Апрельское «оживление» валютного рынка никого не удивило. В период предвыборной гонки курс гривни удерживался, в основном, усилиями Национального банка. Обороты валюты как в банках, так и в обменных пунктах были незначительны, что не совсем отвечало предвыборному периоду. Валютные дилеры откровенно скучали, полагая, что основные события развернутся в апреле.
Две первые поствыборные недели вполне оправдали их ожидания. Курс гривни, преодолев психологически важный барьер в 5,33 UAH/USD, стал активно раскачиваться, сохраняя долгосрочную тенденцию к девальвации. Ежедневная ситуация на межбанковской валютной бирже стала трудно прогнозируемой и во многом зависимой от желаний крупных игроков (и прежде всего НБУ).
Курс в прошлые понедельник-вторник стабилизировался на уровне — 5,3278 UAH/USD. Однако большинство банкиров все же однозначно утверждают, что тенденция к ослаблению гривни сохранится, и с разной степенью оптимизма предсказывают ее девальвацию. На чем же основаны их прогнозы?
Не секрет, что состояние экономики в 2002 году значительно проблематичнее, чем в прошлом. Госбюджет в первом квартале недополучил почти 700 млн. грн. Снизились темпы роста ВВП. Дефляция 1,1% в первом квартале порадовала, однако она была достигнута за счет административного ограничения цен на продукты, Аналитики предсказывают резкий сезонный скачок инфляции уже в апреле—мае. Но наибольшее влияние на курс гривни оказывает все-таки торговый баланс. Именно этот фактор самый непредсказуемый. Все тяжелее осуществлять сбыт отечественной продукции металлургической и химической промышленности, обеспечивающий львиную долю валютных поступлений. Снизился товарооборот с основными партнерами Украины — Россией и США. Например, с Россией только в первом квартале он снизился на 18%. Правда, КМУ говорит о значительной диверсификации внешней торговли: экспорт в страны Африки вырос на 80%, Азии — на 44%. В первом квартале значительным был также экспорт продукции АПК. Поэтому несмотря на некоторые пессимистические прогнозы и тревожные заявления экспортеров, рынок все-таки не испытывает катастрофической нехватки валюты. К тому же укрепление гривни привело к сокращению импорта товаров и внешнеторговое сальдо оставалось пока позитивным. Объективно именно в апреле положение может ухудшиться из-за снижения доли экспорта товаров АПК и сезонного роста импорта.
Кроме того, на понижение курса национальной валюты влияет еще целый ряд причин. Прежде всего курс зависит от ситуации на депозитно-кредитном рынке, определяющем реальную стоимость денег. С одной стороны, наметившаяся, пусть очень медленная, тенденция сближения ставок в гривнях и долларах приводит к упрочнению доверия к национальной денежной единице и способствует ее укреплению. С другой стороны, предпринятые Нацбанком меры по снижению гривневых ставок приводят к росту объема гривневых ресурсов и, как следствие, к давлению на курс. Напомним, что порядок обязательного резервирования гривни под активные операции был введен НБУ прежде всего для стабилизации валютного курса и успешно выполнил свою функцию. Нынешнее же снижение норм обязательного резервирования говорит либо об абсолютной уверенности НБУ в своих возможностях удерживать курс в нужном русле, либо о готовности к его плавной девальвации.
Среди субъективных причин следует выделить давление экспортеров и КМУ, желающих во что бы то ни стало девальвировать гривню или хотя бы избежать ее укрепления, ибо от этого напрямую зависят их доходы. Также не следует забывать о непредсказуемости вкладчиков, которые при понижении гривневых депозитных ставок могут предпочесть хранить деньги в «твердой» валюте.
В любом случае ситуация на валютном рынке устраивает почти всех. Банки начали зарабатывать на разнице курсов, НБУ умудряется покупать валюту с наименьшими затратами, а экспортеры довольны плавной девальвацией гривни. Прогноз на ближайшие месяцы (апрель—май) можно сделать довольно оптимистичный: несмотря на реально существующую долгосрочную тенденцию к девальвации, безналичный курс будет еще долго колебаться вокруг отметки в 5,33, наличный — 5,38.