UA / RU
Поддержать ZN.ua

Концессия "по-новому" — провал, еще провал...

Спешно начатая кампания по продвижению к голосованию в парламенте законопроекта "О концессии" также спешно провалилась.

Автор: Рита Резник

После скандального рассмотрения проекта в первом чтении в апреле 2018 г. экспертное сообщество и депутаты были уверены, что больше к этому документу никто не вернется. Однако накануне выборов концессионное лобби неожиданно сделало мощный, хотя и безуспешный рывок. Законопроект попытались протянуть со всем багажом коррупционных норм и схем.

Гарантии Гаранта

Сигналом к старту проекта "Концессия по-новому-2.0" стало заявление президента Украины Петра Порошенко на Совете регионального развития Одесской области. Представители бизнеса сетовали на отсутствие нормальных правил государственно-частного партнерства. Порошенко пообещал, что сделает все, чтобы эти правила появились. "Я учту ваше выступление и подам как неотложный законопроект "О концессии" на рассмотрение парламента", - заявил он.

Уже вскоре комитет ВР по вопросам экономической политики назначил отдельное заседание для рассмотрения и утверждения правок к принятому ранее в первом чтении проекту "О концессии". 20 марта оно состоялось, но решения принять так и не удалось. Причина - волна возмущения среди депутатов и экспертов. Свою критику высказали даже ученые НАН Украины, посчитав проект некачественным. В итоге повторное рассмотрение документа назначено на 24 апреля. Хотя, как уверены многие депутаты, новая дата заседания скорее формальный шаг, поскольку такой серьезный проект не по силам нынешнему парламенту.

"Он к сессионному залу не готов. Я думаю, что мы будем привлекать дополнительно экспертов и общественность, а также антикоррупционные органы. Поспешно этот закон никто принимать не будет. До выборов его 100% не будет", - уверен член комитета ВР по вопросам экономической политики Вадим Кривенко.

Подноготная красивой обертки

После первого чтения законопроект "О концессии" оброс многими сотнями правок. Весь этот массив предложений и замечаний кто-то пытался продавить в сжатые сроки, что вызвало волну критики и в очередной раз отодвинуло перспективу возможного принятия проекта в целом. Однако вопрос остается открытым: почему столь нужный для бизнеса документ так жестко отторгается обществом? По мнению ряда экспертов, ключевой причиной является подмена понятий. Новым законопроектом пытаются прикрыть финальный виток большой приватизации, в ходе которой по частным карманам разойдутся последние ликвидные госактивы.

"Это попытка через такую "предвыборную щель" протолкнуть возможность заполучить ценные объекты. Если они один раз сдадут что-либо в концессию, то у нового собственника всегда будет преобладающее право на продление договора. Поэтому фактически это передача навсегда", - считает экс-министр экономики Владимир Лановой.

Ему вторит член комитета ВР Юрий Левченко. По его словам, если бы законопроект был нацелен исключительно на строительство объектов green-field, т.е. с нуля, проблем бы не было. Но наряду с правилами для новых концессионных проектов, законопроект предполагает фактический дележ существующих госпредприятий, многие из которых имеют стратегическое значение и являются высокорентабельными. Поэтому, считает Левченко, разработчики вплели в него норму о "конфиденциальности", чтобы никто не узнал, по какой цене и на каких условиях будут передаваться в частные руки ликвидные активы.

"Если заниматься концессией, то должно быть все максимально публично. Потому что мы получим в итоге то, что уже есть сейчас в ряде отраслей, когда несколько семей контролируют абсолютно все экономические ресурсы", - заявил Левченко. Его коллега, депутат Андрей Вадатурский, несколько раз вносил поправку об отмене т.н. договоров о конфиденциальности. Но все они отклонены.

"Это превратит концессию в полностью теневой рынок. Переговоры будут проводить со "своими", а в соответствии с договором о конфиденциальности граждане не смогут узнать, передали этот объект в концессию за 100 млн или за 100 грн", - пояснил Вадатурский.

В ВР окрестили законопроект "О концессии" теневой приватизацией и дали ему минимальные шансы на финальном голосовании. Чтобы хоть как-то сдвинуть ситуацию с мертвой точки, звучали идеи о разделении концессии - для новых объектов, в частности для строительства автодорог, и отдельно - для существующих предприятий.

"Я всегда выступал против концессии работающих предприятий. Это страшная норма. Концессия допустима только по отношению к дорогам. А в остальном это будет просто "дележ", - считает член комитета по вопросам бюджета Виктор Пинзеник.

Как оказалось, концессия существующих госпредприятий - болевая точка не только Украины. По словам члена комитета по противодействию коррупции Игоря Луценко, этот инструмент не принес успеха Турции, хотя там антикоррупционные законы работают жестче, чем у нас.

