UA / RU
Поддержать ZN.ua

Коммутация портфелей

Отрасль связи, генерирующая до 7% ВВП, лидирует во втором эшелоне лакомых кусков отечественной экономики...

Автор: Семен Степанчиков

Отрасль связи, генерирующая до 7% ВВП, лидирует во втором эшелоне лакомых кусков отечественной экономики. Соответственно, борьба за контроль над ней при разделе должностей предстоит нешуточная. И не факт, что победа достанется той силе, чей представитель возглавит Кабмин. Ключевых портфелей в отрасли несколько, и их вполне могут поделить между разными силами, чтобы сохранить баланс.

Другой вопрос — продемонстрирует ли новое правительство хотя бы зачатки государственной стратегии в отрасли? Или процессы в ней снова будут пущены на самотек? Или (и неизвестно, что лучше) появится новая утопия типа позапрошлогодней «Навстречу людям. Десять шагов в отрасли связи»?

Кто: Парламент на связи

В основу прогноза положим состав «парламентского телекоммуникационного лобби» — депутатов нового созыва, имеющих интересы или опыт лоббирования в отрасли связи.

Наиболее сильны позиции у БЮТ. 95-м номером в его списке в парламент прошел директор Института информационного общества Олег Шевчук. В 1996—1998 годах он занимал должность заместителя гендиректора тогда еще гособъединения операторов электросвязи «Укртелеком», с 1998-го по 2000 год депутатствовал от Партии зеленых, а с 1999-го по 2001 год возглавлял Госкомсвязи. Хотя уже более шести лет Олег Борисович сидит «в засаде», амбиции возглавить отрасль и очистить ее от коррупционеров у него достаточно сильны.

Второй по значимости бютовский связист — Евгений Зимин (№123), до избрания в парламент прошлого созыва возглавлявший фирму «Приоком». Тогда поговаривали, что он пришел в парламент вместо своего бывшего босса по «Приокому», ныне председателя правления ОАО «Укртелеком» Георгия Дзекона, которого туда приглашали, но который решил «не светиться». Впрочем, Зимин тоже не светится как политик, позиционируя себя как чистого технаря.

Зато активно светится другой деловой партнер Дзекона — бютовец Виталий Чудновский, один из приближенных к лидеру фракции. За короткий прошлый созыв он успел зарегистрировать более десятка законопроектов, несколько из них были приняты. Бизнес Чудновского был, так скажем, в банковской сфере. Однако и телекоммуникационные компании нуждаются в банковских услугах для решения широкого спектра вопросов реальной экономики, так что помощь реальных банков бывает не лишней.

Наконец, Виталий Корж, №48 в списке БЮТ. Он больше тяготеет к вопросам украинского национального возрождения, однако с отраслью тоже связан. Его сын Юрий Корж — учредитель когда-то крупного интернет-провайдера Global Ukraine — работал одно время одним из «топов» в «Укртелекоме». А помощник Юрий Гончарук — директор Украинского сетевого информационного центра, организации, которая борется за право администрирования украинского национального домена .ua. Так что Виталия Терентьевича есть кому мотивировать на лоббизм.

По списку «НУ—НС» в пар­ламент пришел Станислав Довгий (№55). Однако по ряду причин он вряд ли будет на переднем крае телекоммуникационного лоббизма. Кстати, брат его, Тарас (№119), в парламент не прошел. Как не прошел и №97 Игорь Пиковский, председатель наблюдательного совета ЗАО «Промсвязь» и член наблюдательного совета «Укртелекома». Зато под №59 прошел экс-помощник Ющенко и экс-председатель набсовета «Укртелекома» Александр Третьяков, который не раз обеспечивал «доступ к телу» тем, кто хотел пожаловаться главе государства на царящую в отрасли несправедливость. Определенных лоббистских движений можно ожидать от Юрия Еханурова (№24), имеющего отношение к той же «Промсвязи».

Седьмой номер в списке Партии регионов, Ринат Ахметов, является самым крупным среди парламентариев держателем телекоммуникационных активов: 45,6% ЗАО «Астелит» (он же life:), а также «Оптима-Фарлеп». Однако, как показывает практика, от лоббизма их интересов на рынке Ринат Леонидович далек.

