UA / RU
Поддержать ZN.ua

Кластеры — пилюля от деиндустриализации

Конкурентоспособность, производительность и темпы развития, которых нам так не хватает

Автор: Александр Юрчак

Несмотря на 20-летнее присутствие в отечественном экономическом дискурсе, украинские кластеры до сих пор не стали заметным субъектом экономической деятельности. Это очень диссонирует с экономиками развитых стран и не отвечает украинским экономическим вызовам последних восьми лет, когда рост роли малых и средних предприятий (МСП) и их объединений в курсе на ЕС не сходит с повестки дня. Сейчас, во время войны, наши кластеры также мобилизуются и впервые выходят на экономическую арену отдельным субъектом.

Кластеры — это отраслевые территориальные объединения организаций, тесно сотрудничающих в цепочке создания добавленной стоимости (ЦДС) для повышения конкурентоспособности продукции.

Производительность труда, темпы выхода новых продуктов, конкурентоспособность, уровень интернационализации/экспорта у участников кластеров на 10–50% выше по сравнению с внекластерными акторами. Поэтому правительства и уделяют им внимание, кластеры — двигатели экономического развития в ЕС. Сегодня их в Евросоюзе около трех тысяч.

Во время эпидемии COVID-19 кластеры проявили себя в противодействии кризисным явлениям, особенно относительно устойчивости ЦДС. Развитые страны за считанные месяцы сумели наладить производство средств индивидуальной защиты, кислородного оборудования, аппаратов ИВЛ. А в Украине несколько аналогичных попыток наладить новые кооперации были практически безуспешными (аналитика тут).

Роль кластеров во время эпидемии COVID-19 внимательно анализировали соответствующие сообщества, в сентябре 2020 года платформа Industry4Ukraine выпустила «Национальную программу кластерного развития до 2027 года». Авторы доказывают, что кластеры являются мощным инструментом не только в промышленной политике, они играют одну из ключевых ролей в региональной и инновационной политиках и являются основным инструментом смарт-специализации регионов.

Еще до распространения COVID-19, в марте 2019-го, Ассоциация предприятий промышленной автоматизации Украины (АППАУ) обосновала концепцию кластеров ИАМ (инжиниринг—автоматизация—машиностроение) и основала такие кластеры в Запорожье и Харькове.

Летом 2020 года эти наработки и предыдущие инициативы АППАУ были конвертированы в проект ClusteRISE (развитие кластеров ИАМ), поддержанный немецким обществом международного сотрудничества GIZ. Хотя проект нацеливался только на Запорожье и Харьков, он способствовал появлению промышленных кластеров в Киеве, Виннице, Николаеве и Сумах. GIZ стимулировало появление новых кластеров в Львове, Ровно, Чернигове, Донецкой и Луганской областях. Речь идет о легкой, химической, агропищевой промышленностях, производстве керамики. В целом в тот период в Украине были зарегистрированы 16 кластеров, все производственного направления.

В марте 2021-го вышла еще одна работа экспертов платформы Industry4Ukraine — «Лучшее сотрудничество как ответ на вызов деиндустриализации регионов». Она дает четкий сигнал ряду областных администраций, что их региональные стратегии до 2027 года не содержат каких-либо серьезных ответов на вызов деиндустриализации регионов. Отчет делает акцент на том, что анализ и фиксация массовой деиндустриализации в региональных стратегиях есть, а вот действий в ответ практически нет. Многочисленные обращения Industry4Ukraine в Минэкономики, Минстратегпром, Минцифры и другие министерства остались без ответа. Не формировались промышленные и другие политики, которые должны были бы синхронизировать действия бизнес-сообществ с правительственными.

Украинский кластерный альянс. Первые результаты

24 марта 2022 года на общем собрании кластеров были приняты решения о создании Украинского кластерного альянса (УКА). Это первое формализованное объединение 30 кластеров Украины (1800 предприятий). Руку помощи УКА протянул Европейский кластерный альянс (ЕКА) и представители Еврокомиссии. Совместно с ними и представителями сети ENN-Ukraine и ТПП Украины был создан маркетплейс Support Ukraine. УКА разработал и начал реализовывать три главные стратегии.

