UA / RU
Поддержать ZN.ua

Кассовая бутафория в IT-обертке

Распределенная компьютерно-кассовая система в исполнении законопроекта о либерализации наличных расчетов №4117а - одна из схем минимизации налоговых платежей и выкачивания денег за навязанные бизнесу услуги.

Автор: Константин Левицкий

За бедного "единщика" замолвите слово

Прошедший год был ознаменован событием, взволновавшим всю торговую общественность: государство приступило к планомерному внедрению кассовой техники в малый бизнес. В течение 2015–2016 гг. плательщики единого налога второй и третьей групп (приблизительно 600 тыс. предпринимателей) обязаны были перейти на расчеты с использованием регистраторов расчетных операций (РРО). Масштабы расширения кассового рынка (3–4 раза) вызвали живой интерес со стороны бизнес-структур, мечтающих его "освоить". Причем не просто захватить рынок, отодвинув конкурентов, а так утвердиться, чтобы постоянно на нем присутствовать в качестве связующего звена между предпринимателями и налоговой.

Первая революция в сфере РРО прошла еще в 2010–2013 гг. Тогда стараниями "регионалов" была проведена тотальная замена действующих РРО на кассовую технику, работающую в системе подачи электронной отчетности на платной основе через коммерческих посредников - так называемых информационных эквайеров Национальной системы массовых электронных платежей (НСМЭП, ныне "ПростірТМ"). В частности, в закон об использовании РРО в сфере торговли, общественного питания и услуг №265/95-ВР была внесена на первый взгляд нейтральная норма о применении в РРО "технологии НБУ". В основе технологии имени уважаемого ведомства лежал способ передачи данных РРО, описанный в патенте №62532, автором которого совершенно случайно (бывает же такое!) оказался один из учредителей производителя кассовых аппаратов ООО "Юнисистем". Использование запатентованного способа передачи данных автоматически сделало всех субъектов кассового рынка заложниками изобретательного собственника патента.

Впрочем, это не помешало Минфину приказом от 8 октября 2012 г. №1057 закрепить указанный способ передачи данных и ввести беспрецедентную норму, предоставившую право информационным эквайерам самостоятельно устанавливать периодичность отчетности РРО и тарифы за свои услуги. В спешке реформирования кассового рынка авторы нововведения не удосужились унифицировать электронные форматы чеков, что не позволило Государственной фискальной службе (ГФС) в автоматическом режиме обрабатывать информацию РРО (около 3–4 млн копий чеков в день), но зато создало рабочие места для ее ручной обработки.

Подача налоговой отчетности в виде электронных документов давно не является ноу-хау в стране: в такой форме предприятия передают декларации через Интернет непосредственно в налоговые органы. И только отчетность РРО передается в ГФС через коммерческих посредников - эквайеров за дополнительные деньги. В результате этого в масштабах страны в частных структурах оседают десятки миллионов гривен.

На неправомерность сбора налоговой информации коммерческими посредниками, которые не являются налоговыми агентами, а также исключения автоматизированной системы "Единое окно подачи электронной отчетности" из коммуникации налогоплательщиков с ГФС (в части подачи отчетности РРО) указала СБУ в письме на имя премьер-министра от 24 июня 2015 г.

Казалось бы, после смены власти в 2014 г. есть чем заняться защитникам бизнеса, закона и государства. Но… изменений не последовало, основанные на законодательных новшествах схемы "семьи" успешно действуют и поныне.

Обман в блестящей обертке…

Пример продавливания через законодательную власть нужных решений оказался заразительным. Уже готово к реализации новое масштабное "ноу-хау" - "распределенная компьютерно-кассовая система (РККС)" как современная разновидность РРО - спасителя малого бизнеса, обкатанное ранее на "Укрзалізниці" и "Укрпочте".

Как в условиях серьезной конкуренции зайти на рынок (да еще какой!) при отсутствии знаний, опыта, производственной базы? Очень просто: убедить законодателей в ненужности кассовых аппаратов в их традиционном исполнении и для этого назвать планшет, телефон или еще что-нибудь (не имеет значения, что именно) фискальным устройством. Но при этом малый довесочек… в виде оплаты услуг некоего посредника, взимающего оброк за инсталляцию и поддержку уникальной чудодейственной программы, превращающей любые гаджеты в… суперсовременные РРО. Главное - написать, что эти устройства будут дешевыми и что вся идея пронизана исключительно заботой о бедном "единщике".

И ведь сработало - поверили на слово. Даже глава ГФС настолько проникся "революционной" идеей, что уже в декабре 2015-го утвердил в плане деятельности фискальной службы на 2016 г. подготовку проекта постановления КМУ "Об утверждении требований в отношении реализации фискальных функций РККС, используемыми для расчетных операций в сфере торговли, общественного питания и услуг". И это при том, что на тот момент ни в одном законе или законопроекте не существовало даже упоминания о такой чудодейственной "РККС".

И вот 19 февраля 2016 г. в ВР был зарегистрирован законопроект №4117а "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно либерализации наличных расчетов". У законопроекта 27 официальных авторов, в числе которых практически весь состав налогового комитета, главы трех комитетов ВР, глава депутатской фракции... Не всякий законопроект имеет такую мощную поддержку. Уж больно привлекателен ожидаемый результат.

