UA / RU
Поддержать ZN.ua

Любимый размер

В отрасли связи снова время перемен. По данным председателя ФГИУ Михаила Чечетова, конкурс по продаже 42,86% акций ОАО «Укртелеком» может быть объявлен 28 июля...

Автор: Семен Степанчиков

В отрасли связи снова время перемен. По данным председателя ФГИУ Михаила Чечетова, конкурс по продаже 42,86% акций ОАО «Укртелеком» может быть объявлен 28 июля. Одновременно с завершением многолетней приватизационной эпопеи назревает и одна из самых значительных в истории отечественной связи организационных реформ. Появилась информация о переподчинении Государственного комитета связи и информатизации Минтрансу на правах департамента и реорганизации самого ведомства в Министерство транспорта и связи. Итак, на телекоммуникационный рынок скоро, возможно, вступит новый игрок, а правила игры на нем поменяются более чем существенно.

Оба решения готовятся в обстановке полной непрозрачности. Напомним: по неписаным правилам последнего этапа большой приватизации, условия конкурса по «Укртелекому» должны способствовать быстрой и относительно недорогой продаже компании заранее определенному претенденту. Однако не зря Чечетов назвал сроком возможного объявления конкурса по «Укртелекому» 28 июля — следующий после окончания выдвижения кандидатов в президенты день. Ведь весь политический расклад в стране может решительно поменяться в случае решения Леонида Кучмы баллотироваться на третий срок. Ему станет совершенно незачем спешить с продажей компании.

Свои интересы скорректируют и лидеры финансово-промышленных группировок, так или иначе задействованные как в президентской гонке, так и в конкурсе по телекому. Тогда Чечетов сошлется, например, на оценки немецких консультантов при украинском правительстве, представитель которых Фердинанд Павел недавно высказал мнение о том, что момент для продажи компании сейчас не самый благоприятный. Или на то, что в условиях трехкратного перевыполнения плана приватизации необходимость в продаже «Укртелекома» отпала. И «курица, несущая золотые яйца» (лишь в минувшем году компания перечислила в бюджет более 1,3 млрд. гривен налогов, что сопоставимо с половиной суммы, ожидаемой от ее продажи), опять останется в государственной собственности.

Вероятность такого развития событий усиливается еще одним фактором. По некоторым данным, в ходе подковерной околопрезидентской борьбы различных группировок за «Укртелеком» позиции некоторых из них пошатнулись, и началось активное лоббирование идеи отмены продажи компании. Основных участников коридорных процессов было два: группа Левочкина—Туманова, лоббировавшая продажу «Укртелекома» альянсу «Альфа-Групп»—скандинавы, и «донецко-турецкое СП» Turkcell/DCC, за которым стоит вполне «доверенное лицо» Ринат Ахметов. Так вот, по изподдиванной информации, позиции первой команды после успешной продажи «Криворожстали» отечественному инвестору заметно ослабли. Да и отношения с инвестором российским (как и зарубежным в целом) после «криворожсталевского» и «юэмсишного» скандалов стали более прохладными.

Появилась также информация о готовящихся перестановках в руководстве «Укртелекома» со сменой председателя наблюдательного совета и председателя правления (Сергей Левочкин и Григорий Дзекон соответственно). Правительство вроде бы даже издало соответствующее распоряжение, которое, правда, не было опубликовано. Возможно, появившийся было в проекте конкурсных условий пункт-«отсекалочка» об обязательном наличии у претендента опыта развития проводных телекоммуникационных сетей (у Turkcell — только «мобильный» опыт) явился своеобразным ответом на попытки поколебать позиции Левочкина. Одновременно началась аналитическая работа по обоснованию нецелесообразности продажи «Укртелекома» летом 2004-го.

Что касается других потенциальных претендентов, в основном зарубежных, то после недавних скандалов большинство из них крепко задумалось. И хотя суд не принял конкретного решения по иску Генпрокуратуры Украины о признании недействительной сделки по продаже государственной доли в СП «УМС», рассмотрение дела может возобновиться по первой команде. Более того, само наличие «в тылу» нерассмотренного иска создает риск для любого покупателя «Укртелекома» — ведь и его контракт позже может быть так же поставлен под сомнение.

Ни один цивилизованный международный инвестор (о требованиях к чистоте и выверенности финансовых операций «ЗН» уже писало) в таких условиях на конкурс не пойдет. Можно считать, что скандал с «УМС» отсек их всех сразу. Так что Чечетов немножко лукавит, говоря, что поскольку сегодня не существует судебных решений, подтверждающих неправомочность сделки по «УМС», «Укртелеком» продавать можно. Он был прав в июне, когда заявлял, что приватизация ОАО «Укртелеком» возможна только после разрешения этой проблемной ситуации.

