«Наши нардепы лишились разума!»; «Во всем мире бензин дешевеет, у нас — наоборот, а транспортный сбор — как у олигархов…»; «Явный перебор!»; «Это абсурд!» Вот такая реакция автомобилистов на новые ставки налога с собственников транспортных средств (транспортный сбор), которые введены законом «О внесении изменений в некоторые законы Украины по вопросам налогообложения».
Похоже, в правительстве уже поняли, что с такими тарифами далеко не уедут, и обещают умерить аппетиты. Но только по отношению к старым авто советского производства…
— У меня «Волга» 1969 года выпуска. Использую ее только для поездок на дачу. Без дачи — смерть. Весной подарю машину правительству в фонд преодоления финансового кризиса. Такие налоги мне все равно не поднять, — говорит собственник ГАЗ-21.
Трудно не согласиться, что не справедливо ставить допотопные ГАЗы и УАЗы в один ряд с крутыми иномарками лишь за их объемы двигателя. А ведь именно по этой причине технический осмотр, регистрация, тем более первичная регистрация таких авто обойдется их собственникам в копеечку. И утверждение о том, что в данном случае транспортный сбор превышает стоимость самого авто, не является преувеличением.
Берем калькулятор. Итак, владелец автомобиля ГАЗ-24 с объемом двигателя 2,4 л проходит техосмотр согласно новым тарифам. За каждые 100 куб. см с него возьмут
75 грн. Т.е. 24х75=1800 грн. Так как при прохождении техосмотра платить приходится за два года сразу, то сумма удваивается — 3600 грн.
Справедливости ради заметим, что законодатель уважил водителей стареньких советских авто. Для «москвичей», «жигулей» и, кстати, «Волг» предусмотрена льгота, которая уменьшает ставку в два раза в том случае, если эти авто взяты на учет в Украине до 1990 года включительно. Это положение существовало до последнего изменения ставок транспортного сбора, действует оно и сейчас. Таким образом, среднестатистический водитель ГАЗ-24 заплатит не 3600 грн., а 1800 грн. транспортного сбора при прохождении техосмотра. Для сравнения: с учетом вышесказанного, по старой ставке (10 грн. за 100 куб. см) он бы заплатил за два года только 240 грн. (24х10=240), т.е. в 7,5 раз меньше.
Хуже обстоят дела, если машина была впервые зарегистрирована после 1990 года: в этом случае ее владелец лишается 50-процентной льготы. Настоящий «космос» начинается, если подобная машина почтенного возраста регистрируется в Украине впервые: она подпадает под ставку, близкую к максимальной, предусмотренной для легковых авто — 750 грн. за 100 куб. см. Получается, годовой платеж составит 18000 грн. Платить такие деньги есть смысл за раритет, но не за рухлядь. Кстати, как раз эта ставочка, которой некоторые СМИ пугают и без того впечатленных автомобилистов, выросла незначительно — в 1,5 раза. В прошлом году она равнялась 500 грн.
После анализа нововведений, можно сказать однозначно, наиболее значительно выросли ставки транспортного сбора на автомобили с большими объемами двигателей. Такая тенденция в принципе не является секретом. А импорт бэушных автомобилей такого класса законодатели вообще лишают всякого экономического смысла. Для авто с 3,5-литровым двигателем старше восьми лет ставка достигает максимума — 1000 грн. за 100 кубов. Кстати, точно такой же она была и в 2008 году. А разница в данном случае в том, что теперь под эту максимальную ставку подпадают авто, начиная с 3001 куб. см.
Но то, что легко потянет собственник «объемистой» иномарки, — перебор для легковушек советского автопрома. Вопрос, конечно, придется решать, и, судя по заявлениям первого вице-премьера, правительство будет это делать уже в ближайшее время (так что с прохождением техосмотра торопиться не стоит). Но каким именно образом это будет делаться?
Ведь можно просто выделить авто советской эпохи в отдельный сегмент и невольно превратить дифференцированный транспортный сбор в стимул для активного использования легковушек, параметры двигателей которых далеки до экологических норм современности. Но ведь это же абсурд — транспортный сбор, наоборот, должен стоять на страже экологии. Именно поэтому его ставки непомерно растут при ввозе старых автомобилей. В Европе тоже подобным налогом борются за экологию, стимулируя покупки новых авто.
Кроме того, затронутая проблема цепляет и вопросы конкуренции. И с этим тоже нельзя не считаться. Ведь, перегружая налогами автомобили верхнего ценового диапазона, государство по сути подталкивает к покупкам дешевых (в том числе и из-за низких налогов) легковушек. Получается кривая экономика. Не зря аналитики обвиняют народных депутатов в лоббировании интересов предприятий украинского автопрома, выпускающих малолитражки.
В этой связи автомобилисты предлагают присмотреться к американской практике. В США транспортный сбор как таковой отсутствует. Но он экономически учтен в стоимости топлива. Таким образом, за эксплуатацию автомобилей с большим объемом двигателя и потребления горючего платят в казну больше. Точно так же больше будут платить и таксисты, которые хотя и любят пограчевать на скромном «Дэу Ланос», но за день умудряются накрутить такой километраж, что с точки зрения ущерба окружающей среде могут поспорить с громадными иномарками.
Кстати, при американском подходе к данному вопросу уже не будет отягощаться карман пенсионера. Если последний действительно выезжает из гаража на ГАЗ-24 три-четыре раза в месяц для поездки на дачу, а остальное время ездит бесплатно на электричке.