UA / RU
Поддержать ZN.ua

Кто на выборы, кто — в автосалон

За месяц — 25 тысяч В октябре и ноябре многим продавцам автомобилей казалось, что украинцы выбирали не президента, а для себя — новый автомобиль...

Автор: Петр Ходовой

За месяц — 25 тысяч

В октябре и ноябре многим продавцам автомобилей казалось, что украинцы выбирали не президента, а для себя — новый автомобиль. По крайней мере, многие покупатели посещали автосалоны не менее активно, чем избирательные участки. Так, консалтинговая компания Auto-Consulting подсчитала, что в октябре украинцы зарегистрировали в органах ГАИ около 25 тысяч новых легковых автомобилей. Это — абсолютный рекорд продаж легковушек в нашей стране за месяц, который превысил даже декабрь 2003-го и апрель-май 2004 года (когда наблюдался ажиотажный спрос перед повышением пошлин на иномарки). Интересно, что опрошенные «ЗН» автопродавцы расходятся в оценках спроса на автомобили. Менеджеры по продажам, которые реализуют недорогие автомобили производства Украины и России, констатируют ажиотажный спрос. Они говорят, что люди покупают все машины, которые есть в наличии, — ВАЗы, ГАЗы, ЗАЗы, Daewoo. При этом российские машины в салонах имеются. Ведь, кроме того что ВАЗы выпускают четыре украинских автозавода (в Луцке, Запорожье, Кременчуге и Херсоне), они теперь без ограничений поставляются из России. Напомним, что в Украине действует квотирование на поставку российских малолитражных машин с объемом мотора 1,0—1,5 литра. Но недавно «АвтоВАЗ» начал выпуск автомобилей ВАЗ-2107 и «десятой» серии с двигателями 1,6 литра, которые не подпадают под действие квот. Хуже обстоят дела с их конкурентами — Daewoo и Chevrolet, которые, несмотря на постоянный рост цен, осенью снова стали дефицитом. Дело в том, что поставки самых популярных в стране «иномарок» — Daewoo Lanos и Sens — сегодня переориентируются из Польши в Украину. Ведь с начала декабря мелкоузловую сборку этих машин наладят в Запорожье. «Пауза» между поставками совпала с активизацией спроса на рынке, поэтому машины оказались в дефиците. Поставки автомобилей Chevrolet, произведенных на заводах GM-DAT, также не отличаются большой ритмичностью. Так что найти их в свободной продаже тоже большая удача.

Более дорогие легковушки, которые импортируются в Украину, не пользуются таким большим спросом. Зарубежные авто хорошо продаются разве что в тех случаях, когда дилеры предлагают хорошие скидки или другие выгодные условия приобретения (подарки, льготное кредитование и т.п.). Например, из-за подобных акций несколько активизировались продажи некоторых моделей Skoda, Volkswagen, Nissan и Ford. А дорогие внедорожники и представительские машины перед выборами почти не продавались — видимо, VIP-персоны были заняты более важными делами, чем покупка автомобиля.

Откуда деньги?

Причин подобного всплеска несколько. По оценкам аналитиков, имела место реализация отложенного спроса, то есть потенциальные покупатели автомобилей (которые планировали сделать покупку на несколько месяцев позже) стали реальными. Несколько повлияли выборы — штабам кандидатов нужен транспорт, да и гонорары «штабистов» позволили многим обзавестись новыми «колесами». Кроме того, в октябре фермеры и другие жители села начали тратить деньги за проданный урожай. На рост спроса повлияла также и экономическая нестабильность. Ведь в то время, когда доллары можно было купить в ограниченном количестве, продажа автомобилей не лимитировалась. Еще один источник поступления денег на авторынок — снятые с депозитов вклады, которые украинцы в период валютной нестабильности предпочли вложить в товар длительного пользования. А размежевание уровня спроса на различные авто (дорогие и дешевые) получилось из-за различных финансовых возможностей покупателей. Ведь те, кто мог купить дорогую машину за 20—100 тысяч долларов, предпочел вложить деньги в более надежный товар — недвижимость. А те, кому на квартиру или дом не хватило средств, купил недорогую легковушку.

Салон закрыт. Все ушли на митинг

После выборов (особенно второго тура) данная ситуация еще более обострилась. На недорогие «отечественные» машины по-прежнему спрос был большой, а вот на иномарки — почти утих. Одна из причин такого состояния — низкая активность продавцов и покупателей. И те, и другие начали деятельно отстаивать свои политические взгляды (особенно это касается столицы и западных регионов), поэтому продажи «не шли». Некоторые автодилеры почти в полном составе выходили на площади, и автосалоны попросту не работали. Также снизилась рекламная активность автопродавцов, они перенесли или приостановили акции по продвижению своих машин. Как будет развиваться ситуация на авторынке в дальнейшем — во многом зависит от политической ситуации. Но уже сегодня можно сказать, что даже после урегулирования политической обстановки в стране рост и дальнейшее развитие авторынка возможен только спустя несколько месяцев.