UA / RU
Поддержать ZN.ua

Львовские выставки: кризис жанра или затишье перед рывком?

Львов обречен быть одним из крупнейших выставочных центров. Этот тезис вот уже добрых полтора десятка лет повторяют представители местных властей...

Автор: Василий Худицкий

Львов обречен быть одним из крупнейших выставочных центров. Этот тезис вот уже добрых полтора десятка лет повторяют представители местных властей. В самом деле, для этого у «столицы» Галичины есть все основания: удачное географическое расположение, богатая история выставочной деятельности и наличие соответствующих операторов. Главное, что мешает: нехватка специализированных выставочных объектов, финансовая слабость игроков местного рынка. Слабо развитая инфраструктура (выставочные залы, отели, дороги и т.д.), по словам директора ООО «Агентство маркетинга и развития» Тараса Ващука, приводит к тому, что сегодня регион, как и вся Украина, подбирает «крохи со стола мировой экономики».

Славное прошлое

Говорят, что выставка — это прежде всего отражение реального состояния экономики в государстве, регионе. Таким образом, Львовщина неплохо строит жилье, меняет окна и двери, занимается электричеством, деревообработкой, туризмом. В то же время в регионе слабо представлены наука, промышленность, культура. Приходит в упадок автомобилестроение, мебельная отрасль. Еле теплятся реклама, дизайн, сельское хозяйство. Впрочем, такое сравнение только частично отражает реальное положение дел. Многие местные предприятия ни разу не принимали участия в выставочных мероприятиях, поскольку считают это бессмысленной тратой средств и времени.

Но ведь потенциальные возможности Львова как выставочного центра еще в начале XIX в. по достоинству оценила австрийская власть. Когда Западная Украина находилась в составе Австро-Венгерской империи, на территории Стрыйского парка был возведен один из крупнейших в Восточной Европе выставочных центров, получивший название «Выставка краёва». О его значении для тогдашней власти свидетельствует хотя бы то, что в открытии принимал участие сам австрийский император. Центр предназначался преимущественно для демонстрации достижений региона, но вместе с тем здесь заключались важные контракты, что положительно повлияло на развитие экономики края. Всего выставка просуществовала до 1922 года, позже была реформирована в так называемые «Торги восточные» — огромная ярмарка, на которой реализовывали свою продукцию крупнейшие фирмы.

В советский период объект оказался никому не нужен, его роль была сведена к минимуму.

Потерянные возможности

В начале 1990-х во Львове, как и на всем постсоветском пространстве, бурно зарождался выставочный бизнес. Свои силы в его организации пробовали все желающие. Немалой активностью выделялись редакция газеты «Галицькі контракти», ЦНТИ и «ГалЭКСПО». Этот бизнес приносил быструю прибыль, поскольку организовать его было совсем несложно: всего лишь арендовать соответствующих размеров помещения и «уговорить» на участие в выставке несколько десятков предприятий и мелких фирм. Обычно выставочные мероприятия проходили во Дворце искусств и Дворце спорта. Со временем на рынке остались наиболее успешные игроки, сделавшие выставочный бизнес своим главным делом. Среди них фирма «ГалЭКСПО» и «Экспобизнессервис», сохранившие свои позиции и по сей день.

Несколько лет назад к ним присоединились еще два оператора — «Агентство маркетинга и развития» и «Форум издателей». Последний оказался столь успешным, что сейчас это едва ли не единственный оператор, которого знают далеко за пределами Украины. По словам специалистов, подобных книжных форумов нет ни в России, ни в Польше. Книжная ярмарка стала для Львова его лучшей визиткой. О ней много говорят, пишут, сюда стремятся попасть посетители со всей Украины и даже из-за ее границ. Единственное, что не устраивает участников и гостей города, — нехватка специализированных выставочных площадей. Не все нравится в организации выставок и самим львовянам. Ведь в период их проведения в городе возникают транспортные заторы, теснота. Это и понятно, Дворец искусств, где происходит значительная часть этих мероприятий, совсем не приспособлен для такого большого количества как участ­ников, так и посетителей. Это существенно сдерживает возможности операторов. Как недавно отметила в прессе президент ГО «Форум издателей» Александра Коваль, организаторам форума в этом году пришлось ответить отказом значительному количеству участников в расширении их экспозиционных площадей. Из-за отсутствия площадей и невозможности придерживаться ряда технических требований компания не может развивать мероприятие как международное.

Похожие проблемы возникают не только с книжным форумом. Немало неудобств испытывают дети, посещающие дворец спорта «Украина». Ведь более чем на полгода его зал «оккупируют» различные строительные, промышленные выставки. В перерыве между ними здесь устраивают распродажу изделий легкой промышленности и т.д.

Участники выставок не удовлетворены также условиями, в которых приходится работать. Нет самого элементарного: надлежащей телефонной и интернет-связи, конференц-зала, даже негде перекусить, отдохнуть. Об остальных услугах и говорить не приходится. Все это существенно снижает результаты их участия в выставках. То, чего еще несколько лет назад было достаточно, сегодня тормозит развитие бизнеса. Свой протест «ногами» уже высказали несколько зарубежных компаний — они переориентировались на Киев, Харьков, Донецк, другие города.

Ситуацию могло бы спасти строительство на окраинах города большого выставочного центра, но слишком много времени было потрачено на бесплодные разговоры. Неудачной оказалась попытка областной администрации приспособить под эти функции один из промышленных корпусов по ул. Городоцкой. Ближе всего местная власть подошла к решению этого вопроса в 2004 году, но известные события изменили планы.

