UA / RU
Поддержать ZN.ua

Либерализация монополизации телекоммуникаций. Рада существенно меняет правила игры на рынке связи

За минувшую неделю ВР существенно подкорректировала телекоммуникационное законодательство. Так,...

Автор: Семен Степанчиков

За минувшую неделю ВР существенно подкорректировала телекоммуникационное законодательство. Так, с принятием в целом законопроекта №2296 (404 голоса «за») фиксированная междугородная и международная связь исключены из перечня общедоступных телекоммуникационных услуг, а значит, тарифы на них более не подлежат государственному регулированию. В первом чтении принят законопроект №2047 (412 голосов «за»), которым вводятся такие новые для нашего рынка понятия, как переносимость мобильного номера и национальный роуминг. Готовится к рассмотрению еще несколько аналогичных законопроектов, например, о фонде универсальных услуг, о новом порядке назначения НКРС и даже об администрировании адресного пространства украинского сегмента Интернет.

Свободу тарифам!

Законопроект №2296 был зарегистрирован 6 октября народными депутатами Сергеем Чукмасовым (Соцпартия) и Виталием Чудновским (БЮТ). Среди авторов не фигурирует Евгений Зимин (БЮТ, а ранее «Приоком»), который принимал активное участие в его создании.

Интересная парламентская технология: оба вышеупомянутых законопроекта предполагалось рассмотреть в первом чтении, после чего откорректировать. Однако докладчик С.Чукмасов неожиданно для всех предложил принять №2296 и в целом. Поскольку из 450 депутатов в телекоммуникациях разбирается один Е.Зимин и обратить внимание на подводные камни документа было некому, предложение прошло.

Основные изменения вносятся в статью 62 Закона Украины «О телекоммуникациях», содержащую перечень «общедоступных телекоммуникационных услуг», т.е. услуг, предоставление которых, согласно новой же редакции статьи 63, гарантируется государством. Раньше таковыми считались услуги фиксированной телефонной связи, включая междугородную и международную, за исключением тех, которые предоставляются с помощью радиодоступа. Теперь общедоступными являются услуга подключения конечного оборудования потребителя к телекоммуникационным сетям общего пользования (фактически, «последняя миля»), фиксированная телефонная связь в пределах зоны нумерации (местная связь) и услуги вызова служб экстренной помощи и справочных служб, предоставляемых с помощью таксофонов. Специально оговариваются возможность использования для предоставления этих услуг радиодоступа, а также тот факт, что звонки со стационарных телефонов на мобильные общедоступной услугой не являются. В ст.1 Закона «О телекоммуникациях», где поясняются термины, новые определения не внесены, что увеличивает внутреннюю противоречивость закона.

С принятием этого закона фактически отменено государственное регулирование тарифов на междугородную (в т.ч. на звонки с фиксированных телефонов на мобильные) и международную связь, которое раньше осуществлялось с помощью устанавливаемых НКРС предельных тарифов. За отмену такого регулирования давно боролся «Укртелеком», руководство которого уже привыкло оправдывать ухудшение финансовых показателей компании неконкурентоспособными предельными тарифами на «межгород» и «международку». В представлении законопроекта, собственно, и было написано, что он направлен на повышение конкурентоспособности операторов фиксированной связи, предоставляющих населению дешевые общедоступные услуги.

Читайте директивы ЕС

Это декларации. Теперь о подводных камнях. Например, мало кто из депутатов читал Директиву 2002/22/ЕС Европейского парламента и Совета Европы «Об общедоступных услугах». Напомним, что одна из декларируемых целей законопроекта — приведение украинского телекоммуникационного законодательства в соответствие с данным документом. Однако авторы законопроекта допустили подмену понятий, содержащихся в директиве. Да, в ней содержится понятие «универсальный доступ». Однако он не входит в перечень общедоступных услуг, содержащихся в директиве, а определен там как базовая услуга (физическое подключение), только при условии наличия которой возможно предоставление собственно общедоступных услуг. Да и всех остальных.

То есть по новому украинскому закону государство гарантирует потребителю только наличие кабеля (или радиоинтерфейса). С кем он с помощью этого кабеля сможет связаться — вопрос договорных взаимоотношений оного потребителя с операторами. В который государство отныне не вмешивается. А у операторов все просто: есть у потребителя деньги — хорошо, нет — пускай сидит без связи. Благо, тарифы (кроме местных звонков) операторы теперь могут назначать самостоятельно.

Было бы наивным думать, что дерегулирование тарифов означает, что операторы бросятся их снижать. Ведь и действующие ныне предельные тарифы позволяют отступать от них вниз на 40%, тогда как реальная тарифная конкуренция идет в масштабе единиц процентов. Нет, конечно же, снижать будут, но не для всех.

