«Ты чего мне рынок пугаешь?!» — скажет, увидев заголовок, директор департамента валютного регулирования НБУ Сергей Яременко — человек, формирующий курс.
И будет совершенно прав. Пугать рынок действительно нечем. Пока.
Спокойная статистика
Сальдо торгового баланса — главный фактор, влияющий на состояние рынка — с начала года было положительным. За январь—сентябрь 2002 года экспорт товаров и услуг превысил импорт на 2,8 млрд. долларов. При этом экспорт вырос на 6,8%, импорт — на 4,6%. Правда, в следующем году эксперты прогнозируют замедление роста ВВП и ухудшение торгового сальдо из-за торможения роста экономик главных торговых партнеров Украины. По прогнозам Минэкономики и большинства независимых экспертов, сальдо торгового баланса останется положительным и позволит Нацбанку и дальше сохранять стабильность гривни.
В 2003 году Минэкономики ожидает превышения экспорта над импортом на 2,7—3,3 млрд. долл. А курс гривни, по прогнозу Нацбанка, должен снизиться на 4,9%, до 5,59 UAH/USD. Напомним, что последние два года он почти не менялся: с начала 2000 года гривня девальвировала только на 2,7%. Все это время Нацбанк жестко удерживал курс от любых колебаний. При этом активно использовался механизм обязательной продажи предприятиями 50% экспортной выручки, для скупки валюты на рынке. Таким образом, с начала года ему удалось увеличить свои резервы на 46%, с 3,1 до 4,5 млрд. долл. — это лучший показатель за всю историю Украины.
В целом большинство банкиров довольны валютной политикой. Правда, нет прибылей от спекулятивных операций, запрещенных Нацбанком еще в 1999 году, зато есть уверенно прогнозируемое значение курса. Пока рынок спокоен, хотя операторы отмечают растущий спрос на доллары из-за неуверенности в новом руководстве НБУ и будущем гривни. Но Нацбанку по-прежнему удается выкупать на рынке значительные объемы валюты, наращивая свой запас.
Дискомфорт неопределенности
Участники рынка опасаются решений нового главы Национального банка — Сергей Тигипко во вторник уже представлен коллективу НБУ. Уставшие от стабильности дилеры и экспортеры ждут либерализации рынка, каждый вкладывает в нее свой смысл. Экспортеры не против увеличения прибыли за счет девальвации гривни. Банкиры хотят торговать без постоянного вмешательства НБУ. О либерализации еще весной заговорил и Президент, направив в Верховную Раду свою программу «Европейский выбор»:
— Начиная с 2003 года должна быть внедрена политика «плавающего» валютного курса, который определяется взаимодействием рыночных факторов, свободных от административных ограничений.
В эту среду Кучма снова заявил о необходимости девальвации гривни, подвергнув критике политику НБУ, жестко сдерживающего курс. Правда, если бы Нацбанк уже в этом году перешел к предлагаемой Президентом модели, курс гривни должен был бы, наоборот, расти из-за избыточного предложения валюты, что невыгодно экспортерам.
Настораживающие риски
Участники рынка считают, что экспортное лобби в правительстве сможет добиться от Институтской девальвации гривни, чему противился бывший глава НБУ Владимир Стельмах. Однако больше опасаются, скорее, не плановой девальвации, которую может провести новая команда Нацбанка, а инфляции и дестабилизации рынка, прогнозируемых многими экспертами в связи со сменой руководства НБУ. Одним из таких рисков банкиры считают желание Кабмина добиться от Нацбанка дополнительных 3,5 млрд. грн. эмиссионных. Напомню, эту схему предложил старый состав Кабмина, решив продать Нацбанку ничем не обеспеченные облигации «Газа Украины». Долгосрочные облигации убыточного предприятия с мизерной доходностью ни один рыночный инвестор не купил бы.
Центральный банк яростно выступил против проекта, и именно с этим большинство экспертов связали инициативу экс-премьера Кинаха сменить его руководство. Согласно проспекту эмиссии, «Газ Украины» должен был начать продажи этих бумаг с 15 декабря. Пока ни одна облигация не продана. Но Кабмин, ряд представителей которого выступили против эмиссии, пока официально не отрекался от планов своих предшественников. Если это случится, Нацбанк снова, как в 1993 году, может стать источником финансирования бюджета. Бюджета с постоянным дефицитом.
Еще одна опасность — правда, пока очень смутная — закрытие корсчетов украинских банков из-за FATF, которая в прошлую пятницу объявила о введении санкций против Украины. Большинство банков пока уверенно отрицают факт какой-либо блокировки западными банками своих счетов. Однако, по слухам, один из крупнейших украинских банков уже столкнулся с этой проблемой.
Сейчас банки и НБУ ждут разъяснений FATF, западных банков, правительств и регулирующих органов этих стран. В случае реализации наиболее тяжелого сценария можно ожидать серьезных проблем во внешней торговле. Результат — дефицит валюты на рынке и коррекция валютного курса.
— Если украинские банки заранее не предупредят о том, что такого-то числа их активы будут заблокированы, то это может вызвать коллапс и паралич финансовой системы… Курс взлетит, — сказал начальник отдела валютного дилинга одного из крупных банков.
Вот с такими ощущениями участники рынка подводят итоги 2002-го. За этот год Украина не перестала быть отсталой восточноевропейской страной с разбалансированным бюджетом. Увы, к этому еще добавились «международная изоляция» и «политическая нестабильность».
В свое время бывший глава Нацбанка Владимир Стельмах на вопрос: «каким будет курс?» любил отвечать: «Курс будет хороший». Новый глава Нацбанка пока не дает своих курсовых прогнозов.
P.S. В четверг новый глава НБУ Сергей Тигипко собрал первую за время пребывания в этой должности пресс-конференцию. Он пообещал сохранить стабильность гривни, не меняя режим работы валютного рынка: «Мы не будем проводить очень радикальных решений. Пусть никто на это не рассчитывает». С.Тигипко также сказал, что обсудит курсовую политику с промышленниками и банкирами. Кроме того, заявил о намерении выйти из политической партии, чтобы избежать давления на Нацбанк.