Убить двух зайцев

Надежда решить во Львове давнюю проблему с выставочным центром появилась неожиданно — вместе с решением о проведении футбольного «Евро-2012». «В комплекте» с городским стадионом на одном земельном участке по ул. Стрыйской мэрия предлагает инвесторам построить выставочный центр где-то тысяч на десять квадратных метров. Таким образом во Львове намерены одним выстрелом убить двух зайцев. По словам первого заместителя главы облгосадминистрации Валерия Пятака, возведение специализированного выставочного комплекса на одной инфраструктуре со стадионом очень выгодно для города. Однако городской совет до сих пор не решил вопрос с выделением земельного участка; не названо также имя самих инвесторов.

Правда, не все специалисты считают удачным соседство выставочного комплекса со стадионом. «Конечно, это намного лучше, чем не иметь ничего, — говорит директор ООО «Агентство маркетинга и развития» Тарас Ващук. — Ни в одном европейском городе большие выставочные комплексы не строятся по соседству со спортивными объектами. Из-за вероятности транспортных заторов постоянно будет возникать необходимость разводить во времени спортивные и выставочные мероприятия. К тому же, как свидетельствует европейская практика, бизнес любит тишину, ему чужды шумные массовые мероприятия, которыми является спортивные действа».

Впрочем, если в строительство выставочного комплекса будет инвестировать один из профильных операторов, это, по мнению специалистов, может привести к исчезновению с рынка более мелких игроков. В конечном итоге — к росту цен на услуги.

Еще один вариант решения проблемы предложила недавно компания «Лемберг», владеющая бизнес-центром на ул. Хмельницкого, 176. Сейчас она полным ходом ведет работы по приспособлению производственных корпусов бывшего завода «Прикарпатпромарматура» под выставочные площади. Среди плюсов: выгодное месторасположение на окраине города — в десяти минутах езды от центра, наличие отелей вблизи. Первую очередь нового выставочного центра компания планирует ввести уже в конце этого года. По словам руководителя отдела рекламы и маркетинга Галины Потабенко, в общем к услугам экспонентов будут предложены около 10 тыс. кв. м хорошо оборудованных выставочных площадей. Между тем операторов — потенциальных арендаторов площадей — интересует вопрос стоимости услуг «Лемберга».

Что противопоставить иностранной экспансии?

«Несмотря на весь оптимизм местных операторов, у специалистов есть немало сомнений относительно возможности организовывать во Львове достаточно серьезные выставки. Из 25 выставочных мероприятий, которые ежегодно проводят львовяне, только три-четыре собирают большое количество экспонентов, покрывающих площадь в 1,5 тыс. кв. м. Остальные операторы не могут обеспечить даже их половину. О чем это говорит? Прежде всего о слабости местных игроков этого рынка, их неспособности конкурировать с мировыми игроками. А это означает, что даже вполне современная площадка «Лемберга» может не получить критической массы выставок, необходимых для поддержки такой инфраструктуры на надлежащем уровне. А потому просто перепрофилирует площади под гипермаркет. А Львов снова останется без зала с «удачным географическим расположением» и нереализованным потенциалом», — подытоживает Тарас Ващук.

По его мнению, самостоятельно решить проблему конкуренции с признанными выставочными центрами львовские операторы не способны. Помочь им могли бы государственные и местные органы властей, которые непосредственно заинтересованы в становлении и развитии выставочной деятельности на своей территории. Ведь представители этого бизнеса зарабатывают только часть средств, которые приносят выставочные мероприятия. Львиную долю прибыли получают отели, заведения общепита, перевозчики, туристические фирмы, банковские структуры и т.д. Разумеется, что город просто обязан поддержать операторов выставочного бизнеса.

Каким образом?

Один из путей — применение западной практики, где органы власти выступают учредителями или соучредителями практически всех больших выставочных центров, считает начальник отдела внешнеэкономической деятельности Львовской торгово-промышленной палаты Владимир Коруд.

Например, с целью повышения конкурентоспособности региона в 90-х годах прошлого века органы власти г. Лейпцига продали старый выставочный комплекс, а на вырученные средства выстроили новый. Помогло и федеральное правительство, предоставившее практически беспроцентный долгосрочный кредит. Взамен город получил еще один важный инфраструктурный объект. В структуре капитала выставочного центра «Ляйпцигер Мессе» более 90% принадлежит местным властям.

Понимают ли свой интерес львовские власти? Об этом узнаем уже в ближайшее время, когда городской совет Львова на своем заседании рассмотрит вопрос о выделении потенциальным инвесторам земельного участка под сооружение долгожданного выставочного центра. Как сообщил недавно председатель рабочей группы по вопросам строительства стадиона Олег Заставный, для строительства всего спортивного комплекса планируется выделить участок площадью 25 гектаров. Найдется ли там место для выставочного комплекса — неизвестно.

Комментируют специалисты

Геннадий Кройчик, первый вице-президент АО «ГалЭКСПО»

— Помещение — едва не самое главное для проведения выставочных мероприятий, ведь нельзя устраивать, например, оперные представления там, где нет акустики. К сожалению, в Украине нормальные помещения есть только в Киеве и Донецке, что-то приближенно к ним — в Харькове и Днепропетровске. У остальных с этим большие проблемы. Львов имеет неплохие наработки в плане содержания самих выставок, уже сделавших себе имя. А это означает, что потенциально площади выставок могли быть намного больше. Дело тормозит отсутствие помещений. Соответствующий вопрос уже неоднократно включали в повестку дня, но так и не довели до конца.