Во фракции ПР есть еще несколько человек, имеющих определенное отношение к отрас­ли. Это, в первую очередь, Сергей Ле­воч­кин (№46), который в бытность помощником Леонида Кучмы и председателем наблюдательного совета «Укртелекома» успел изучить на практике его финансовые потоки. Или №120, Александр Един, контролирующий «Евротранстелеком». Или №153 Юрий Мороко, гендиректор ООО «ММДС-Украина» — компании, вещающей в устаревшем цифровом стандарте MMDS, но имеющей частоты, необходимые для современного стандарта WiMAX. Лоббировать интересы на этом рынке могут также Андрей Клюев, куратор отрасли в нынешнем правительстве, и Владимир Сивкович с Анатолием Кинахом, своих интересов там не имеющие, но имеющие соответ­ствующие связи.

С уходом из парламента Соцпартии ряды лоббистов покинет Сергей Чукмасов, также сгенерировавший в прошлом созыве ряд отраслевых законопроектов. «Уйдут» также нынешнего министра «в том числе связи» Николая Рудьковского и Валентину Семе­нюк, председательницу Фонда гос­имущества Украины, формально управляющего 92,86% акциями «Укртелекома».

Кому: Их знали только в лицо

На отечественном телекоммуникационном рынке можно выделить несколько группировок, которые традиционно выступают «заказчиками» лоббизма. В основном они связаны с крупными операторами.

Во-первых, это так называемая киевстаровская группа, главной задачей которой является комфортное существование данного оператора. Сегодня, например, с подачи группы в прессе муссируется вопрос о необходимости бесплатного выделения операторам частот под 3G, которые де-факто свободны, но за которые Минобороны и НКРС почему-то хотят заставить «мобильщиков» заплатить в госбюджет. В вопросах получения частот эта группа всегда была сильна: дефицитные диапазоны во многом распределены в пользу «Киевстара». От корпоративного конфликта внутри компании эта группа дистанцирована.

Конфликтом занимаются представители интересов «Альфа-групп» в Украине. Они же курируют другие активы этой российской ФПГ: нефтяные, торговые, финансовые, ну и «Билайн» с «Голден Телекомом». Последние, так скажем, не находятся на острие лоббистских усилий этой команды.

Следующая группа, соответственно, связана с «УМС» — «МТС». Она основывается на личных связях в украинском политикуме хозяина компании Владимира Евтушенкова. А они есть во всех лагерях: и в ПР, и в «НУ—НС», и в БЮТ. Среди задач этой группы — не только прямая поддержка бизнеса «МТС», но и скупка телекоммуникационных активов под проекты передачи данных. Главной целью является «Укртелеком». Продвижением «государственных» интересов собственно «МТС» занимается специальный менеджер по связям с госорганами, экс-министр связи Украины Олег Проживальский.

Отдельная лоббистская группировка связана с Георгием Дзеконом и «Укртелекомом». Наибольшее влияние она имеет в БЮТ, однако ее представители есть и в «НУ—НС» (Третьяков), и в ПР (Левочкин). Свой человек у группы есть в ФГИУ; причем этот заместитель председателя Фонда не меняется вот уже при которой смене власти. В той или иной степени с «Укртелекомом» связаны чиновники различных рангов во всех властных структурах как в отрасли связи, так и в других. Сегодня это наиболее мощная группировка, базой которой служат финансовые потоки «Укртелекома», контролируемые исключительно топ-менеджментом компании и не контролируемые государством. Если к ней добавятся ресурсы фракции БЮТ, правительства, а также «союзнической» «киевстаровской» группы, такая команда будет вполне в состоянии взять под контроль всю отрасль.

Гораздо слабее «донецкая» группа. Во многом потому, что ее интересы сильно размыты. Как мы уже отмечали, Ахметов пока не предпринимает никаких специальных лоббистских усилий для поддержки «Астелита» и «Оптимы-Фарлепа». Хотя, например, «Астелит» в этом крайне нуждается.

После смены собственников в сферу влияния «донецких» попал CDMA-оператор ITC, который купил львовского TDMA-оператора «Украинская волна», ведет переговоры о покупке другого CDMA-оператора, «Велтон.Телеком», и, возможно, на этом не остановится. А близкий к новым акционерам ITC Леонид Нетудыхата уже пролоббировал для компании бюджетное финансирование. Впрочем, Нетудыхату можно рассматривать и как самостоятельного лоббиста, чьими услугами могут пользоваться не только «донецкие».

В минувшем созыве активно проявила себя группа Шульмана—Чукмасова, или «днепропетровская», связанная с компаниями «Телесистемы Украины», CST-Invest и «Неофон». Однако с уходом Сергея Чукмасова из Рады, а Александра Склярова и Сергея Апасова — из НКРС группа фактически прекратила существование. «Приватовцу» Вадиму Шульману приходится самому разбираться с операторами, в которые его уговорили инвестировать. И поскольку он так резко выразил недовольство результатами деятельности первого украинского 3G-оператора, что вряд ли теперь сможет нанять квалифицированного менеджера-связиста, велика вероятность того, что активы ITC пополнятся и «Телесистемами».

