UA / RU
Поддержать ZN.ua

Лара Крофт как зеркало цифровой революции

Впервые я встретился с предметом своей нынешней страсти не в недрах компьютера, а на страницах журнала The Face...

Автор: Алексей Ковжун

Впервые я встретился с предметом своей нынешней страсти не в недрах компьютера, а на страницах журнала The Face. Обложку самого модного в западном полушарии журнала украшала не фотография супермодели, а компьютерная картинка: девушка с осиной талией, внушительным бюстом, хищной улыбкой и двумя пистолетами. Подпись гласила: Лара Крофт - больше Памелы, мудрее Йоды. Будучи фэном поп-культуры во всех ее проявлениях, я уразумел, что речь идет о Памеле Андерсон - звезде Playboy, а Йода - учитель рыцарей Джедаев из Star Wars (ничего, что я так подробно? Это не для тебя, о проницательный читатель, а для бездушных ревнителей духовности, почитающих за звезду некую Анну Каренину…). Заинтригованный, я начал листать журнал. Большая статья - два разворота - о жизни и приключениях Лары Крофт, но сначала, конечно, картинки: та же компьютерная девушка в разных нарядах с разнообразным вооружением. Подписи (как обычно возле фотографий моделей) типа: брючный костюм - Alexander MQveen, пистолет Вальтер, граната - собственность модели… Статья начиналась с посыла: «Идет война. Война за ваши деньги. Sony Playstation получила новое подкрепление в лице опасной красотки…». И так далее. Стало понятно, что речь идет о компьютерной игре, разработанной изначально для игровой приставки Sony Playsation под названием Tomb Raider. Статья была интересной, как обычно в The Face. Но мало ли какие бывают игры?

Face, в принципе, общекультурный журнал: кино, музыка, люди и т.д. Но когда та же девица появилась на обложке сугубо музыкального издания Melody Maker, прояснился масштаб феномена Tomb Raider и героини игры. Скажем, в музыкальной индустрии наиболее важными считаются публикации в немузыкальных изданиях. Подобный переход означает, что музыкант X перерастает в Звезду X, т.е. становится социальным явлением в силу поддержки широких народных масс. А объемы продаж Tomb Raider для Playstation в одной лишь Англии перевалили за 500 000 экземпляров - и это при цене в 45 фунтов! Но потрясает даже не эта цифра - более чем внушительная, кстати, потрясает другое - появление новой звезды, вернее, Звезды из нового цифрового мира.

Похоже, бесконечное колесо сансары делает новый виток. В XVII веке музыка занимала умы, в XVIII веке ее сменила поэзия, в XIX - литература, потом наука была «секси», потом кино. Потом настал черед рок-н-ролла и всего, что с этим связано, то есть снова музыка. Сегодня тиражи суперзвезд падают. Скажем, «Thriller» ныне полумертвого Джексона был продан более чем 40-миллионным тиражом в далеком 1982 (?), а рекорд 1997 года - 17 миллионов - Spece Girls. Немалая часть финансовой поддержки фэнов переместилась в сферу игр - как альтернативе музыке. Что можно делать с альбомом самой любимой группы? Слушать (пассивное времяпрепровождение). А с таким же диском, но с игрой? Это уже активный отдых - при условии, что у вас есть компьютер, конечно, или хотя бы игровая приставка.

В большинстве компьютерных игр герой - вы. У вас есть некое оружие и именно вы продираетесь через врагов, отыскиваете секреты и выполняете прочие важные и захватывающие действия. Настоящие мастера цифровых баталий с пренебрежением относятся к играм от «третьего лица», где нужно «управлять человечком», потому эта ветвь эволюции долгое время считалась тупиковой. И тут появилась Лара Крофт - как и всякая звезда, плод тесного взаимодействия творческой мысли и тщательного маркетинга. Для начала создатели игры отказались от традиционных в этой сфере «инопланетянской угрозы». Tomb Raider напоминает, скорее, хороший приключенческий фильм в духе «Индианы Джонса». Сюжет (а в этой игре есть сюжет!), как принято, сказочно-фантазийно-приключенческой традиции - путешествия, битва с врагами и поиск. В первой игре - чуть не забыл - существуют Tomb Raider I и II - некая богатейка предлагает Ларе отправиться на поиск таинственного браслета в Затерянную долину в Андах, где героиню подстерегают невероятные опасности (обвалы, ловушки, лабиринты) и враги (от летучих мышей, ягуаров и наемных убийц до динозавров). Найдя часть браслета, Лара выясняет, что: а) это лишь часть магического предмета, сравнимого по мощи с могуществом создателя (!); б) все подстроено ее заказчицей так, чтобы браслет отнять, а Лару убить… Наша девочка преодолевает и это препятствие и отправляется дальше…

В игре 16 уровней, которые можно одолеть - по подсчетам экспертов Face - недели за 3, проводя за компьютером по четыре часа в день. Эти сорок с лишним часов вы проведете в ином, хотя вполне реальном мире. Больше всего это похоже на кино с одним очень важным отличием - вы принимаете в нем участие. Главная героиня хороша собой, не особенно разговорчива и не нуждается в защите. А еще ее не нужно провожать домой, занимать разговорами, обещать жениться и угощать мороженым. Чем не идеал?

