UA / RU
Поддержать ZN.ua

ЛИКИ ПОДЗЕМЕЛЬЯ

Как-то так сложилось, что почти все строящееся сегодня в Киеве общественность критикует. Справедл...

Автор: Зоя Вишневская

Как-то так сложилось, что почти все строящееся сегодня в Киеве общественность критикует. Справедливости ради надо сказать, что в ряде случаев критика весьма обоснованна, но порой разгромные оценки грешат значительным субъективизмом. Впрочем, разноречивость мнений неизбежна в оценке любого произведения искусства, а разве не таковыми мы хотим видеть появляющиеся в столице архитектурные сооружения?

Но, слава богу, не все строящееся воспринимается специалистами зодчества и патриотически настроенной общественностью в штыки. Потому что именно благодаря очень многим новым объектам Киев действительно приобретает черты европейской столицы. Да и, согласитесь, трудно сказать, что новый объект уродует сложившийся образ древнего города, если объект этот, во-первых, находится под землей и «лица» не может испортить по определению, а во-вторых, «сложившимся образом» был исключительно подземный тоннель, иногда еще и плохо освещаемый. Человеку гораздо приятней зайти в чистый теплый переход, сверкающий витринами, чем спотыкаться в полутемном с аммиачным амбре тоннеле о плохо лежащие канализационные люки.

Так что проектантам и строителям подземных переходов повезло в смысле оценки их работы гораздо больше. И в этом году еще как минимум пять столичных подземных переходов начнут приобретать современный вид.

Известно, что бюджет города, даже такого, как Киев, не в состоянии обеспечить всех его нужд. Не всегда хватает даже на первостепенные. Поэтому еще в 1997 году, запланировав реконструкцию подземного перехода на площади Славы, столичная администрация привлекла средства инвесторов. Удавшийся в целом опыт был повторен во время строительства подземных торговых центров «Метроград» и «Глобус». А ведь, кроме эстетики, расширения сети услуг, функциональности, эти объекты имеют значение еще и как новые рабочие места для киевлян.

Поэтому «город под землей» будет расти и дальше. Киевская администрация в начале этого года объявила конкурс на привлечение инвесторов к строительству девяти объектов, нуждающихся в реконструкции. Восемь из них — подземные. И недавно определены пять победителей этого конкурса.

Пять из девяти — это мало или достаточно? Заместитель главы Киевской горадминистрации, начальник главного управления экономики и развития города Валерий Дмитриевич Борисов считает, что на этом этапе результат неплохой. Претендентов было шесть, но один из проектов не прошел конкурсного отбора: в строительстве торгово-бытового комплекса в пешеходном переходе между Броварским шоссе и улицей Андрея Малышко не был предусмотрен еще один выход из перехода в районе метро «Дарница». По инвестиции этого объекта объявлен новый конкурс.

Итак, что именно преобразится в столице в недалеком будущем? Будет наконец построен подземный паркинг с подземно-наземными нежилыми помещениями торгово-офисного назначения в составе Вокзальной площади от улицы Коминтерна, то есть логически продолжится привокзальная площадь и разрешится весьма острая проблема парковки в районе вокзала. Об этом позаботится ООО «Трейд-инвест». Изменится благодаря обществу «Треал» подземный переход возле станции метро «Университет» на бульваре Шевченко, в нем также будут обустроены нежилые помещения торгового комплекса. Новый подземный пешеходный переход появится под проезжей частью по улице Владимирской и протянется от улицы Льва Толстого до бульвара Шевченко. Здесь, кроме торговых, предусмотрены и выставочные помещения. Строительство проведет ООО «Элайк». Дополнится «Метроград» — обществом «Эльба» будет завершено строительство помещений торгового комплекса в подземном пространстве в районе примыкания Нового проезда к улице Красноармейской, а это еще более одной тысячи квадратных метров площадей. И, наконец, заблистает европейскими витринами подземный пешеходный переход под проезжей частью на проспекте Бажана возле станции метро «Харьковская». Этот объект получило в разработку ООО «Фостер».

Критерии отбора победителей, по мнению В.Борисова, очень просты: инвестиционная цена одного квадратного метра интересующего объекта, общая площадь застройки и процент отчислений от инвестиционной стоимости на развитие социальной инфраструктуры города — последний предполагается не менее 10%, а дальше его размер определяет сам инвестор. Кто больше хочет сделать Киев красивым, современным и больше доверяет городским властям (в смысле своих средств на социальные нужды города), тот и выходит победителем.

Не был принят конкурсной комиссией один проект — строительство подземного торгового комплекса по улице Андрея Малышко в районе метро «Дарница», поскольку в нем не было предусмотрено строительство второго выхода из метро. По расчетам метрополитена (который является заказчиком), это очень необходимый социально и емкий финансово проект, его стоимость — около 50 миллионов гривен. К тому же выглядит комплекс в рисунках и макете очень привлекательно, засвидетельствовал В. Борисов, он вполне может претендовать на звание одного из красивейших объектов Левобережья. Разумеется, при условии, что будет так же исполнен, как представлен. На этот проект будет объявлен повторный конкурс.

