UA / RU
Поддержать ZN.ua

Каверна

Привлечение инвестиций можно сравнить со строительством моста. По сути дела, инвестиции — это не просто вложение денег, а скорее — создание новой коммуникации, которая обязательно должна быть надежной...

Автор: Иван Альперин

Привлечение инвестиций можно сравнить со строительством моста. По сути дела, инвестиции — это не просто вложение денег, а скорее — создание новой коммуникации, которая обязательно должна быть надежной. И если надежность строительного сооружения определяется прочностью соединения железобетонных блоков, то крепость рыночных, а в данном случае — финансовых, связей не в последнюю очередь зависит от безупречной репутации партнеров. Поэтому малейшее, даже малозаметное пятнышко на ней вполне сопоставимо с притаившейся в недрах несущих конструкций каверной. И то, и другое может обрушить даже самый масштабный проект в любой момент.

Так, дефект всего лишь одной колонны привел к многочисленным жертвам во время обрушения московского «Трансвааль-парка». А финансовые рынки всего мира сейчас трясет из-за того, что глава ЦБ Японии держал часть своих личных средств в фонде, которым руководил человек, находящийся под следствием по обвинению в инсайдерской торговле. Об этом всегда нужно помнить госчиновникам, пытающимся модернизировать целые отрасли за счет активного использования рыночных инструментов.

Планов громадье

Состоявшаяся в апреле этого года коллегия «Укравтодора» продемонстрировала, что ее нынешнее руководство отдает себе отчет в том, какой должна быть ответственность менеджмента предприятия с годичным бюджетным финансированием почти в 9 млрд. гривен. (Просто для сравнения скажем, что эта сумма превышает государственные затраты на образование и оборону страны вместе взятые.) Выступление руководителя главного автодорожного ведомства Вадима Гуржоса было в меру самокритичным, вместе с тем несло в себе позитивный заряд уверенности в том, что компании многое по плечу. Причем озвученные планы по километражу планируемых к реконструкции дорог и отстроенных новых автомагистралей наглядно показывали, что это «многое» не сведется к филологическим новациям типа замены простого понятия «ямковость» на мудреное словосочетание «ликвидация последствий сезонного разрушения транспортных коммуникаций». Прозвучала в отчете руководителя «Укравтодора» и трезвая констатация: несмотря на явное улучшение с поступлением бюджетных средств, наблюдаемое в последнее время, выделенных государством финансов все равно не хватит для успешного выполнения возложенных на ведомство функций.

Выход очевиден: необходимы дополнительные инвестиции. Следует сказать, что первый опыт привлечения заемных средств был достаточно успешным. Год назад «Укравтодор» провел тендер, победителем которого стал Deutsche Bank, предоставивший кредит на сумму 100 млн. долл. сроком на 10 лет для достройки автобана Киев — Одесса. В нынешнем году для строительства и ремонта автодорог, в том числе Харьков — Днепропетровск, Киев —Ковель, Киев — Кипти — Бачевск и все той же трассы Киев — Одесса, планируется привлечь 1,8 млрд. грн. Список банков, собиравшихся и принявших участие в новом тендере, более чем солиден, среди них старый знакомый немецкий Deutsche Bank, американский Citibank, британский Credit Suisse First Boston, французский Credit Lyonais и голландский ING.

На первый взгляд, картина более чем привлекательная. Солидная государственная компания, опираясь на успешный опыт использования кредитных ресурсов и государственные гарантии, привлекает весомые иностранные инвестиции под масштабные проекты. Но в том-то и дело, что внутри всей этой конструкции притаилась злополучная «каверна», маленькое пятнышко на мундире «Укравтодора», способное при случае не оставить и камня на камне от бизнес-репутации главного автодорожного ведомства страны. Имя этого пятнышка — дочернее предприятие «Укрдорпостачсервіс» Открытого акционерного общества «Державна акціонерна компанія «Автомобільні дороги України», которая, в свою очередь, является 100-процентной «дочкой» Государственной службы автомобильных дорог «Укравтодор».

