UA / RU
Поддержать ZN.ua

КЕРЧЕНСКИЙ АНАЛОГ ЕВРОТОННЕЛЯ

В повестку дня предстоящего заседания Смешанной украинско-российской комиссии по сотрудничеству...

Автор: Николай Семена

В повестку дня предстоящего заседания Смешанной украинско-российской комиссии по сотрудничеству внесен вопрос о заключении соглашения между Кабинетом министров Украины и правительством Российской Федерации о строительстве и эксплуатации транспортного железнодорожного подземного перехода через Керченский пролив «Крым—Кубань». Таким образом, из нескольких вариантов перехода до межгосударственных переговоров реально дошел только проект подземного тоннеля…

Как рассказал корреспонденту «Зеркала недели» генеральный директор научно-производственной фирмы «ЭСПО» Николай Глухов, который три последних года руководит группой ученых, разрабатывающих проект тоннеля, в январе нынешнего года делегация Крыма провела встречу с представителями Краснодарского края, на которой обсуждены варианты проекта и решено, что руководство региона со своей стороны будет инициировать рассмотрение и утверждение проекта в правительстве РФ. Напомним, что раньше участие Краснодарского края в обсуждении и реализации проекта практически исключалось, а из-за политических амбиций первенство отдавалось правительству Москвы. Однако к положительным результатам это так и не привело.

Сейчас уже пройден самый важный этап проектирования, который дал возможность сформулировать совершенно новые подходы к проблеме. Условия Керченского пролива ставят проектантов в жесткие рамки: во-первых, не должно быть нарушено экологическое равновесие, условия нереста и обитания множества пород рыбы, обмена масс воды. Во-вторых, не должны ухудшиться и без того сложные условия судоходства, обеспечивающие не только перевозку грузов, но и перемещение судов и буровых платформ для добычи нефти в Азовском и Черном морях. Этим условиям соответствует только проект тоннеля. Кроме того, по словам Николая Глухова, он в два раза дешевле, чем проект моста, и обладает абсолютной надежностью, удобством и экологичностью.

По предварительным расчетам, стоимость строительства подземного тоннеля составит порядка 780 млн. долл. (напомним, что проект моста оценивался в 1,5—2 млрд.!), а проектный прогноз ежегодного оборота грузов при задействовании только Керченского и Феодосийского морских портов может достичь 150 млн. тонн.

Г-н Глухов говорит, что проект тоннеля за истекшее время уже не только разработан в самых мелких деталях, но узловые его моменты подвергнуты экспертизам. Крымская академия природоохранного и курортного строительства провела несколько комплексных оценок его воздействия на окружающую среду. Разработаны технологии инвестирования строительства, управления эксплуатацией. По согласованию с краснодарской стороной, изменено даже название проекта: теперь переход именуется не «Крым—Кавказ», как раньше, а «Крым—Кубань».

Теперь речь идет о создании ЗАО по строительству тоннеля, на сей раз с участием Краснодарского края. Прежнее, созданное еще в 2001 году ЗАО «Керченский мост», доли в котором были распределены между правительством Москвы (74 процента) и Фондом имущества Крыма (26 процентов), не приступило не то что к реализации проекта, но даже к обоснованию его вариантов. Что будет на сей раз?