UA / RU
Поддержать ZN.ua

"Куплю жене сапоги…". "Слежку" за форекс-компаниями повесили на НБУ

Вот делать Нацбанку больше нечего! Еще основного закона нет, который будет регулировать эту сферу, еще не выработано единого мнения относительно правовой природы форекс-услуг, а контролирующий орган уже определили. По какому признаку?

Автор: Юлия Коваль

Вот так бывает, едешь в метро, беглым взглядом скользишь по ободранным листовкам реклам, и среди унылых предложений по предоставлению быстрых кредитов, скидок в супермаркетах, а также объявлений работы танцовщицей в ночном клубе твой взгляд упирается в одно единственное слово - манящее, завораживающее, сулящее значительные прибыли слово Forex. А лучезарные улыбки с рекламного объявления, как будто убеждают тебя: "Ну что тебе это метро? Зарабатывай легко на форексе и уже через пару месяцев пересядешь на машину. Собственную!".

Не имею ни малейшего представления, на скольких людей в принципе может реально подействовать эта "милая", "ненавязчивая" реклама, однако все мы помним небывалый успех Лёни Голубкова, а потому приходится признавать, что шансы у нее все-таки велики, и даже очень. И тому, к сожалению, уже есть немало примеров для подтверждения - вспомнить хотя бы печально известную компанию MMCIS и этот всем надоевший припев из рекламы: "Forex - це MMCIS"

Список форекс-дилеров, которые обещали стабильный заработок на форексе, но в один прекрасный момент исчезали, оставляя своих обманутых клиентов-"трейдеров" ни с чем, можно продолжать. Но меняться будет лишь название, а вот схема все та же - родом из 90-х. Действительно, к чему изобретать велосипед, если технология "лохотрона" все еще успешно работает? Агрессивная, навязчивая реклама, красивые обещания, истории успеха предыдущих трейдеров, огромные бонусы для новичков. Ну а потом все по плану: технические сбои, задержки с выплатами, руководство компании форекс-дилера - на солнечные острова, трейдеры - по судам в поисках правды. Только вот что ожидает трейдеров в тех самых судах - непонятно. Вроде бы и сами виноваты - знали же, что нельзя доверять деньги, кому попало. А ведь на сегодняшний день арбитражные операции на условиях маржинальной торговли могут осуществлять только уполномоченные банки, успешно согласовавшие с НБУ правила проведения этих самых арбитражных операций, длинное название которых рядовому украинцу все равно ни о чем не говорит…

Так чем же объяснить тот факт, что мы все еще верим в сказку о свалившихся с неба на голову непрофессионального трейдера миллионах? Возможно, тяга к риску у нас в крови? Возможно, недостаток адреналина подменяется необходимостью ощущения азарта от проигрывания собственных денег, заработанных каждодневным трудом? А может быть, это банально неискоренимое желание получения легких денег? Ну да, и чтобы сначала жене на сапоги, затем на шубу, потом на курорт, а потом уже и не только жене. Одним словом, все прелести богатой жизни (в зависимости от запросов, разумеется), и все это просто понажимав пару кнопочек на компьютере, лежа дома на любимом диванчике… Нет, ну конечно, перед этим можно прочитать еще пару брошюрок в виде "Пособия для начинающего трейдера" или что-то вроде того, но не более. Так виновата ли одна реклама в том, что тысячи украинцев продолжают верить, надеяться и играть с форекс-дилерами против себя же? Очевидно, что нет. Но именно борьба с рекламой должна стать первым шагом на пути борьбы с беспорядочным форексом. С тем форексом, который вовсе и не форекс, а форекс-кухня…

Следует все-таки признать, что работать есть над чем. Ведь, подумать только, всего лишь за 2014 г., благодаря различного рода форекс-кухням, украинцы лишились, по разным подсчетам, до
200 млн долл. А уж скольких денег лишился бюджет, если принять во внимание, что ежегодный оборот украинского форекса составляет сумму в несколько раз больше! Словом, проблема существует и уже довольно-таки длительное время, но то ли некогда, то ли незачем, то ли некому было ее решать…

В общем, нормального правового поля для регулирования деятельности форекс-дилеров так и не было создано (попытку НБУ в 2012 г. свести рынок форекс только к уполномоченным банкам вряд ли можно признать серьезным подходом в вопросе регулирования данной сферы). Да и, казалось бы, что с этого? Да, есть кучка граждан, считающих себя непризнанными гуру в области торговли валютой, которые периодически становятся наживой для различного рода мошеннических структур. А проблема всего лишь в том, что деньги, которые могли бы быть использованы на инвестиционную поддержку украинских предприятий, вложены в украинские банки, или, в конце концов, потрачены на покупку украинских товаров (или даже просто лотерейных билетов - ну если уж так не хватает дозы адреналина), так вот все эти деньги с бешеной скоростью текут бурными потоками за границу во всем известные офшорные зоны, а оттуда, проделав еще несколько этапов пути, - прямо в кошелек тех личностей, которые с такой радостью и удовольствием открывают простым украинским гражданам все прелести современного трейдинга.