До появления Sony Playstation в 1995 году компьютерные игры были рассчитаны на 12-13-летних подростков в основном мужского пола - 90 процентов мальчики. Это, с циничной и трезвой точки зрения маркетологов, средненький сектор рынка - преданные, но малоимущие приверженцы. Две игры в год - на день рождения и Рождество - не так уж и много. И Sony делает ставку на более лакомый контингент - от 16 до 24 лет, когда молодой человек достаточно повзрослел, чтобы заработать денег, и опять же достаточно молод, чтоб потратить их на развлечения. А если не заладилось с девушками - всегда можно провести вечер с Ларой.

История гласит, что Мисс Крофт 29 лет, день рождения - 14 февраля. Она единственная дочь Лорда Хеминглая Крофт. После окончания престижного колледжа Лара возвращалась с лыжного курорта, и ее самолет разбился над Гималаями. Излишне говорить, что наша героиня была единственным живым свидетелем катастрофы. Выбравшись из ледяной пустыни высокогорий, Лара посвящает всю себя исследованиям древних цивилизаций, непрестанно путешествуя по всей Земле и впутываясь в бесконечные приключения (скажем, в TR2 она занимается поиском некоего кинжала Дракона в Тибете, Венеции, на морском дне и пр.).

Кто из нас, положа руку на сердце, не мечтал бы познакомиться с такой девушкой? Благодаря стараниям ее создателя Тоби Гарда миллионы могут коротать с ней вечера. Тоби в свои неполных 25 лет и сам в своем роде компьютерная легенда. В 21 год он один придумал Лару для британской компании Cove Desigu, а через 3 месяца после выпуска первой части игры ушел из фирмы… чтобы создать собственную лавочку. Вернее, ушел - не то слово, более формальный термин «разорвал связь» будет более верным. Тоби, по его собственным словам, практически нигде не бывает, а с окружающим миром - в том числе с работодателями и журналистами - общается по электронной почте…

Итак, создатель отошел в сторонку, чтобы не стоять на пути у создания. Фантазия Гарда, похоже, проходит полную трансмутацию через все фазы метаморфоз: фантазия кибер-отшельника, героиня боевика, фотомодель, киногероиня поп-певица, реальная девушка (?)… Это возможно, конечно, только в настоящем-будущем времени, так удачно описанном классиками киберпанка У.Гибсоном и его друзьями. Что же до литературных ассоциаций, то знаменитое высказывание Оскара Уайльда «Жизнь имитирует искусство» казалось парадоксом лишь в XIX столетии. История Лары Крофт лишь подтверждает его истинность.

В сентябре прошлого года - незадолго до выхода TR2 - вышел сингл Лары Крофт с музыкой Davc «Rave» Stewart, а спела актриса Рона Митра, выигравшая эту роль в соревновании с другой претенденткой - Натали Кук. Оказалось, что Натали плохо поет и проигрывает Роне в гимнастических возможностях, очень важных для образа. Теперь Рона демонстрирует эти самые возможности на компьютерных выставках и открытиях магазинов игр. Право на постановку фильма по Tomb Raider выкупил Брюс Уллис, что дает основания предположить, что главную роль будет играть его супруга - актриса театра и кино Деми Мур. На долю небрежно-мужественно-небритого Брюса в лучшем случае выпадет роль злодея, которому суждено будет погибнуть от руки Лары, думаю, где-то к середине первой трети фильма - заодно и на гонораре сэкономить…

Специалисты были потрясены успехом Tomb R в Америке. Во всех ключевых пунктах создатели игр пошли наперекор правилам. Скажем, изначально героиню звали Лаура Круз, но при планировании стратегии по захвату американского рынка имя сделали более американским, а фамилию и акцент - британским. Американцы, как показали исследования, обожают аристократическое произношение.

А Лара Крофт продолжает триумфальное шествие по миру, бесстрашно глядя с плакатов, журнальных страниц, компьютерных и телевизионных экранов. Она дает интервью газетам, участвует в туре игр, появляется обнаженной в Интернете, записывает альбом и готовится к съемкам фильма. Хорошо еще, что в киберпространстве время - достаточно условный конструкт. И в этом, пожалуй, кроется причина превосходства цифровой Лары перед реальным человеком. Стоит только нажать Enter - и у нее всегда найдется время, чтобы убить для тебя парочку врагов и вообще скоротать вечерок. А разве это не то, что нам нужно?

Лара Крофт о себе (для Mebry Maker):

- Какая музыка нравится?

- Если говорить честно, большую часть времени я слушаю либо мертвую тишину склепов, либо оружейную пальбу. Но тур U2, в котором я участвовала, мне понравился. И музыка тоже милая.

