Вот уже две недели в Украине действуют новые тарифы на электросвязь. Финансовый результат, который они принесут, прогнозировать пока рано, однако проанализировать, кто из абонентов станет платить больше, а кто меньше — можно и нужно. Ведь хотя руководство отрасли старается называть происшедшее изменение тарифов «оптимизацией», для большинства абонентов, пользующихся в основном местной связью, это есть именно их повышение. По общему мнению, изменение тарифов преследовало цель уменьшить перекрестное субсидирование в отрасли связи, когда за счет дохода от оказания рентабельных видов услуг (прежде всего международной связи) осуществляется дотирование нерентабельных (местной и сельской связи). Однако даже беглый взгляд на новые тарифы показывает, что перекрестное субсидирование в отрасли осталось процветать. Главный вывод — абоненты станут платить за связь больше, доходы предприятий связи, и в первую очередь «Укртелекома», вырастут. Расчет прост — городские абоненты за прошедшие годы стали более платежеспособными и могут позволить себе не ограничивать время разговоров.
Плюс-минус НДС
Краткая сравнительная характеристика старых и новых тарифов приведена в таблице. Не смущайтесь, увидев в ней цифры, отличающиеся от официально опубликованных и распространенных по отделениям связи. Ведь примечание, что тарифы указаны без учета НДС — а его согласно закону должен платить каждый покупатель услуги — заметили далеко не все, да и закон этот читал мало кто из пользователей телефонной связи. Покупателя услуги связи интересует не тариф, а реальная ее цена. Которую мы и посчитали, дабы уберечь уважаемых операторов связи от проблем с непонятливыми абонентами. Стоит отметить, что указание цены услуги без НДС, в результате чего она выглядит меньше, чем у конкурентов, — распространенный маркетинговый прием. Не то чтобы нечестный (покупатель рассчитывает на одни суммы своих расходов, а получает счет с заметно большими), но на грани допустимого. В свое время сотрудники абонентского отдела УМС вдоволь пообщались с «конкретными пацанами» (составлявшими львиную долю пользователей мобильной связи в первые годы ее присутствия на рынке). «Пацаны» с распальцовками пытались призвать сотрудников абонотдела к ответу за «гнилой базар»: УМС указывало свои расценки без НДС (о чем сообщалось мелким шрифтом под указанием стоимости минуты разговора), и «пацаны» «не врубались», почему цену им назвали одну, а требуют другую. Указание тарифов без НДС можно пояснить тем, что авторы приказа указали в нем именно те цифры, которые за вычетом НДС будет получать «Укртелеком» и другие операторы в качестве дохода — то есть писали приказ с точки зрения связистов, а не потребителей. А руководители многих отделений связи просто не догадались адаптировать цифры к потребностям абонентов.
Бесплатные минуты, но по пять копеек
Итак, подорожали все местные звонки. В среднем на 30% увеличилась абонплата и стоимость минуты разговора. Для «поминутников» со 100 до 175 выросло количество нетарифицированных минут. Как выразился на брифинге заместитель главы Госкомсвязи Олег Проживальский по поводу «бесплатных минут» — какие же они бесплатные, если за них уплачено, и не по 3,6, а по пять копеек за минуту (поделите абонплату с НДС на 175)? С другой стороны, эти две гривни двадцать пять копеек, на которые увеличилась абонплата, и есть стоимость дополнительных 75 минут. По данным экспертов Госкомсвязи, 45% абонентов как раз и выговаривает почти три часа в месяц — отсюда и цифра 175. А что, спрашивается, делать тем, кто столько не выговаривает? (Чуть более часа в месяц говорят, по тем же статистическим данным, порядка четверти абонентов.) Причем не льготников, а тех, кто, например, уехал в отпуск? Кстати, услуга временного отключения абонентской линии на срок отсутствия абонента тоже предоставляется лишь при внесении абонентской платы за период отключения! За что? Несколько радует тридцатипроцентная скидка для тех, кто выговаривает больше 1800 минут в месяц (вместо 65 гривен они будут платить 48). Ориентирована эта скидка в основном на тех, кто много времени, более часа в день, проводит в Интернете по коммутированному доступу (через обычную телефонную линию). Таких, по статистике, в крупных городах насчитывается до 20%. А насчет неосторожных формулировок, то «их есть» и в приказе. Чего стоит, например, раздел «плата за пользование телефонным аппаратом». Кому какое дело, как я пользую свой телефонный аппарат? Вдруг у меня в нем хомячок живет! Что стоило написать «плата за услуги телефонной связи»?