Долги вам…

Уже было сказано, что в своем недавнем выступлении на коллегии «Укравтодора» его глава был достаточно самокритичен. Во всяком случае, он не скрывал того факта, что ГАК «Автомобільні дороги України» имеет непогашенные финансовые обязательства на сумму порядка 300 млн. гривен. В связи с чем и был произнесен тезис о необходимости восстановления платежеспособности ГАК и ее досудебной санации. Правда, в качестве главной причины возникновения этих долгов были названы действия «дореволюционного» руководства Минтранса, буквально навязывавшего кредиты любимой «дочке» автодорожного ведомства.

Не станем оспаривать этого тезиса в части действий Минтранса. Однако позволим себе заметить, что просроченные финансовые обязательства имеет не только ГАК «Автомобільні дороги України». В частности, назовем вышеупомянутое дочернее предприятие «Укрдорпостачсервіс», относительно которого Хозяйственный суд г. Киева открыл дело о банкротстве. Причина «финансового обезвоживания» государственного предприятия, скорее всего, банальна до неприличия. Во всяком случае, по словам заместителя главы правления КБ «Місто Банк» Ивана Демченко, таким образом автодорожники пытаются уклониться от судебного решения, предписывающего ДП «Укрдорпостачсервіс» вернуть долги по кредиту, полученному его партнером ООО «Тревел-груп» в «Місто Банку».

История же сделки такова. В августе 2004 года ООО «Тревел-груп» заключило с КБ «Місто Банк» договор о получении кредита в 2 млн. гривен. В обеспечение обязательств по кредиту они также подписали между собой соглашение о залоге имущественных прав по договору о поставке, заключенному между «Тревел-груп» и ДП «Укрдорпостачсервіс». Если короче, то схема сделки выглядела так: банк предоставляет фирме «Тревел-груп» кредит, фирма на эти деньги закупает и поставляет «Укрдорпостачсервісу» продукцию; в случае, если фирма не сможет вернуть кредит, банку переходят те средства, которые «Укрдорпостачсервіс» должен был заплатить за поставленную продукцию.

…деньги нам

То, что частная фирма не вернула кредит, факт прискорбный, но не удивительный. Но смущают два других обстоятельства. Во-первых, то, что сотрудники «Укрдорпостачсервісу» пошли на нарушение кредитного договора и какое-то время перечисляли деньги за поставленную ООО «Тревел-груп» продукцию на счета, не предусмотренные соглашением (об этом говорится в постановлении прокуратуры Голосеевского района г. Киева о возбуждении уголовного дела №51-1277 по «факту совершения мошеннических действий работниками ДП «Укрпостачсервіс» и ООО «Тревел-груп»).

Во-вторых, после того как «Тревел-груп» подал иск о взыскании долга, представители государственного предприятия не поставили суд в известность о том, что эти права и по договору, и по уже вступившему в действие более раннему судебному решению хозяйственного суда принадлежат КБ «Місто Банк».

Впрочем, всякое смущение пропадает после ознакомления с постановлением о возбуждении уголовного дела, в котором черным по белому написано: «в ході перевірки зібрано достатні дані, які свідчать про те, що працівники ДП «Укрдорпостачсервіс» та ТОВ «Тревел-груп» з метою неповернення кредитних коштів вступили між собою у змову та шляхом шахрайства заволоділи коштами банку в особливо великих розмірах».

При дальнейшем ознакомлении с материалами, относящимися к фигурантам данной истории, возникает чувство неловкости за руководство «Укравтодора». Ведь бюджетные средства перечислялись поставщикам, не просто имеющим сомнительную репутацию, а и вовсе находящимся в розыске. Оказывается, еще в 2002 году нынешний директор ООО «Тревел-груп» некто Сергей Иванов уже осуществил подобный «финт». Тогда он был учредителем другого предприятия и под залог грузового автомобиля и прицепа был получен кредит, после чего заложенное имущество было продано, а заемщик скрылся в неизвестном направлении.

Комментарии в складывающейся ситуации были бы отнюдь не лишними. Увы, руководство «Укравтодора» не находит времени на то, чтобы прокомментировать ситуацию. Поэтому приходится делать выводы об этой истории исключительно на основании имеющихся документов.