Общая стоимость упомянутых объектов по конкурсной цене — 226,6 миллиона гривен, которые будут перечислены уже в этом году. Столица, по условиям конкурса, должна получить на развитие социальной инфраструктуры 25,5 миллиона гривен, которые в течение 10 дней после подписания инвестиционных договоров будут поступать в целевые фонды городского бюджета и направляться на реализацию программы социально-экономического развития города. И заметьте, что это только пятая часть инвестиционного плана в сфере городского строительства. Всего же киевская власть рассчитывает в 2003 году привлечь инвесторов на обеспечение около 30 объектов общей стоимостью почти один миллиард гривен. А это означает, что город может получить около 90 миллионов гривен на упоминаемый уже соцкультбыт. Весьма немаленький альтернативный источник средств для решения инженерно-технических и социальных проблем.

Уверенность в том, что любые тендеры и конкурсы вроде «выигрывают свои, приближенные», до сих пор непоколебима в народе. Однако Валерий Борисов сходу опровергает досужие домыслы.

— Все участники конкурса, и даже те, кто не выиграл, говорили нам: «Все очевидно почти до неприличия». Юридические службы сторон изучили и оговорили все вопросы. Пожелание инвесторов, которые начинают работы, — чтобы сложившиеся правила были стабильными как минимум на период реализации этих проектов. То есть тот случай, когда не стоит бороться с хорошим и изобретать мотоцикл там, где уместнее воспользоваться обкатанным велосипедом..

Работа по привлечению инвестиций в столичное строительство сегодня регламентирована разработанными положениями. А они (точнее, их авторы) постарались учесть весь опыт предыдущих строек с привлечением средств со стороны — тех же Майдана Независимости, Метрограда, Севастопольской площади (вот она как раз получилась не совсем такой, как задумывалась), Бессарабского квартала. Из каждой ситуации старались извлечь позитив, но больше анализировали «проколы». Потому что понимали: дальнейшие инвестиции зависят от того, будут ли правила взаимодействия ясными, прозрачными и понятными всем, не допускающими двойного толкования.

Зампред уверен, что на сегодняшний день эта цель достигнута. Первый фактор в пользу этого — инвесторы находят цены объектов приемлемыми, а второй (и более убедительный) — они не выдвигают дополнительных встречных требований и условий, потому что в разработанных документах практически все нюансы деятельности и собственности учтены.

Так что в дальнейших планах города много инвестиционных объектов, которые весьма привлекательны и для Киева, и для потенциальных застройщиков. И хотя конкурс по ним еще не объявлен, но многие уже проявляют активный интерес. Спросом пользуются прежде всего такие объекты, как Европейская площадь, Лыбидь-плаза, комплексы паркингов на Голосеевском проспекте, Круглоуниверситетской и ряд других. Хотя не стоит, по мнению Борисова, недооценивать и менее «центровые» застройки, у них есть целый ряд своих преимуществ. К примеру, уже настойчиво интересуются инвесторы таким проектом, как наземные торговые помещения возле метро «Дарница». Да и упомянутые ранее подземки на Левом берегу тоже нашли своего застройщика.

Бытующее в народе предположение, что большинство инвесторов столичного строительства — иностранные толстосумы, тоже не находит своего подтверждения. Киевские власти утверждают, что наиболее активными инвесторами все-таки являются фирмы, зарегистрированные как украинские.

— Мы не ставили целью глубоко исследовать, инвесторы каких именно стран стоят за этими структурами. Когда мы принимаем конкурсные предложения, нам важны банковские гарантии кредитных линий и дееспособность финансировать проекты. А гарантируют это в данном случае украинские банки, мощные, известные нам, что дает возможность сделать выводы о серьезности структур и их финансового потенциала, — объяснил В.Борисов.

Впрочем, если брать общий объем инвестиций, направляемых в Киев, то здесь действительно преобладают иностранные. Первенство держит США, затем идут Германия, Россия, Франция, Польша, некоторые другие страны. Однако заграничные инвесторы предпочитают вкладывать деньги в торговые проекты («Метро кэш энд керри»), объекты общественного питания (сеть Макдональдс), гостиничный бизнес.

Но вернемся к прошедшему конкурсу. Все-таки три выставленных на конкурс объекта вообще не нашли претендентов на их воплощение. Сказать, что они инвестиционно непривлекательны, наверное, нельзя, хотя бы потому, что это весьма людные места: подземки на метро «Лесная» и Харьковском массиве, а также площадь Шевченко, находящаяся рядом с автостанцией и неподалеку от курортных пуще-водицких лесов. Видимо, спрос и предложение не нашли оптимально совпадающих условий.

Однако последняя сессия Киевского городского совета внесла свои коррективы в условия паевого участия инвесторов-застройщиков в развитии социальной и инженерно-транспортной инфраструктуры столицы. Теперь «порог» отчислений на эти цели стал меньше — 3,4 процента. А значит, участие становится более доступным для большего количества претендентов.

Что ж, будем ждать. Поскольку к хорошему человек быстро привыкает, то оставаться в подземных интерьерах времен развитого социализма уже совсем не хочется.