  1. Мобилизация МСП вокруг общих целей экономического фронта.
  2. Укрепление ЦДС критических индустрий.
  3. Широкая интернационализация кластеров.

Главные результаты Украинского кластерного альянса за два месяца:

  1. членство в ЕКА открыло УКА двери многочисленных европейских структур и бизнес-ассоциаций;
  2. ассоциация «Укрлегпром» достигла первых договоренностей об интеграции в ассоциацию EuraTex;
  3. АППАУ присоединилась к американо-европейской CSIA, которая открывает свои рынки украинским инжиниринговым компаниям;
  4. налажен системный диалог с национальными кластерными ассоциациями Польши, Румынии, Чехии, Литвы — проходят десятки В2В встреч.

Благодаря инициативам УКА и платформы Industry4Ukraine в Украине развивается европейская сеть Digital Innovation Hubs, которая сейчас сама поддерживает МСП. Первые гранты (60 тыс. евро) получат четыре МСП в мае, а потенциал УКА — сотни таких грантов. В общие задачи фандрейзинга в развитии инновационной экосистемы промсекторов уже вовлечены десятки лучших экспертов от ассоциаций, университетов, НИИ страны.

Развитие этих направлений продолжается в прямом диалоге и при поддержке представителей Еврокомиссии. Но в этом диалоге практически отсутствует правительство, и привлечь чиновников к нашим инициативам трудно.

Предложения правительству

Создание функции GR (отношений с правительством) — в повестке дня УКА. Предметом широкого экспертного обсуждения должны быть системные проблемы государственных политик, не решаемые годами. Сформулируем пять общих задач.

  1. Правительству и Верховной Раде уже в этом году следует утвердить нормативно-правовые положения поддержки промышленных кластеров Украины на уровне промышленной, инновационной и региональной политик.
  2. Разработать специальную программу поддержки промышленных МСП — приоритетный вызов Кабмина. Сегодня правительство предлагает много мер поддержки, но есть несколько недостатков: фрагментарность, отсутствие приоритетов, игнорирование механизмов ЦДС. Например, есть риторика о послевоенном восстановлении, но как МСП дожить до этого времени? Рабочие места и заказы нужны уже сейчас.
  3. Кластеры УКА готовы брать на себя большую часть задач по интеграции в ЕС легкой промышленности, мебельной, пищевой и перерабатывающей отраслей, инжиниринга и машиностроения. Но мы не можем развивать этот индустриальный диалог без правительства, консолидация необходима как можно быстрее, также нужно разработать госстратегию интернационализации, интеграции украинских промсекторов в европейские ЦДС.
  4. Финансовая поддержка кластерных организаций. Раньше наше государство никогда не фокусировалось на кластерном развитии. Между тем именно благодаря господдержке кластеры соседних европейских стран получали первый толчок к росту. Это миллионы евро в год. В Украине, похоже, кроме немецкого GIZ, никому наши кластеры не нужны. Правительству необходимо быстро исправлять эту ситуацию, прежде всего из-за значительного расширения международной финансовой помощи.
  5. Ускоренный переход промышленных МСП на европейские принципы двойного цифрового и зеленого перехода также должен быть среди приоритетов. Этот переход сегодня получает новый смысл — речь о выживании МСП. Государство и раньше не могло обеспечить финансирование R&D в промышленности, а сейчас инвестиции упали до нуля. Таким образом, в несколько раз более активное участие наших МСП в европейских грантовых программах — едва ли не единственный шанс сохранить рабочие места разработчиков, ученых и исследователей.

УКА готов содействовать реализации этих инициатив всеми своими ресурсами, экспертизой, предыдущими наработками. Но правительство тоже должно двигаться навстречу бизнесу. Только вместе мы можем поднять наше кластерное движение на заслуженный европейский уровень.

Больше статей Александа Юрчака читайте по ссылке.