- Что вы думаете об Индиане Джонсе?

- Мужчина, постоянно рискующий рукой, чтоб не потерять шляпу, вызывает уважение. Хотя мне больше нравится его хлыст.

- Как себя будет чувствовать мужчина на свидании с тобой?

- С согласия моих родителей Герцог Фарингдон считает себя моим женихом. Боюсь, он чувствует себя очень одиноким…

- Тебя считают одновременно секс-дивой и феминистским символом.

- Если какие-то женщины идентифицируют себя со мной, мне, конечно, приятно, профессиональному искателю приключений необходимо крепкое здоровое тело и дух - без этого никуда. Что ж до секс-символа… Не знаю, по-моему, нет ничего сексуального в барахтаньи с гигантской крысой в грязи или неглиже в грязной пещере без водопровода.

- Что было самым сложным в Tomb Raider?

- Тигры, венецианская канализация, промышленные вентиляторы, религиозные фанатики… даже не знаю.

- Твое мнение о Джеймсе Бонде?

- Он, похоже, разумный человек. Его главная слабость - вера в хитроумные приспособления. Я считаю, ему еще предстоит открыть для себя все прелести, скажем, простой М16.

- Ходят слухи о твоих обнаженных портретах в Интернете. Твое мнение.

- Меня радует возможность помочь начинающим художникам в изображении человеческого тела.

- Ты не собираешься позировать для Playboy?

- Должна признать, что меня это никогда особенно не интересовало. Тем более, что, учитывая картинки в Интернете, это уже устарело.

- Что ты думаешь об актрисе, играющей твою роль в реальной жизни?

- Ну мне было бы непросто прибыть на открытие супермаркета или на выставку, так что я нахожу ее очень полезной.

- Как случилось, что все мужчины в твоей жизни пытаются тебя застрелить?

- Честно говоря, ответственность лежит скорее на мне - ведь обычно я начинаю первой…

Тоби Гард о Ларе Крофт:

- Насколько сильно нынешняя Лара Крофт отличается от первоначального персонажа?

- У нее был период «милитари», но я от этого отказался. Женщинам это не идет. Какое-то время она выглядела как Neneh Cherry - широкие штаны и короткие блузки, но потом появились знаменитые шорты с чулками, в которых она частенько разгуливает и сейчас.

- Был ли прототип у Лары Крофт?

- Нет, что вы. В жизни не встречал вооруженных психопаток.

- А почему у нее такой… мм… большой бюст?

- Ошибка. Рука соскочила. Хотел увеличить на 50 процентов - бах! - и получилось 150% процентов. А мне нравится, а что?

- Не было ли это связано с маркетингом?

- Нет, что вы. Хотя… мм… бюст помог Ларе пробиться. Парни из отдела маркетинга подумали: «Как же ее пропихнуть на рынок? А! Глянь, какие сиськи! У меня есть хитрый план!» Они очень, очень умные парни.

- Ваша подружка не ревновала вас? Вы проводили столько времени с другой женщиной?

- Если хотите завести подружку, не связывайтесь с компьютерными играми. Когда работаешь по 15 часов в день на протяжении двух лет, семь дней в неделю, на нежные отношения не остается времени. Кроме того, у создателей компьютерных игр социальный статус в женской среде куда ниже, чем у работников морга.

- Как вы относитесь к идее «реальной» Лары Крофт?

- Это очень, очень странно и даже жутковато. Я нарисовал картинку, подвигал ее на экране - и тут я встречаю человека, которому платят зарплату, чтобы она выглядела и двигалась, как та картинка.

- Кто же, по вашему мнению, Лара Крофт - феминистский символ или воплощение сексуальных фантазий?

- Ни то, ни другое - и все вместе. Лара была создана как разумная, независимая, самодостаточная женщина. В то же время, невероятная фигура. Наверно, сильные независимые женщины наиболее подходят для роли воплощения фантазии - недоступное всегда привлекательно.

- Если бы она не была аристократкой - кем бы она, по-вашему, могла работать?

- Как-то не могу представить ее в офисе на каблуках или, скажем, живущей в блочном многоквартирном доме. Она была создана как стопроцентная англичанка. Принято считать, что если герой игры не американец - игра не пойдет в Америке. Чушь! Я нарочно сделал все наоборот: женщина-герой англичанка, а не американка, и враги - американцы, а не англичане. Получилось свежо и необычно.

- Что важнее - персона или игра?

- Игра, конечно. Но хороший персонаж необходим, чтоб игра начала жить.

- Вы все еще влюблены в Лару или вас тошнит от одного ее вида?

- Ни то ни другое. Очень приятно наблюдать, что твой персонаж все еще жив. Но любить то, что ты создал, не представляется мне нормальным - это уже где-то из серии «Невеста Франкенштейна». Нет, это не по мне.

Вы можете встретиться с Ларой Крофт по адресу http: //www. Eidosinteractive. com.

Алексей КОВЖУН

при содействии

«British Pop Project»