UA / RU
Поддержать ZN.ua

Копеечка к копеечке. Кто заработает на Новом годе?

Украинцы любят праздники. Это дает хорошую возможность заработать немалому количеству украинских компаний и малых предпринимателей.

Автор: Василий Худицкий

Украинцы любят праздники. Это дает хорошую возможность заработать немалому количеству украинских компаний и малых предпринимателей.

Если елка, то - зеленая!

Экологи таки добились своего: в Украине все чаще Новый год и Рождество встречают возле искусственной елки. Самое маленькое пластмассовое деревце стоит 150 грн. Полутораметровое - 250–300, а более двух метров - около 500 грн. Единственная забота - нужно место для ее хранения в течение года.

Однако ничто не заменит живую зеленую красавицу с ее лесным запахом. Поэтому объявления об их продаже в Интернете размещают задолго до новогодних праздников. Цены кусаются. Например, во Львове за трехметровую красавицу за две недели до Нового года просят от 500 до 1500 грн. И это несмотря на то, что их дефицита не предполагается. Как рассказал заместитель начальника Львовского областного управления лесного и охотничьего хозяйства - главный лесничий области Ярослав Целень, в нынешнем году у области есть около 15 тыс. елок, предназначенных на продажу во время новогодних праздников. В предыдущие годы реализовывали 12–
13 тыс. Интересный факт: больше всего елок было продано в 1980 г.: тогда в области реализовали почти миллион зеленых красавиц. В нынешнем году отпускная цена стандартной 2,5-метровой елки -
50 грн. Это означает, что любой предприниматель, имея соответствующее разрешение, может приобрести их в неограниченном количестве и реализовывать в городе на специально отведенных местах. Реальный заработок на реализации одной елки может составлять от 50 до 200 и больше гривен. Однако цену на них сбивает нелегальная продажа. Жители окрестных сел тоже хотят заработать. Например, в прошлом году на улице с рук можно было купить хорошую елку за 40–50 грн.

Корпоративы - не для всех

Кризисные явления пока что не затронули крупные компании и предприятия с иностранными инвестициями. Получить заказ от них на новогодние и рождественские праздники - мечта всех предприятий, специализирующихся на проведении развлекательных мероприятий. Однако немало представителей фирм, с которыми пришлось общаться, заявили, что корпоративов не планируют. В лучшем случае средства, которые должны были пойти на их организацию, разделят между работниками. Что-то пойдет и на нужды медицинских учреждений, обслуживающих военных.

"В этом году о корпоративах объявили в основном фирмы с крупными бюджетами, - подтверждает сказанное руководитель PR-отдела компании "Дик-Арт" Ольга Мисан-Милясевич. - У людей есть потребность отвлечься от печальных событий в государстве, получить положительный заряд эмоций. Мы не предлагаем каких-то громких празднований, но заботимся о соблюдении украинских традиций. Поэтому возрождаем вертепы, колядки в аутентичном виде. Например, 13 января 2015 г. в Оперном театре пройдет рождественский концерт Оксаны Мухи, которая собрала их в оригинальной аранжировке".

Цены на эти действа отличаются. Одно дело - щедро угостить 50 человек за столом, а совсем другое - развлекать их и создать действительно праздничное настроение. В первом случае услуги организатора будут стоить 3–4 тыс. грн, во втором - от 20 тыс. и больше. В телефонном режиме представители фирм называть конкретные цены не хотят. Никто не может предвидеть, что случится через несколько дней. Но признаются, что заказов значительно меньше, чем было в прошлом году.

"Цены зависят от набора услуг. Ведь один ведущий может стоить 30 долларов, а другой - 300 и больше. Самые дорогие услуги в новогоднюю ночь. Только 20-минутное приветствие Деда Мороза будет стоить около 1500 грн. Такое же приветствие, но накануне Нового года и после него - 350 грн. Идеально, когда клиент говорит, какими средствами располагает", - говорит один из львовских предпринимателей.

Карпаты - в фаворе

Как сообщают туроператоры, туристическая отрасль едва ли не наиболее пострадала от кризиса. Турпоток на зарубежные направления уменьшился на 60–70%. Зато в выигрыше оказался бизнес, ориентированный на отдых в Карпатах. Несмотря на рост цен на услуги на 10–20%, свободных мест на гостиницах и санаториях популярных горнолыжных курортов (Буковеля, Драгобрата, других) практически не осталось. Места бронируют в основном жители Киева, Днепропетровска, Харькова, других крупных городов.

Больше всего гостиниц заранее забронировали туристические фирмы. За возможность провести несколько дней, включая Новый год или Рождество, в Карпатах клиентам придется выложить от двух до пяти и больше тысяч гривен. Стоимость новогодней ночи в одноместном номере отеля "Reikartz Карпаты" (поселок Ждениево Воловецкого района) - 2700 грн. В оплату включены праздничный стол, услуги ведущего.

