели.

«Сначала, приблизительно два года назад, КМ изменил методику расчета арендной платы. В ее основу была положена экспертная (рыночная) стоимость арендованных помещений, — отмечает директор отеля «Замок Льва» Владимир Ткачук. — Но вы знаете, как в последнее время выросли цены на недвижимость. И сейчас мы уже не знаем, как корректно будет сказать, это рыночная или спекулятивная стоимость имущества. Никто не может объяснить такое подорожание недвижимости. Если взять цены на недвижимость, лежащие в основе расчета арендной платы, то в различных регионах Украины они разные. Самые большие почему-то в Киеве и Львове. Если львовяне по сравнению с коллегами из других регионов расходуют больше на арендную плату, они становятся менее конкурентоспособными на рынке.

Представителям бизнеса и местной власти надо садиться за стол переговоров ведь предприниматели тоже хотят к лучшему изменить ситуацию в городе. Если мы вкладываем средства в гостиничный бизнес, то улучшаем сооружения, услуги. Чем больше будет отелей, тем больше будет предложений для туристов. Поэтому нужно находить золотую середину».

Малый бизнес поддержат?

Узнав, что во Львове к рассмотрению на сессии готовят Программу содействия развитию малого предпринимательства в г. Львове на 2007—2008 годы, мы поинтересовались у и.о. начальника управления экономики Львовского городского совета Василия Цюника: «Что она может дать бизнесу?»

По словам Василия Цюника, проект программы создала рабочая группа, в состав которой, кроме представителей городской власти и депутатского корпуса, вошли руководители научных, общественных и предпринимательских организаций. Постановлением городского совета от 5 января 2007 года «О городском бюджете г. Львова на 2007 год» на поддержку малого и среднего предпринимательства в городском бюджете предусмотрено 100 тыс. грн. Отдельно выделена отрасль энергосбережения. Этого, конечно, недостаточно. Тем не менее уже в 2008 году городской совет обещает увеличить сумму поддержки малого и среднего предпринимательства до 455 тыс. грн. Из этой суммы 300 тыс. грн. запланировано использовать на компенсацию кредитных ставок малым предприятиям, но документ еще должны утвердить депутаты.

Среди главных факторов, не способствующих развитию малого предпринимательства, по мнению Василия Цюника, — несогласованность нормативно-правовых актов, недостаточный объем доступных для предпринимателей финансово-кредитных ресурсов, высокие кредитные ставки, частые проверки контролирующими организациями, низкая инновационная активность малого бизнеса, недостаточное развитие и низкая эффективность деятельности инфраструктуры поддержки предпринимательства и тому подобное. Еще одна проблема — заработная плата в малом бизнесе, которая на 70% находится в тени. Причина такого положения формируется на государственном уровне. Из-за больших начислений на оплату труда предпринимателям невыгодно показывать реальную заработную плату, поэтому в малом бизнесе этот показатель не превышает 406 грн. Сегодня местная власть ищет выход из положения, работает над мерами по борьбе с этим явлением.

Среди основных целей программы: сохранение положительных тенденций в развитии предпринимательства, упрощение административных процедур, поддержка деловой и инвестиционной активности, содействие самозанятости населения путем привлечения к предпринимательству, а также осуществление мер, направленных на детенизацию и налаживание сотрудничества между властями и бизнесом.

Впрочем, свое слово должны сказать и центральные органы власти. На Львовщине почти отсутствуют крупные предприятия и ячейки финансово-промышленных групп, которые бы содействовали развитию региона, его особенностью является преобладающая деятельность малого и среднего бизнеса. По мнению заместителя главы облгосадминистрации Валерия Пятака, сейчас в области к приоритетным сферам отнесены преимущественно отрасли инновационного характера: наука, образование, которые могут найти свое место в реальном секторе экономики. Хотя многое зависит от центральных органов власти, где на политическом уровне должна быть поддержана специализация регионов. Стимулировать деятельность малого и среднего бизнеса власть могла бы также путем либерализации, прозрачной политики в доступе к материальным ресурсам, внедрения более эффективной разрешительной системы и тому подобного.

Мнения экспертов

Зеновий Бермес,
президент Ассоциации работодателей Львовщины

— Повышение арендной платы выглядит привлекательно, поскольку городу деньги нужны. И здесь их можно взять. Но кто просчитал, как это скажется на общине, которая за это будет платить? Ведь дополнительные расходы предприниматели заложат в цены. Кроме того, стоило бы учесть последствия такой экономической политики. В городе часть предприятий своевременно выкупили арендованные ими помещения. Но парадокс: эти предприятия преимущественно не занимаются бизнесом, они живут за счет этой недвижимости. Стоимость аренды этих помещений намного выше тех, которые находятся в коммунальной или государственной собственности.

Наталия Горлач, начальник регионального ФГИ

— Для мотивации сдачи в аренду помещений, по моему мнению, следует внести изменения в закон о бюджете, предложив такое распределение арендной платы от госимущества: 50% средств — балансодержателю и 50% — в государственный бюджет. Нынешняя пропорция составляет соответственно 70 и 30%, и государственные структуры не заинтересованы передавать в аренду свободное имущество.

Ксения Ляпина, депутат ВР Украины

— Дело не в том, что местная и центральная власть повышает арендную плату, а в том, как это делается. Если бы арендодатели ежегодно повышали арендную плату на 10%, то не было бы негативного влияния на малый бизнес. Предприниматели спокойно закладывали бы в свои бизнес-планы эти расходы и справлялись бы с ними. Наихудшее в этой ситуации то, что власть резко увеличила арендную плату, а это усложнит работу бизнеса. Кроме того, в результате увеличения размера аренды мы выйдем за границы инфляции. Это будет означать, что покупательная способность гривни будет меньше, бедное население станет еще беднее.

Если местная власть говорит, что возьмет из бизнеса больше и даст бедным, то верить не приходится. Хорошо живет та страна, в которой у людей есть рабочие места и есть где работать. Как только из бизнеса возьмут больше, количество рабочих мест начнет уменьшаться и мы начнем плодить безработных и нищих, которым потом эта власть будет раздавать по 20 грн.