UA / RU
Поддержать ZN.ua

Клиенты любят успешных

Лишь треть владельцев и директоров предприятий смотрят в близкое будущее с оптимизмом.

Автор: Василий Худицкий

Уверенность в завтрашнем дне - это когда тебе хватает от зарплаты до зарплаты, и что-то остается в запасе. Но сегодня не каждому удается экономить и формировать "финансовую подушку". Таковы реалии малого бизнеса в Украине.

В отличие от большого и среднего бизнесов, имеющих доступ к финансовым ресурсам, развивать малое предприятие несколько сложнее. Об этом свидетельствует опрос владельцев и директоров малого бизнеса, проведенный Клубом деловых людей (Львов) при содействии Фонда "Восточная Европа" и сети партнерских организаций в течение июля-августа нынешнего года.

Прежде всего инициаторов и авторов исследования интересовало реальное состояние малого бизнеса. А как известно, лучший показатель здесь - рост количества клиентов.

Как видно из рис. 1, за последние три месяца, предшествовавшие опросу, малый бизнес больше терял в количестве клиентов, чем приобретал. Например, в сфере торговли количество клиентов выросло только у 29,4% представителей малого бизнеса, у 40,9% опрошенных предприятий оно уменьшилось. Такие изменения, по мнению бизнес-аналитиков, могут быть обусловлены прежде всего низким уровнем сервиса на таких предприятиях. Большинство из них ориентировано только на разовую продажу товара, а не на удовлетворение потребностей клиентов в целом.

Количество и активность клиентов больше всего возрастали у предприятий, которые "видят" своих конкурентов и ведут активную деятельность на рынке. Вместе с тем предприятия, пытающиеся лишь удержаться на нем, больше сосредоточены на решении внутренних проблем.

"Это касается всех сфер малого бизнеса, - рассказывает основатель и председатель Клуба деловых людей Николай Савуляк. - Например, когда-то у нас бытовало мнение, что продавать в сети Интернет намного проще. Сравнив показатели офлайн- и онлайн-торговли, видим, что в обеих сферах похожие проблемы со сбытом, автоматизацией процессов, кадрами и т.п. Поэтому мнение, что налаживание продаж в сети - залог успеха какого-либо предприятия, не для всех правильное.

Показателен рис. 2, из которого видно, что эффективность информационных систем на предприятиях с зафиксированным ростом значительно превышает действенность систем на фирмах, у которых дела ухудшились. Например, торговля постоянно нуждается в операционном управлении. Поэтому здесь большая роль отводится качественным информационным системам и своевременному получению важной информации для принятия управленческих решений.

"Как ни удивительно это звучит, - продолжает Н.Савуляк, - но большинство опрошенных жаловались на отсутствие доступа к качественной информации. В частности, к информации о программах развития для малого бизнеса, об изменениях в законодательстве, об экспортных возможностях, и т.п. Большинство руководителей работает на интуитивном уровне. Это означает, что когда завтра придут конкуренты из Европы, работающие по-современному, они положат украинского предпринимателя на лопатки.

Кроме того, опросы подтвердили, что предприятия, владельцы и руководители которых ставят перед коллективом стратегические цели, работают эффективнее. Они не только предоставляют качественные услуги или вырабатывают качественный товар, но и развиваются, и привлекают больше клиентов. Прежде всего - за счет предприятий, не выдерживающих конкурентной борьбы за рынок.

Для развития малого бизнеса очень важны поиски новых сфер деятельности. За обозначенные три месяца свыше трети предприятий, количество клиентов у которых увеличилось, открыли новые проекты и направления деятельности, предоставляли клиентам больше сервиса и возможностей.

Финансовые ресурсы. Две трети опрошенных представителей малых предприятий заявили о критической, или близкой к критической нехватке финансового ресурса. Особенно важен этот вопрос для предприятий, занимающихся производством. Около 40% предприятий указали на отсутствие ресурсов даже на ремонт текущего оборудования. Это означает, что со временем, если не произойдет качественных изменений, малые производственные предприятия потенциально ожидает моральное старение основных фондов.

Кроме того, как свидетельствуют опросы, на предприятиях, у которых возросло количество клиентов, значительно лучше построена работа с разработкой новых товаров и услуг.

Увеличение количества клиентов непосредственно зависит от системы маркетинга и продаж предприятия. Неудивительно, что предприятия со слабой системой продаж и маркетинга теряли клиентов чаще, чем предприятия с правильно организованной системой работы с клиентами.

Еще одна тема опроса - обеспечение малого бизнеса человеческими ресурсами. Украинскому бизнесу все больше не хватает квалифицированных кадров. За исключением сферы промышленности, откуда их даже увольняют, большинство предприятий малого бизнеса в течение последних трех месяцев почти не нанимали новых работников. По словам опрошенных, возросло количество работников в 21,1% предприятий, уменьшилось - в 11,7% (см. рис. 3 на сайте ZN.UA).

Но перспектива на следующие три месяца в целом оптимистична. Сократить персонал планируют только 4% предприятий, а увеличить - 31,2%. Больше всего планируют привлекать персонал предприятия индустрии гостеприимности (HoReCa) и логистические компании. За ними идут предприятия, работающие на рынке юридических услуг, и агентства недвижимости.

В целом малый бизнес пребывает в состоянии застоя. Примерно лишь треть владельцев и директоров предприятий смотрят в близкое будущее с оптимизмом...