Несмотря на высокие цены, нет свободных мест и в гостинице "Перлина Карпат", что в городе Славске Львовской области. "Осталось только два двухместных номера", - сообщили там. А задолго до новогодних праздников здесь действовала акция, которая давала возможность провести 3, 5 или 7 дней отдыха в гостинице за 765 грн! Планировалось, что она продлится до конца зимы. Однако на Новый год и Рождество здесь введены специальные условия бронирования. Номер на этот период сдается как минимум на шесть дней. Кроме того, дополнительно надо оплатить 1200 грн за новогоднюю программу, в которую включен банкет.

Еще в середине декабря можно было найти и более дешевые предложения. Например, трехдневное путешествие со встречей Нового года в Ворохте, организованное тернопольской турфирмой "Казка мандрів", стоила 1400 грн. Но в эту сумму включены только ночлег в гостинице и питание.

Как рассказали туристические эксперты, свободные места еще можно найти в частном секторе. Здесь проживание дешевле. Зато и развлечений намного меньше. В частности, сутки проживания в усадьбе в селе Микульчин, что вблизи самого дорогого места Карпат - Буковеля, - обойдется вам в 200–300 грн. Это без питания и с "удобствами" на улице. С питанием - вдвое дороже.

За две недели до Нового года почти выкуплены места в гостиницах Львова и его окрестностей. Свободные номера были в основном в гостиницах эконом-класса и дорогих пансионах со стоимостью проживания 1500–2000 грн. Кроме того, в отелях "Эней", "Атлас Делюкс" надо дополнительно заплатить 1000 грн за праздничный стол и новогоднюю программу. А вот в трехзвездочном гостиничном комплексе "Гранд Резорт" (село Басовка), что в 15 км от Львова, двухкомнатный коттедж можно было заказать за 900 грн. Полулюкс стоил 500 грн, двухместный стандарт с балконом вообще можно было заказать за каких-то 200 грн.

Малый бизнес:
никто никуда не едет

А вот малому бизнес не до развлечений. "В связи с курсом валют слышал, что уже никто никуда не едет, - говорит знакомый предприниматель. - Многие ограничатся празднованием в семейном кругу. Поставят елки, украсят их игрушками. Речь не идет и о корпоративах. Разве что соберут деньги на нужды военных. Если честно, то особо нечего праздновать. Ситуация в государстве - хуже некуда. Бизнес весь в минусах. Самое большое, чего можно желать, - встретить 2015 год без долгов".

Как свидетельствует опрос, украинцы будут экономить не только на поездках на отдых и корпоративах, но и на других затратах. "Раньше очень популярными были новогодние и рождественские календари, буклеты, поздравления, конверты и т.д. Люди слали их друг другу в большом количестве. Но если раньше накануне Нового года этой продукцией у нас был завален склад, и мы не успевали разносить ее клиентам, то в нынешнем году пока что нет ни одного заказа", - рассказывает директор курьерской службы "Меркурий" Юрий Циндра.

О том, что малый бизнес беднеет, свидетельствует не только директор "Меркурия". Экономить становится правилом, поэтому, если однажды фирма отказалась от каких-то затрат, в следующий раз она уже не захочет возобновлять их.

Экономить начали не только на сувенирной продукции, но и на предновогодних детских утренниках. Их стоимость колебалась от 5 до 20 тыс. грн. Обычно они начинались за два-три дня до дня св. Николая. "Еще три года назад мы ежедневно проводили по три-четыре новогодних праздника для детей. Теперь и близко такого нет", - говорит предприниматель, который занимается организацией развлекательных мероприятий.

Комментарии

Теодор ДЯКИВ, директор:

- Раньше за пять-шесть дней до Нового года мы проводили встречи коллектива в ресторане. Но где-то пять лет назад отказались от новогодних корпоративов, потому что устали пить водку. Это мало кому интересно. Поэтому, при возможности, на праздники дарим людям деньги. А они уже сами знают, как ими лучше распорядиться и в каком кругу отпраздновать.

Андрей ИОНОВ, предприниматель:

- Покупательная способность людей значительно снизилась. Кроме того, на людей влияют пессимистические ожидания, что
2015 г. окажется намного тяжелее, чем нынешний. Цены на товары и услуги уже поднялись пропорционально росту курса иностранной валюты. К сожалению, сырье, материалы и комплектацию нам поставляют из-за рубежа, что автоматически ведет к их удорожанию. Нам объявляют, что цена сегодня вот такая. Хотите - берите, не хотите - не берите. С другой стороны, есть часть людей, которые просто обеднели. Это практически вся бюджетная сфера.

Не сказал бы, что туристов во Львове нет. Они есть, но по сравнению с предыдущими годами их стало меньше. Практически нет иностранных туристов, потому что боятся ехать. Не хотел бы думать, что из-за этого придется сокращать персонал. Пока что сокращений не было. Но заработная плата сама снизилась, поскольку людям не повышали ее пропорционально росту курса валюты. Бизнес-прогнозам на следующий год никто не поверит. Остается высокой вероятность дефолта, пиковых кризисных явлений. Но добавлю немного оптимизма: многое будет зависеть от каждого из нас. Если каждый на своем месте будет делать все, что нужно, тогда кризис не будет таким болезненным и продолжительным.