Генеральный директор ГАК «Госмедпром» Олег Бирюков обратился в СБУ, Генпрокуратуру и СНБО с заявлением, в котором потребовал привлечь к уголовной ответственности нынешнее руководство Министерства здравоохранения. Причины — попытка незаконного увольнения с должности, а также намерение «повесить» на него отчуждение принадлежавшего «Госмедпрому» пакета акций единственного отечественного производителя инсулина — ЗАО «Индар». Напомним: в конце марта руководство Минздрава заявило, что по факту продажи 70,7% акций «Индара» британской компании Gerist Invest Limited возбуждено уголовное дело, фигурантом которого является Бирюков. Что и послужило причиной его увольнения. По словам самого Олега Бирюкова, все было наоборот: его увольняли за отказ голосовать на собрании акционеров «Индара» за допэмиссию, повлекшую бы за собой размытие госпакета...
На сегодняшний день предприятие производит 28 видов инсулина. Его рыночная доля оценивается в 70%. Тем не менее, финансовые результаты ЗАО оставляли желать лучшего. При выручке за 2007 год более 60 млн. грн. чистая прибыль предприятия составила несколько десятков тысяч гривен. Одна из причин — хроническая задолженность госбюджета за инсулин, поставляемый льготникам. Рентабельность производства «Индара» не дотягивала до 2%, тогда как у ведущих мировых фармкомпаний она достигает 40%. Такие финансовые показатели стали бомбой замедленного действия под госпакетом акций «Индара».
На начало текущего года 70,7% акций завода принадлежали ГАК «Госмедпром», а 29,2% владел польский концерн Bioton S.A. Полякам было с чем сравнивать рентабельность инсулинового производства. И уже по итогам первого полугодия 2007 г. они поставили вопрос об увольнении бессменного председателя правления «Индара» Алексея Лазарева. С целью повышения эффективности менеджмента поляки предлагали продать им государственный пакет «Индара». Руководитель «Госмедпрома» Олег Бирюков поддержал тогда своими заявлениями иностранных инвесторов.
На 21.12.07 г. было назначено собрание акционеров ОАО «Индар», на котором польские акционеры планировали признать работу менеджмента неудовлетворительной и потребовать перемен. Однако менеджмент принял меры, и собрание не состоялось. 28 января 2008 г. миноритарии инициировали еще одно собрание, назначенное на 21 марта. В его повестке значилось рассмотрение вопроса об увеличении уставного капитала «Индара» на 81,3% — до 146,6 млн. грн., что уменьшило бы пакет государства с контрольного до блокирующего...
А уже 12 февраля 2008 года новый министр здравоохранения Василий Князевич приказом
№ 25-о отстранил Бирюкова от исполнения обязанностей гендиректора «Госмедпрома». 22 февраля Носовский районный суд Черниговской области приостановил действие вышеупомянутого приказа Минздрава до рассмотрения дела по сути. Однако 17 марта Минздрав издает еще один приказ об увольнении Бирюкова. За прогул. Хотя у того есть документы о нахождении в это время на больничном.
Одновременно в середине марта Минздрав распространил пресс-релиз, в котором сообщил, что «в период с 23 февраля по
11 марта Бирюковым было отчуждено 11 млн. 437,581 тыс. акций номинальной стоимостью
57 млн. 187,905 тыс. грн., что составляет 70,7016% уставного капитала ЗАО «Индар» от ГАК «Госмедпром» в пользу Gerist Invest Limited (Лондон)». Минздрав обратился в Генпрокуратуру, МВД, МИД, Минэкономики, СБУ и в хозяйственный суд Киева с ходатайством о срочном принятии неотложных мер по возврату госпакета. «Пакет из 70% акций украден», — без всякого суда и следствия заявил 28 марта на заседании итоговой коллегии Минздрава Василий Князевич. По его словам, готовилось это в течение многих лет в интересах «многих влиятельных людей». Министр «обращался во все инстанции, докладывал первым лицам государства, трижды встречался с генеральным прокурором и руководителем СБУ с просьбой открыть уголовное дело» — и все это в период с 11 по 27 марта, когда дело было открыто.
