UA / RU
Поддержать ZN.ua

Касты налогоплательщиков. Право быть плательщиком НДС стало почти почетным

В помощь налогоплательщикам издан весьма обширный многостраничный труд «Научно-практический комментарий к Налоговому кодексу» под общей редакцией, как и полагается, премьер-министра Николая Яновича Азарова.

Автор: Сергей Бочкарев

В помощь налогоплательщикам издан весьма обширный многостраничный труд «Научно-практический комментарий к Налоговому кодексу» под общей редакцией, как и полагается, премьер-министра Николая Яновича Азарова, «в обрамлении» докторов и профессоров от экономики. Несмотря на столь объемный список уважаемых людей с перечислением регалий и заслуг, стиль «дополнительной информации, предлагаемой в помощь налогоплательщику», напоминает типовые «налоговые консультации», в которых инспекция районного масштаба ограничивается цитированием известной ранее статьи закона, но никакой ясности в происходящее не вносит, и никакой ответственности на себя не берет.

А ведь ожидали совсем другого результата «научно-практического комментирования». Хотелось получить не очередную инструкцию налогового ведомства, которую надлежит принять к исполнению, а ответы на вопросы, почему та или иная норма сформулирована именно таким образом и как - зная внутреннюю логику процесса в нестандартных ситуациях - ее следует применять. Тем более что время идет вперед, и через некоторое время никто не будет помнить, кто и какие положения НК лоббировал, какие государственные, корпоративные интересы и личные амбиции в него закладывал.

На самом деле проблемы с «научно-практическим приложением» Налогового кодекса начинаются с его «общих положений». В качестве базовых целей ст. 4 одновременно предлагает использовать «фискальную дос­таточ­ность» (4.1.5), то есть «установление налогов и сборов с учетом необходимости достижения сбалансированности расходов бюджета с его доходами», и одновременно «социальную справедливость» (4.1.6), то есть «уста­­новление налогов и сборов в соответствии с платежеспособностью налогоплательщиков». Причем вывод о том, что тут первично, а что вторично, не делается ни в НК, ни в «Научно-практических комментариях» к нему. Присутствуют некоторые общие рассуждения на тему, что «при всем приоритете социальной политики не стоит забывать о нуждах государства». Причем завершается все вполне казенной фразой: «Граница налогового регулирования заканчивается при исполнении обязанности относительно уплаты налога или сбора», которая не может являться итоговым выводом. Скорее, типовой отпиской. Позвольте, но ведь от этого принципиальным образом зависит дальнейшее развитие событий. Вариантов «фис­кальной политики» множество: от господствующей сегодня «государственнической» точки зрения «Не надо меньше тратить - надо больше зарабатывать» до лозунга времен социализма «Экономика должна быть экономной». В том и другом случае выживают совершенно разные участники процесса.

Продвигаемся далее от теоретических выкладок к практике. Вроде бы НК провозглашен документом прямого действия, не требующим каких-либо подзаконных актов и разъяснений. Действительно, по большинству требований к налогоплательщикам это вполне соответствует действительности. Например, возьмем п. 139.1.12: среди прочего в расходы, не учитываемые при определении налогооблагаемой прибыли, не включаются «затраты, понесенные в связи с приобретением товаров (работ, услуг) у физического лица - предпринимателя, который платит единый налог». Все четко и однозначно, ну что тут скажешь.

Теперь попробуйте почитать пункт в пользу добровольного желания налогоплательщика зарегистрироваться плательщиком НДС (183.4): «Субъекты, которые переходят на общую систему налогообложения с упрощенной системы налогообложения при условии, что такие субъекты соответствуют требованиям, определенным п. 181.1 ст. 181 или п. 182.1 ст. 182 этого раздела, которые не предусматривают уплату налога, подают регистрационное заявление одновременно с подачей заявления об отказе от использования упрощенной системы налогообложения». При этом в п. 181.1 речь идет о том, что предприниматель обязан зарегистрироваться плательщиком НДС по достижении оборота в 300 тыс. грн., а в п. 182.1 - что предприниматель не может по собственному желанию зарегистрироваться плательщиком НДС при несоблюдении ряда условий (предприятию менее 12 месяцев, доля оборота с плательщиками НДС менее 50% и т.д.). Т.е. статьи с ограничениями понятны. Теперь перечитайте еще раз пункт 183.4. У вас сложилось впечатление, что вы можете зарегистрироваться плательщиком НДС в любом случае, несмотря на эти ограничения (181.1 и 181.2)? Или только с учетом этих ограничений? Или вам предстоит читать этот пункт вместе с налоговой инспекцией и спорить по поводу расстановки знаков препинания?

На этой почве право быть плательщиком НДС стало почти почетным. Теперь за индивидуальный налоговый номер идут жесточайшие баталии, чуть ли не до суда. Потому что в дополнение к имевшемуся ранее условию (ныне - ст. 181.1) об обязательной регистрации плательщиком НДС по достижении оборота в 300 тыс. грн. добавились существенные ограничения, если вы вдруг решили это сделать заранее и по доброй воле (смотри ваше). Решение проблемы попадания в когорту плательщиков НДС описывается через систематическое сотрудничество с ними, хотя им такое сотрудничество невыгодно.