Однако отсутствие на конкурсе международных инвесторов существенно снижает возможную максимальную цену, за которую будет продана компания. Это прогнозируют, например, уже упомянутые немецкие консультанты. Стартовое ее значение, по словам М.Чечетова, должны были утвердить на заседании правительства в минувшую среду. Хотя председатель ФГИУ и заявлял, что сделка будет совершена только при условии, если за акции предложат максимальную сумму, однако, по некоторым данным, стартовая цена будет утверждена на уровне, лишь не намного превышающем номинальную стоимость пакета. Кстати, по оценкам агентства Standard&Poor’s, капитализация компании в целом составляет 139 млн. долл. Правда, этот расчет сделан на основании стоимости акций, находящихся в свободном обращении, что, как писало «ЗН», не до конца отражает картину. Однако эта цифра вполне может послужить предметом торга. Низкая цена вполне устраивает, например, Рината Ахметова, который уже достаточно потратился на «Криворожсталь». Да и, по большому счету, всех.

В этих условиях президентский указ о переподчинении Минтрансу центрального органа исполнительной власти в отрасли связи, который якобы был подписан 16 июля под №811 и грифом «не для печати», выглядит почти как отвлекающий маневр. Если не как ответ на вышеупомянутое распоряжение Кабмина о смене руководства «Укртелекома». Неясно лишь, почему указ о столь значительных изменениях в органах исполнительной власти не подлежит публикации. Его авторы или Президент решили оставить себе возможность для маневра, внесения в него изменений? Или вообще для заднего хода? Как бы там ни было, всем высокопоставленным связистам на минувшей неделе пришлось как минимум задуматься о некоторых не имеющих отношения к «Укртелекому» проблемах, как то — о своем месте под связистским солнцем.

Конечно, с принятием Законов «О телекоммуникациях» и «О радиочастотном ресурсе» полномочия исполнительного органа в отрасли существенно изменились. Наиболее интересные с точки зрения управления финансовыми потоками функции лицензирования и распределения радиочастотного ресурса отошли к Национальной комиссии регулирования связи, создаваемой согласно другому готовящемуся президентскому указу. И руководители Госкомсвязи уже давно озаботились продолжением карьеры в комиссии. Однако списывать Госкомитет со счетов еще очень рано. У него остались полномочия по сертификации и утверждению технических требований к телекоммуникационным системам, по распределению номерного ресурса, и многое другое. По крайней мере, возможность создания в отрасли двоевластия и если не блокирования, то осложнения работы НКРС, у него имеется. Другими словами, подарок Георгию Кирпе на день рождения сделали поистине царский. И любимый цвет, и любимый размер!

Да, телекоммуникации являются так называемой инфраструктурной отраслью, в которой работают экономические механизмы, схожие с таковыми в транспортных сетях. Да, в США, например, регулирование инфраструктурных отраслей (но не управление ими) осуществляет один орган. С другой стороны, сегодня в отечественной телекоммуникационной отрасли рыночные отношения пустили несколько более глубокие корни, чем в транспортной. В Минтрансе же более сильны авторитарные методы управления. К тому же, специалистов, способных руководить новым структурным подразделением, в Минтрансе нет: даже недавно назначенный на должность заместителя министра транспорта Михаил Зимовец, который, как предполагалось, должен возглавить новый департамент, больше транспортник, чем связист. «Чужих» же Кирпа возле себя вряд ли потерпит.

Однако прибавление в своем ведомстве он, как человек хозяйственный, примет с радостью. Можно спрогнозировать и попытки показать игрокам рынка, кто в доме старший. Например, устроив перелицензирование выданного операторам номерного ресурса.

Есть у структур Минтранса и свои интересы на телекоммуникационном рынке — например, «Евротранстелеком», совместное предприятие российского «Транстелекома» (полностью принадлежащего государственному ОАО «Российские железные дороги») и «Укрзалiзницi». Оно осуществляет прокладку служебных железнодорожных линий связи и коммерческую эксплуатацию части их емкости в качестве первичной сети передачи данных. Т.е. является прямым конкурентом «Укртелекома» в одном из самых перспективных рыночных сегментов. Не исключено, что этой компании могут создаваться преференции, подобные тем, которые во времена Станислава Довгого создавались госмонополисту. Упомянем и фантастическую, но вполне вероятную версию о возможном участии той же «Укрзалiзницi» в приватизации «Укртелекома». Или хотя бы о вполне возможном привлечении Г.Кирпой инвесторов под эту сделку — благо, опыт реализации инвестиционных проектов у министерства есть.

А если продажа «Укртелекома» будет приостановлена и он останется в государственной собственности, то у Георгия Кирпы вполне хватит ресурсов заставить кое-кого вспомнить, что, например, в Законе «Об особенностях приватизации ОАО «Укртелеком» центральный орган исполнительной власти в отрасли связи (теперь, получается, департамент Минтранса) прямо назван учредителем компании. А других — забыть.