В Минздраве считают, что любая операция с ценными бумагами, находящимися в уставном фонде «Госмедпрома», может проводиться лишь с согласия управляющих органов — Министерства здравоохранения и ФГИ. Их санкции на это получено не было. Осенью минувшего года правительство вообще отказалось от намерения продать 70,7% акций «Индара», хотя еще в апреле 2007 этот госпакет был выведен из списка не подлежащих приватизации. Кроме того, преимущественное право на приобретение имеет миноритарный акционер — Boiton S.A.
На самом деле все обстояло далеко не так просто. Деятельность «Индара» была в значительной степени завязана на госзаказ Минздрава. Соответственно оплата продукции из бюджетных средств всегда осуществлялась в ручном режиме. Именно в этом крылся корень неудовлетворительных финансовых показателей. Как и причина недовольства польских акционеров, требовавших, чтобы завод работал на рыночных условиях. Но руководство завода отсидело в своих креслах девять лет ценой соглашательства с «карманным» статусом предприятия. А также ценой возникновения значительной кредиторской задолженности, залогом в которой и стали 70,7% акций «Индара». После первой попытки увольнения Олега Бирюкова кредиторы, обеспокоенные возможной нестабильностью, добились возбуждения исполнительного производства и отчуждения залога.
В своем заявлении в СБУ, СНБОУ и Генпрокуратуру Олег Бирюков пролил свет на некоторые подробности попытки своего увольнения: «С момента назначения Князевича на должность министра меня неоднократно вызывали к нему. Министр требовал продать акции «Индара», которые были в собственности ГАК, требовал, чтобы ГАК, как владелец 70,7% акций, проголосовал на уже упомянутом собрании акционеров, назначенном на 21 марта, за дополнительную эмиссию в размере 65 млн. грн. Если бы такое решение на собрании акционеров было принято, то пакет акций «Госмедпрома» был бы размыт, поскольку у ГАК нет средств на оплату дополнительного выпуска. Доля «Госмедпрома» в «Индаре» уменьшилась бы с 70,7% до 39%».
После его отказа последовала первая попытка увольнения. Юридически неуклюжая — без указания причин, без соблюдения нормы законодательства, запрещающей увольнять человека на больничном. «После моего увольнения новоназначенный гендиректор ГАК «Госмедпром» Курищук предложил мне встретиться. В неофициальной обстановке Курищук предложил мне не оспаривать ситуацию с моим увольнением, предложил стать его заместителем и сказал, что мы все заработаем на продаже пакета акций «Индара». Я отказался от предложений», — рассказывает Бирюков. Он заявляет, что полная ответственность за ситуацию с пакетом акций «Индар» лежит на МОЗ и его руководителе — министре Князевиче, который преследовал свои корыстные цели по продаже этого пакета акций. А инициированные им и директором завода Лазаревым попытки обвинить в хищении акций «Индар» Олега Бирюкова имеют цель уйти от ответственности за положение «Индара».
По мнению юриста компании Lavrynovych&Partners Владимира Мисячко, согласно нормам гражданского кодекса, собственник имеет право свободно распоряжаться имуществом. А непосредственным собственником акций «Индара» является не государство и не Минздрав, а именно ГАК «Госмедпром». Государство, передавая в уставный фонд ГАК акции «Индара», получило взамен корпоративные права в самом ГАКе. И когда исполнительная служба возбудила исполнительное производство, а сделала она это согласно решению хозяйственного суда, в который обратился один из кредиторов «Индара», «Госмедпром» имел все права на отчуждение этого пакета.
Что касается увольнения Олега Бирюкова, то Владимир Мисячко напоминает, что сохранение за работником, находящимся на больничном, заработной платы и рабочего места до полного выздоровления является одной из основных гарантий трудового законодательства. На момент выхода обоих приказов об увольнении Бирюков находился на больничных, о чем есть соответствующие документы. Поэтому суды скорее всего примут решение о восстановлении его в должности.