Но, как известно, в марте т.г. был сделан первый шаг - в Верховной Раде появился законопроект "О деятельности форекс-дилеров в Украине" (№2290 от 03.03.2015 г.), который ввиду своей революционности просто не мог остаться незамеченным. Многочисленные замечания и предложения о доработке привели к тому, что, в конце концов, проект был отозван. И так как наскоком такой объем отношений не урегулировать, депутаты и заинтересованные лица, естественно, в том числе и сами форекс-компании, решили все-таки поработать сообща, для чего была создана рабочая группа по доработке проекта №2290, поданного Сергеем Рудыком. Следует отметить: сложность состоит еще и в том, что, с одной стороны, форекс в Украине требует срочного регулирования - жесткого, устремленного на защиту потребителя, с соответствующим налогообложением компаний; а с другой стороны, при таком подходе рынок форекс просто уйдет из Украины. То есть фактически никто и никуда не уйдет: просто перерегистрируются те остатки, которые были еще легально зарегистрированы в Украине. А страна вообще ничего с этого не получит, как, впрочем, и ее граждане, которых она не в состоянии будет защитить в случае необходимости, вероятность наступления которой составляет 99%.

Ну а тем временем форекс-компании в конце мая приняли решение прекратить рекламирование форекс-услуг, подписав между собой меморандум (текста которого в свободном доступе нет). Меморандум? Неужели? И это остановит форекс-дилеров? Ну что ж, красивый жест со стороны горстки компаний - ничего не скажешь. Настолько красивый, что и получше всякой рекламы будет.

Однако месяц спустя, в начале июля, некоторые народные депутаты подключились к инициативе создания правового поля для регулирования отношений в сфере деятельности форекс-дилеров. А что? Тема интересная, почва благодатная, да и на кону перспектива заполнения правового вакуума в столь интересной сфере как форекс… Из этой замечательной инициативы получился небольшой законопроект, целью которого является запрет участникам рынка рекламировать услуги форекс-дилеров (проект закона №2208а от 01.07.2015). Однако есть парочка нюансов в данном проекте, которые следует уточнить или же лучше вообще исправить.

Во-первых, почему-то "слежку" за форекс-компаниями повесили на НБУ. Вот делать Нацбанку больше нечего! Еще основного закона нет, который будет регулировать эту сферу, еще не выработано единого мнения относительно правовой природы форекс-услуг, а контролирующий орган уже определили. По какому признаку? По признаку того, что сейчас только Укргазбанк и Интеграл-банк являются единственными субъектами, которые могут себе позволить правомерно осуществлять, по сути, деятельность форекс-дилера? Однако нет, и они не могут ее рекламировать (хотя они и не очень-то пытались). Ведь норма в законопроекте сформулирована таким образом, что право на рекламирование этой деятельности предполагает наличие специальных разрешений или лицензий, подтверждающих право на осуществление подобного рода деятельности. Но НБУ не выдает сейчас ни того, ни другого. Официально на данный момент банки, которые проводят арбитражные операции, могут показать лишь уведомление НБУ о регистрации правил проведения арбитражных операций, а не разрешение на проведение деятельности или, тем более, лицензию, необходимость которой, скорее всего, будет предусмотрена уже непосредственно законопроектом о форекс-дилерах.

Во-вторых, принятие данного законопроекта по некоторым причинам все-таки является преждевременным. По крайней мере, с точки зрения законодательной техники. Ведь, например, на сегодняшний день не существует на законодательном уровне таких терминов, как "форекс-дилер", "система форекс" и пр. Кроме того, понятие "арбитражных операций на условиях маржинальной торговли в системе форекс" - это оно сейчас так в постановлении НБУ звучит, а вот как оно будет использоваться в проекте долгожданного закона о деятельности на рынке форекс, да и будет ли оно использоваться вообще - непонятно. Поэтому, на самом деле, здесь объективно должны быть рассмотрены два варианта:

1) либо принимать этот проект как временный (как мораторий до принятия соответствующего закона о форекс-дилерах), а затем уже нормально вносить правки в Закон "О рекламе", когда будет отработана четкая единая терминология;

2) либо сначала подождать и принять этот долгожданный закон, который урегулирует деятельность на рынке форекс, и вместе с ним системно вносить изменения в Закон "О рекламе".

В противном случае получается, что Верховная Рада будет просто множить противоречащие друг другу законы, а потом хаотично вносить изменения. Да и вообще без нормативно закрепленной терминологии непонятно пока, что же включают в себя услуги форекс-дилера, рекламировать которые нельзя - только совершение арбитражных операций? А проведение обучающих семинаров, как это весьма модно среди форекс-дилеров? Да и вообще, а почему запрет касается только рекламы компаний? То есть если физическое лицо захочет прорекламироваться как форекс-дилер, то все нормально?

В-третьих, чисто технически законопроект неидеален. Например, проектом предлагается дополнить Кодекс Украины об административных правонарушениях статьей 156-4, однако, определяя новый состав административного правонарушения, необходимо четко определять орган, уполномоченный на рассмотрение соответствующих правонарушений. Этот нюанс в законопроекте упустили,
т.е. правонарушение есть, а вот кто рассматривает его - непонятно.

Что же делать с форексом в Украине на сегодняшний день? Этот вопрос пока еще только обсуждается рабочей группой. Во всяком случае, первый шаг - полноценный запрет рекламы форекс-дилеров - уже на подходе. Однако будем надеяться, что в окончательной версии проект закона о рекламе форекс-дилеров будет выглядеть несколько иначе или, по крайней мере, появятся убедительные аргументы, дабы оставлять все так, как оно есть в предложенном варианте.