Тарифы на междугородные внутриобластные и межобластные звонки также увеличились. При этом введены три времени тарификации — день, вечер и ночь, вместо имевшихся ранее дня и ночи, бизнес- и не бизнес-времени. При этом вечерний тариф (с 18 до 23 часов) хоть и ниже нового дневного на треть, все же превышает старый дневной тариф. Ночной тариф (с 23 до 8 часов) действительно невысок. Но очевидно, что сравнительно немного междугородных звонков совершается ночью! Звонят в основном вечером, после окончания рабочего дня, как раз во время действия вечернего тарифа! Значит, абонентам либо придется платить больше, либо переходить на ночные разговоры. Несмотря на это, деление суток на три времени тарификации, несомненно, является перспективным и прогрессивным шагом к более гибким тарифам. Приятное нововведение — расширение льготного времени на субботу (ранее было лишь воскресенье). В целом, по статистике, на льготное время (вечер, ночь, выходные) приходится 43% звонков.
Без изменений остались тарифы на услуги сельской связи — по-прежнему самой дорогой в развертывании и эксплуатации. Не подорожала и установка телефонов. Вот здесь перекрестное субсидирование осталось в полном объеме, можно сказать, на социальном уровне. Так, любое юридическое лицо по-прежнему должно заплатить за установку телефона 800 гривен, тогда как физическое лицо (в приказе именуемое «населением») — 200. Но ведь среди физических лиц, особенно в крупных городах, немало частных предпринимателей. У которых домашний телефон используется как раз в качестве офисного, с подключением факса или мини-АТС. Получается, что юрлица в нашей стране (по крайней мере в отрасли связи) по-прежнему дотируют физлиц без учета изменений в социальном составе общества. Та же ситуация и в поминутных тарифах. Без изменений остались и тарифы на разговоры по монетным и жетонным таксофонам — сейчас совершать междугородные звонки по ним дешевле чем из дому. Однако загадкой являются тарифы на переговоры по универсальным карточным таксофонам. В приказе лишь сказано, что новые тарифы на них не распространяются.
А вы звонили когда-нибудь на Таити?
И наконец, международная связь. Здесь тарифы несколько уменьшились, правда, по разным направлениям в разной степени. Так, на звонки в Восточную Европу тариф остался без изменений, зато в Австралию и Океанию — стал втрое дешевле. Полезные нововведения — появление льготного ночного времени (звонки на 20% дешевле) и ликвидация льготных международных тарифов для органов государственного управления. Однако и к новым тарифам на международную связь остается несколько вопросов. Так, по статистике, Россия занимает первое место по количеству звонков из нее и в нее. Как известно, взаиморасчеты с Россией идут на симметричной основе, по международным принципам. То есть Россия и Украина оплачивают друг другу асимметрию во входящем и исходящем трафике (по данным «Укртелекома», дисбаланс этот почти отсутствует). Однако для звонков из Украины Россия поделена на две тарифные зоны — до 3000 километров и свыше 3000 километров (грубо говоря, до Урала и за ним). В то время как в России у каждого регионального «телекома» — свои тарифы на международную связь, а значит, расценки за разговоры с Украиной еще более гибкие. Возникает вопрос, как это учитывается во взаиморасчетах? В отдельную, третью тарифную зону выделены страны Закавказья. В целом, в Россию, Белоруссию, Молдову и другие страны СНГ звонить стало дороже.