"К сожалению, опыт концессии в соседних странах оказался непродуктивным. Прогнозные показатели, которые, как правило, декларировались при заключении концессионных договоров, не выполнялись. А убытки от призрачных планов ложатся на государство. Это та форма, в которой росла и продолжает расти коррупция в той же Турции", - пояснил депутат.

В проекте заложены ряд других норм, делающих его опасным для экономики и общества. Например, значительное упрощение механизма изъятия собственности в пользу концессионеров. По мнению члена комитета ВР по вопросам аграрной политики Андрея Вадатурского, новшество запустит рейдерский кризис в земельных отношениях. Если сегодня земля может быть принудительно изъята у собственника только по решению суда, то в новом проекте такими правами наделяются чиновники в центре и на местах.

"Новый законопроект буквально предлагает: "Орган исполнительной власти или орган местного самоуправления ... в единоличном порядке принимает решение о принудительном отчуждении земельных участков, других объектов недвижимого имущества, размещенных на них, для целей строительства и/или эксплуатации в рамках осуществления государственно-частного партнерства, в том числе, концессии". То есть предлагается неограниченный перечень оснований для изъятия. Концессионеры смогут на законных основаниях инициировать изъятие почти любого имущества", - заявил Вадатурский.

Весьма острой оказалась норма, позволяющая инвестору передавать полученное в концессию госимущество в аренду или ипотеку. Эксперты уверены, что это позволит злоупотреблять ликвидными активами. И вместо перспективных концессионеров Украина наводнится фирмами-прокладками, которые предложат любые условия, лишь бы получить прибыльный актив в концессию, чтобы тут же отдать его под ипотеку. Если средства не будут возвращены, погашать задолженность и спасать предприятие придется государству.

"Например, вы берете в концессию, практически в пользование, ликвидный объект. Отдаете его под ипотеку в банк и не возвращаете средства. Банк его забирает. Это такая схема грабежа", - пояснил член комитета ВР по вопросам налоговой и таможенной политики Михаил Головко.

Социальным бунтом грозит норма законопроекта, позволяющая ликвидировать госпредприятия при передаче их имущества концессионеру. Все бы ничего, но в проекте ни слова о социальных гарантиях. Что будет с трудовыми коллективами? Негласно подразумевается, что работники ликвидированного предприятия просто сменят юридическую прописку, т.е. будут переоформлены на работу в новую компанию, созданную концессионером. Только будет ли частник нанимать всех или хотя бы некоторых - об этом проект молчит. Неудивительно, что попытка протолкнуть законопроект "О концессии" вызвала резкую реакцию профсоюзных организаций морских портов Украины. Ведь морские предприятия в числе первых на концессию.

Глава профсоюза ГП МТП "Черноморск" Сергей Брызгалов назвал законопроект асоциальным и античеловечным. По его словам, он не предусматривает никаких социальных льгот и гарантий для людей.

"Отдают предприятия, которые при любых условиях будут иметь грузооборот и будут работать. "Ольвия" - порт, который перегружает грузы военного назначения. Другого такого в стране нет. Его сдают. У нас в порту "Черноморск" - единственный в Украине паромный комплекс. Его - в концессию. Это же стратегический объект, он с прибылью работает. Дальше - Херсонский порт. Это не концессия, а разворовывание госимущества в особо крупных размерах", - заявил Брызгалов.

На очереди глубоководный порт "Южный". Его пытаются концессионировать еще со времен Януковича. Мининфраструктуры не устает повторять о необходимости отдать предприятие в концессию, продолжая "накачивать" его капитальными инвестициями. В частности, только за 2018 г. капинвестиции в ГП МТП "Южный" превысили 800 млн грн. В целом же инвестпрограмма госпредприятия на период 2015-2019 гг. рассчитана на 13,5 млрд грн. К слову, авторы законопроекта "О концессии" согласились убрать норму, которая отдавала преимущественное право на концессию предприятия тому, кто уже пользовался им ранее. Следовательно, автоматической передачи объекта уже быть не может. Но вопрос остается: зачем избавляться от того, что приносит большие доходы в обмен на сравнительно небольшой концессионный платеж? В 2018 г. ГП МТП "Южный" перечислило в бюджет страны свыше 700 млн грн налогов.

Государственное - не означает неэффективное

Эксперты уверены, что новой власти будет намного сложнее заниматься дискредитацией госсобственности с целью ее окончательного дележа. Сегодня из кабинетов на Грушевского постоянно слышно, что государство - плохой хозяин, и все его активы подлежат передаче в частные руки. И ни слова о том, что за рубежом множество крупных объектов, даже таких как морпорты, в частности крупнейшая гавань Европы - порт Роттердама, до сих пор находятся в государственной и коммунальной собственности. То есть большого смысла менять формат собственности нет. Вероятно, проще заменить "плохое звено" в конструкции управления госсобственностью, что делает ее неэффективной.