Вспомним, почему одесский «Унител» пытается в судебном порядке отменить приказ НКРС №258 от 5 мая 2006 года «Об утверждении предельных тарифов на общедоступные телекоммуникационные услуги». Несмотря на то, что предельный тариф на звонки с фиксированных телефонов на мобильные был этим приказом снижен на 20%, никто не обязал операторов мобильной связи снизить тарифы на интерконнект (на доступ к своим сетям для остальных операторов, или так называемое приземление звонка). Последний у «УМС» и «Киевстара», контролирующих более 90% трафика «фиксированный-мобильный», составляет около 50 копеек за минуту. А операторы местной связи, согласно предельным тарифам, должны были брать за такие звонки 80 копеек (без НДС). То есть услуга «звонок с фиксированного на мобильный» становится для них малорентабельной! При этом для «Укртелекома» интерконнект с «мобильщиками» дешевле (он — основной генератор такого трафика), и для него эта услуга оставалась рентабельной.

Что произойдет после вступления в силу нового закона? Ничто не помешает «Укртелекому», пользуясь дешевым интерконнектом, снизить тарифы на звонки «фиксированный-мобильный» до такого уровня, при котором все небольшие операторы фиксированной связи будут просто выдавлены из этого сегмента рынка. То есть от них уйдут наиболее платежеспособные клиенты и трафик. Ничто не помешает также «УМС» и «Киевстару», заявившим о намерении развивать конвергентные услуги, включающие фиксированную связь для бизнес-клиентов, установить сколь угодно низкие тарифы на звонки со своих фиксированных сетей на свои мобильные. Что для мелких фиксированных операторов будет подобно контрольному выстрелу.

Если проанализировать финансовую отчетность мобильных операторов за третий квартал, которую они опубликовали на минувшей неделе, то можно отметить постоянное снижение показателя ARPM (Average Revenue Per Minute, средняя доходность минуты, или отношение ARPU, средней доходности абонента, к MOU, среднему трафику абонента). Это происходит во многом за счет игр операторов с дешевыми или бесплатными внутрисетевыми звонками: общий трафик растет, доходы — нет. Один из возможных путей привлечения доходов — стимулирование трафика, исходящего с фиксированных сетей на мобильные. Либерализация тарифов на такие звонки при отсутствии ограничений на тарифы на интерконнект вполне вписывается в эту стратегию.

Вот такая устанавливается данным законом конкурентная среда. Заявления его авторов об «улучшении конкурентных условий для операторов фиксированной связи» следует понимать с точностью до наоборот. Впрочем, может, и не стоит обвинять тройку крупнейших операторов в столь откровенном лоббировании. Ведь если НКРС параллельно с принятием этого закона урегулирует тарифы на интерконнект и, что немаловажно, его условия, то подобная дерегуляция тарифов действительно заработает на благо абонентам и всем участникам рынка. Однако, по нашим данным, работа над подобным документом в НКРС находится на стадии, далекой от завершения…

И пусть никто не уйдет обиженным

Законопроект №2047 «О внесении изменений в Закон Украины «О телекоммуникациях» (относительно увеличения перечня обязательных услуг)» парламентарии 412 голосами «за» приняли в первом чтении. Авторами его выступили С.Чукмасов, Е.Зимин и коммунист Игорь Алексеев (в прошлом тоже связист — возглавлял комитет комсомола Киевского высшего военно-инженерного училища связи имени Калинина).

Суть изменений достаточно интересна. В ст.1 законопроекта предлагается ввести ряд новых определений. Это определение абонентского номера («совокупность цифр для идентификации конечного оборудования абонента в сети»), национального роуминга («возможность абонентов одного оператора подвижной связи получать телекоммуникационные услуги в сети другого оператора») и сохранения абонентского номера («возможность при расторжении договора с одним оператором оставить абонентский номер, которым абонент пользовался в его сетях, и пользоваться им на основании договора в сетях другого оператора»). Кстати, обратите внимание на слово «договор» в последнем определении: услугой сохранения номера смогут пользоваться только «контрактники». Точнее, корпоративные абоненты, для переманивания которых друг у друга эта услуга операторам и нужна. А п.39 «Обязанности операторов связи» предлагается дополнить обязанностью предоставлять эти услуги.

Согласно «сопроводиловке» к законопроекту, его реализация не нуждается в дополнительных материальных и других затратах со стороны государственного и местных бюджетов. Это значит, что затраты на разработку немалого количества нормативных документов, которые должны непосредственно регулировать услуги переносимости номера и национального роуминга, предлагается «повесить» на операторов. Равно как и затраты на создание процессингового центра, необходимого для физической реализации переносимости номера. Вряд ли операторы будут от этого в восторге.