Как: Битва за вертикаль

Руководитель профильного парламентского комитета (особенно если связь в нем не будет, наконец, совмещена с транспортом и строительством), глава и члены НКРС, профильный заместитель министра транспорта и связи, директор Государственного департамента связи и информатизации, председатель наблюдательного совета «Укртелекома» и, в меньшей степени, руководитель «Укрпочты». Вот те ключевые государственные посты в отрасли, за которые развернется борьба. Довольно важными являются и посты начальников департаментов связи в Кабмине и секретариате президента, однако эти назначения чаще всего технические.

Все будет зависеть от того, какой из трех политических сил достанется пост министра транспорта и связи. Наиболее открыто на него претендует Виктор Бондарь, уже занимавший его в правительстве Еханурова.

В этом случае не исключено, что профильным замом останется Леонид Нетудыхата: это согласуется с предложением БЮТ оставить посты заместителей представителям оппозиции. Тогда на пост директора Госсвязи может вернуться его друг Петр Яцук. Или давний партнер Игорь Кравец.

Другой вариант: посты замминистра и главы Госсвязи будет распределять БЮТ. Тогда, скорее всего, их займут люди Георгия Дзекона. Возможно, кто-то из нынешнего топ-менеджмента «Укртелекома», а возможно, и представители операторов-партнеров. Например, тот же Юрий Корж или кто-то из команды «Киевстара».

Логично предположить, что если пост министра отойдет «НУ—НС», то на контроль над регулятором будет претендовать БЮТ. Точнее, Олег Шевчук, давно подвергающий критике деятельность этого органа.

Напомним: когда Кабмин весной 2005 года подал на утверждение президенту кандидатуры в новый состав НКРС, Шевчук занимал в этом списке должность председателя. Однако вмешались Довгий с Кинахом, и место Шевчука в комиссии занял ставленник Довгого Олег Гайдук. Поэтому контроль над НКРС для Олега Борисовича — дело принципа.

Если новый премьер-министр перестанет препятствовать отмене президентом всех предыдущих нормативных актов о назначениях в НКРС, то в комиссии появятся, по крайней мере, два вакантных места — председателя (Олег Гайдук не горит желанием возвращаться) и одного из членов (Александр Скляров вряд ли будет отзывать свое заявление об уходе). Если на пост председателя будет назначен Олег Шевчук, то НКРС, скорее всего, по собственному желанию покинут Ольга Филиппова, Владимир Олейник и Виктор Мазур. А если не покинут, то у их оппонентов хватит ресурсов пролоббировать указы президента об их увольнении. А значит, появится возможность назначить еще троих «нужных людей».

Возможно, Шевчука не слишком прельщает становиться во главе органа, находящегося на острие конкурентной борьбы. Другое дело — поставить туда кого-то из «своих», тех же Зими­на, Чудновского, Баранова или Левочкина—Третьякова. Или участ­ника рынка из числа тех, кто традиционно выражал недовольство деятельностью НКРС. А самому занять, например, пост председателя профильного парламентского комитета и заодно возглавить наблюдательный совет «Укртелекома». То есть стать «Довгим №2».

Что касается «Укртелекома», то в случае, если Юлия Тимо­шенко станет премьером, его нынешний топ-менеджмент попадает в «интересное положение». С одной стороны, он может рассчитывать на полную поддержку со стороны правительства и не переживать за возможное снятие. С другой — с него потребуют денег. Мно-о-го денег. В виде дивидендов в госбюджет, налогов и проч. Что заставит существенно переформатировать финансовые потоки компании, которые уже четвертый год выстраиваются без какого-либо контроля со стороны государства. Возможно, в компании даже появится реальный наблюдательный совет, и идиллия, когда «Укртелеком» более года работает без этого органа, закончится. Зная Георгия Дзекона, можно предположить, что он согласится на любые условия.

И наконец, рассмотрим маловероятный вариант, при котором контроль над отраслевой вертикалью будет оставлен за ПР — на уровне курирующего вице-премьера (например, Клюев), профильного замминистра (Нетудыхата или Яцук) и Госсвязи. А за БЮТ останется парламентский контроль. При этом нынешний состав НКРС сохранится только в том случае, если президент согласится передать полномочия по назначению членов комиссии Кабмину. Однако вряд ли «регионалам» отдадут всю связь. Им если и оставят, то только посты в Минтрансе/Госсвязи. А НКРС сделают противовесом.