На втором месте по количеству звонков из Украины стоит Германия и страны Восточной Европы. Однако на разговоры с ними тарифы почти не поменялись (с Германией — снизились на 2 цента). Почему так мало? Зато причину значительного снижения тарифов на ранее дорогие разговоры с далекими США, Канадой и Австралией (стоящими на третьем месте по количеству звонков) следует искать в попытках снизить огромную асимметрию трафика, имевшую место в этих направлениях. Действительно, украинские абоненты, набирая номера своих американских и австралийских родственников, обычно быстро просили их перезвонить и старались уложиться в минуту разговора, которая и так стоила почти 12 гривен. Таким образом, входящий трафик с этих направлений заметно превышал исходящий. Согласно международным правилам взаиморасчетов, американские операторы должны были компенсировать Украине эту асимметрию, и размеры компенсации доходили до 60 миллионов долларов в год. Такая же ситуация складывалась и с канадскими и австралийскими операторами. Естественно, их это не устраивало. По некоторым данным, значительное снижение тарифов именно на этих направлениях было вызвано их давлением по международным каналам на руководство отрасли. С тем, чтобы украинские абоненты больше звонили в страны традиционной дислокации нашей бессмертной диаспоры. И, надо сказать, эффект налицо: теперь вместо одной минуты можно позволить себе поговорить с Таити и три, а где три там и пять…
Утром тарифы, вечером деньги
Как мы уже отмечали, ожидаемые финансовые результаты для отрасли предсказывать пока рано. По прогнозам Минэкономики, лишь до конца года оптимизация тарифов должна принести отрасли 170 миллионов гривен дополнительного дохода. В 2003 году эта сумма должна составить 370 миллионов гривен. Из этих сумм в госбюджет должно быть перечислено соответственно 70 и 150 миллионов гривен, с помощью оставшихся средств должны быть обеспечены высокие темпы телефонизации страны (600 тысяч номеров в этом году, 800 тысяч в следующем и миллион номеров в 2004 году). Однако представители операторов, в том числе «Укртелекома», придерживаются более пессимистичных оценок. Например, когда разрабатывались новые тарифы, ничего не было известно о повышении тарифов на электроэнергию, также объявленном с 1 августа. А ведь электроэнергия составляет значительную часть себестоимости услуг связи. С одной стороны, люди могут начать усиленно экономить и меньше звонить. С другой стороны, из-за того, что с подорожанием электроэнергии поменялась структура цены на услуги связи, «Укртелеком» и другие операторы связи, даже получив больше валового дохода, не получат запланированной прибыли. А операторы, специализирующиеся на оказании услуг международной связи, например УТЕЛ, могут даже потерять ее. Реальная картина — стали люди больше звонить или нет, удастся ли наверстать прибыть за счет увеличения трафика — будет видна через полтора-два месяца.
Что же касается кросс-субсидирования, то, по мнению руководства отрасли, для его окончательной ликвидации через некоторое время все же придется пойти на столь непопулярные шаги, как увеличение тарифов на сельскую связь, дальнейшее удорожание городской связи и повышение расценок на установку телефонов (особенно в сельской местности). Однако вряд ли эти меры приведут к ожидаемому результату — рентабельности всех видов связи. Безденежные абоненты сел и малых городов через некоторое время просто будут отключены за неуплату. По мнению экспертов, одной лишь тарифной политикой отрасль не стабилизируешь, для этого нужно задействовать и другие механизмы. Одним из таких механизмов является введение так называемой «универсальной услуги связи» — минимальной и доступной каждому. «Универсальная услуга» определена в рекомендациях ЕС относительно законодательства о телекоммуникациях, и в проектах законов «О телекоммуникациях», вносимых на рассмотрение Верховной Рады этой осенью. Финансироваться предоставление универсальной услуги должно из специального фонда, в который будут производить отчисления все операторы связи. Именно такой механизм, по мнению авторов законопроектов, позволит одновременно по приемлемым ценам обеспечить базовым набором услуг связи все категории абонентов и в то же время снять с наиболее рентабельных отраслей связи — мобильной, международной, Интернета — бремя перекрестного субсидирования.