Выход предполагается один: 12 месяцев жить праведником, работать исключительно в рознице с конечными потребителями (которым безразличен НДС-статус продавца), исправно пополнять казну дополнительными налогами взамен налогового кредита, и наконец появляется надежда на путевку в «большую жизнь»: желанное свидетельство с двенадцатью цифрами. Этакий испытательный срок для юных сорванцов.

В комментариях к незабвенному НК подобные ограничения учтиво оправдываются необходимостью «упрощения порядка администрирования налога на добавленную стоимость». Хотя можно было себе позволить сформулировать процесс и более понятным и доступным языком: невозможно бороться с существующей сегодня огромной толпой. Чтобы навести в ней порядок, ее нужно сначала проредить, а затем установить для оставшихся жесткие правила игры. Нечто подобное происходило на рынке алкоголя в 90-е годы, когда появился минимальный размер площади торговой точки в 21 м2. Ибо невозможно было регулировать и призывать к ответственности каждую бабушку у станции метро.

Для прореживания существующей «толпы» плательщиков НДС существует обширная ст. 184: вы можете сдать свое свидетельство плательщика НДС по доброй воле, если объем ваших операций за последние кризисные 12 месяцев упал ниже 300 тыс. грн. Или вам помогут это сделать, если «вас не нашли по месту регистрации», ваши декларации за последние 12 месяцев были чисты или объем вашего сотрудничества с плательщиками НДС упал ниже половины от общего объема реализации. Во всех этих случаях вам предстоит освободить место в цепочке НДС для более достойных представителей. А при аннулировании регистрации - авральная «условная продажа» всех активов, по которым остался налоговый кредит, с обязательством доплатить в бюджет живыми деньгами соответствующую сумму. И самое печальное, что в будущем все эти подвиги никак вам не зачтутся: начинать очередное восхождение в касту «плательщиков НДС» придется на общих основаниях.

Мы именно к этому варианту стремились? Формируются две практически не пересекающиеся между собой касты «плательщиков НДС» и прочего «плебса», которому остается работать исключительно на уровне единоналожников - базарных торговцев. Причем перемещение между кастами предписывается помимо вашего желания. В антимонопольном законодательстве все это имеет достаточно четкую формулировку: «создание дополнительных барьеров на пути вхождения в рынок».

На сегодня уже с некоторой теплотой вспоминаются первые попытки навести порядок в НДС. В 2003 году все тот же Николай Янович предлагал ввести дополнительные НДС-счета с целью отделить средства НДС от общего оборота предприятия. В «едином демократическом порыве вся предпринимательская общественность» заклеймила подобные попытки и продолжила «демократическую» практику конвертационных центров. Наткнув­шись на непреодолимое политическое препятствие в сфере изменения законов, налоговая администрация двинулась по пути совершенствования собственных нормативных актов. Путь выделения специализированных НДС-счетов был признан «болгарским вариантом, который нам не подходит, да и вообще не способствует наведению порядка». Наш метод - Единый государственный реестр налоговых накладных (ЕГРНН). По этому пути отечественная налоговая администрация планомерно двигалась последние шесть лет. У нынешних ее последователей просто выбора другого не было, кроме как продолжить линию предшественников - Единый общеукраинский кассовый аппарат для всей оптовой и розничной торговли. «Плательщик налога - продавец обязан предоставить покупателю налоговую накладную после регистрации в ЕГРНН. Датой и временем предоставления налоговой накладной… являются дата и время, зафиксированные в соответствующей ответной электронной квитанции о регистрации». Прелести всей этой процедуры большинству отечественных предпринимателей еще предстоит ощутить. По окончании «переходных положений».

Чем страшен «кассовый аппарат»? Не своим присутствием, хотя время от времени склонен ломаться. И даже не стимулом к «честной жизни». Он страшен бюрократией. Нажал не ту кнопку - напиши десять актов с привлечением понятых, что ты это сделал не по злому умыслу. Поку­патель вернул товар - потребуй с него паспорт с пропиской и заявление в письменном виде. Часть товара не довез перевозчик до места назначения - начинай судебную тяжбу, потому что аннулировать и полностью переделать документы уже невозможно, можно лишь «откорректировать» по­током новых. Как известно пользователям ЭККА, операция «стор­но» (аннулирование) запрещена давно и надолго. Акты и объяснительные по неосторожным действиям подкалываются в журнал, а еще лучше - «доводятся до сведения соответствующего отдела налоговой инспекции». Все эти прелести, доступные ранее только в рознице, скоро в полной мере испробуют члены-корреспонденты ЕГРНН. Единст­венное отличие - в новомодном «электронном» исполнении. Столь рядовой операции в оптовой торговле как «частичный возврат товара, который плохо продается», в ближайшей перспективе предстоит стать просто верхом бухгалтерского бюрократического искусства…