Что: Они придут в каждый дом

Как все мы помним, предыдущий приход Юлии Тимошенко на должность премьера ознаменовался появлением программы «Десять шагов навстречу людям». Был у нее и телекоммуникационный раздел — «Навстречу людям. Десять шагов в отрасли связи», предложенный тогдашним замминистра транспорта и связи Леонидом Нетудыхатой. Этот документ, где во главу угла ставилось развитие отрасли на основе государственных программ и централизации управления ими, был жестко раскритикован рынком. Хотя не исключено, что Юлии Владимировне подобные идеи были близки.

Программа обещала многомиллиардные вливания в госбюджет. Однако когда Нетудыхату попросили подготовить корректировку к доходной части в соответствии с его обещаниями, он начал было объяснять, что речь шла о перспективе… И к нему в правительстве Тимошенко потеряли интерес. Тем более что появился Георгий Дзекон, который осуществил конкретное вливание в госбюджет в размере 700 млн. грн. И пообещал еще, если ему будет оказано конкретное содействие. Однако стратегических программ развития отрасли он не предлагал.

Ближе к последним выборам появились две более-менее конкретные программы. Которые победившим придется выполнять.

Первая — это даже не программа. «Мы сделаем… масштабную интернетизацию Украины, которая доведет Интернет практически к каждому жилищу», — заявила Юлия Тимошенко, представляя в начале августа свою программу «Украинский прорыв». Никаких технических параметров или процедуры реализации этих планов не предлагалось. Так что, возможно, если о массовой интернетизации в ее правительстве и вспомнят, то отдадут ее на откуп тому же «Укртелекому». Чему последний будет несказанно рад.

И еще. Чтобы не просто провести к каждому дому провод, а «провести Интернет», нужно купить каждому из обитателей оного дома по компьютеру, научить пользоваться (а сначала объяснить, что такое Интернет, ибо у всех, кто знает, он уже есть) и мотивировать за этот самый «тырнет» платить. Кто будет заниматься этим, программа умалчивает.

В начале сентября появилась программа Клюева и Нетуды­хаты «Телефон в каждый дом». Напомним суть. Государство выделяет из бюджета средства (по 240 млн. грн. в течение двух лет). Эти средства направляются «Укртелекому» (основания и процедура не известны). «Укртелеком» каким-то образом передает эти средства CDMA-операторам (пока в программе задействован только один оператор — ITC). Они строят сеть в районах, нуждающихся в телефонизации, и устанавливают всем очередникам стационарные телефоны с радиодоступом. «Укртелеком» также передает этим операторам номерную емкость и транспортные каналы. А также берет на себя льготное обслуживание абонентов.

С технической точки зрения ничего сложного. С организационной — ничего не понятно. Кто и как будет отбирать операторов — распорядителей бюджетных средств? Будут ли проводиться конкурсы? Будут ли допущены к ним только CDMA-операторы или операторы GSM тоже? Кто будет контролировать расходование бюджетных средств? И так далее.

Впрочем, в силу большей конкретики (в т.ч. в вопросах «где и кому на этом можно заработать») программа «регионалов» имеет значительные шансы на реализацию при любом правительстве. Особенно учитывая, что в ней задействован всепогодный Георгий Дзекон. Да обещанию Юлии Тимошенко об Интернете она не противоречит: Интернет в каждый дом CDMA-доступ предусматривает по умолчанию…

Обе эти программы объединяются двумя особенностями. Первая — популизм: лозунг «телефон, Интернет и остальное счастье в каждый дом» безусловно найдет отклик в сердцах широких народных масс, которые не будут разбираться, кто сколько на них заработал. Вторая — тактический характер: программы решают один частный вопрос развития отрасли и не могут претендовать на комплексность в отношении всех накопившихся проблем. По-настоящему стратегической программы развития телекоммуникационной сферы нашей страны не предложил никто.

Главная причина — политические элиты по-прежнему далеки от понимания происходящего в отрасли. И так же, как и два года назад, восприимчивы к любой «лапше», которую вешают им на уши советчики «от телекома». А советчики рады стараться — и поиметь политических лидеров, как лохов, и решить вопросы отдельных участников рынка за счет других.

Поэтому самой актуальной задачей, которую вольно или невольно будут решать все вышеупомянутые лоббистские группировки, станет усиление присутствия российского капитала на украинском телекоммуникационном рынке. Среди наиболее вероятных его приобретений в ближайшие годы — «Укртелеком» и активы «СКМ», а также операторы, владеющие частотами на перспективные технологии. Что ж, должен же быть в доме хозяин…