Пояснительной запиской к "революционному" законопроекту презентуется внедрение в фискальный учет наличных платежей технологии, не имеющей аналогов в мире. Теперь предпринимателю нет необходимости приобретать и применять привычные РРО, ведь законопроект допускает в качестве регистрирующих терминалов использовать то, что есть под рукой, - планшет, смартфон и т.д. "Революционное" новшество позволяет бизнесу забыть не только о защите и хранении фискальной информации, но даже о печати чеков для покупателей. Государственные же интересы, похоже, учтены только традиционной фразой "реализация законопроекта не требует расходов из госбюджета".

Согласно законопроекту, РККС - это разновидность РРО, составные части которого - "терминал" и "серверы" - принадлежат неопределенному кругу лиц. Права, обязанности и ответственность этих лиц законопроектом не определены, а понятие "цифровая подпись" юридически несостоятельно. Тот, кто владеет "сервером", не несет ответственности за сохранение и достоверность налоговой информации. А вот с предпринимателя ответственность никто не снимает, в том числе и за действия (или бездействие) нового посредника-хранителя-распорядителя этой информацией, услуги которого придется оплачивать (дополнительно к услугам существующих информационных эквайеров). В законопроекте столько неопределенностей и несогласованностей с другими законами Украины, что их простое перечисление займет несколько страниц.

Но зато в определении РККС и содержится главная идея - наличие центральных компьютерных средств (серверов). Вот золотая жила! И потечет по ней не один ручеек. Абонентная плата за подключение "терминалов" - это святое. И поверьте, будет она немалой. А самое главное, никакой ответственности за сохранение данных, никакого сервисного обслуживания, ежегодной технической экспертизы и пломбирования. Делай, что хочешь. Очень интересно знать, сколько будет стоить услуга "делай, что хочешь"? Становится не по себе от примитивного обмана, с помощью которого страну готовы ввергнуть в полный хаос в сфере контроля за наличным обращением ради коммерческих интересов предприятий-посредников.

Однако цель поставлена, методика продавливания через законодательную власть нужных решений отработана, осталось облачить идею в форму закона. Заседание профильного комитета проводилось странным образом. Представители КМУ, Минфина и ГФС на заседании комитета не присутствовали: забыли прийти или их забыли пригласить? А может, и не забыли. А ведь именно на исполнительную власть ложится ответственность за внедрение закона, затрагивающего интересы государства, бизнеса и миллионов граждан (покупателей). Правительство свое заключение вообще не представило. Заключение главного научно-экспертного управления поражает своей простотой и наивностью, так как вместо экспертной оценки содержит выдержку из пояснительной записки к проекту закона.

И хотя проект решения комитета включал создание рабочей группы для доработки законопроекта, в опубликованном решении создание рабочей группы отсутствует. Законопроект получил одобрение профильного комитета ВР на его включение в повестку дня четвертой сессии.

…и нищета законопроекта

Чем же так покорило законодателей предлагаемое техническое решение в виде РККС? Оказывается, новизной. Просто гордость распирает при прочтении пояснительной записки к законопроекту. И эта новация, заверяют авторы, обеспечит детенизацию наличных расчетов и повысит позицию Украины в рейтинге легкости ведения бизнеса Doing Business. А заключается новация в том, чтобы использовать в качестве кассового терминала смартфоны и другие гаджеты. Наконец-то предприниматели вздохнут с облегчением - найдено дешевое фискальное звено, которого так не хватало. Ни одна страна в мире не может позволить себе такой роскоши, а мы можем. Мы готовы.

И ничего, что во всем мире используются кассовые системы с обязательной печатью чека в месте проведения расчетов, - мы защитим права потребителей, но по-другому, по-современному. Планшет, понятно, печатать не может, поэтому мы сформируем чек на удаленном сервере и предоставим покупателю вместо чека… электронное сообщение. То есть не сам чек в электронном виде, а лишь его реквизиты, по которым к чеку можно получить доступ. Зачем покупателю при расчете за товар знать, за что он платит деньги, что и по какой цене ему посчитали и будут ли обеспечены гарантии на приобретенное? Как-нибудь доберется до Интернета и, может быть, узнает.

И ничего, что в 28 странах мира передача электронных копий чеков осуществляется с места проведения расчетов (а не с сервера) и в едином цикле с печатью чека, а аутентификация (подтверждение подлинности) источника информации (РРО) осуществляется электронной цифровой подписью. На планшете электронную цифровую подпись реализовать невозможно, поэтому мы придумаем некую "цифровую подпись", и не планшета, а РККС. И ничего, что во всех странах передача электронной отчетности в госорган осуществляется по защищенным каналам связи, а не коммерческому посреднику по открытым каналам связи в незащищенном виде. А то, что поданная информация может быть недостоверной и ее никак нельзя проверить, то это пусть останется проблемой налоговой.

Мировой опыт в области защиты информации свидетельствует, что невозможно создать защищенное от несанкционированных изменений устройство на основе компьютерных средств общего использования с любым программным обеспечением (в том числе Windows или Android). Прямой запрет на применение систем общего использования для надежной защиты информации содержится в Директиве ЕС CWA 14365-2:2004 (с 1 июля 2011 г. введена в действие в виде ДСТУ CWA 14365-2:2009). Это, как говорится, красная черта, за которую нельзя заступать. Иначе защита налоговой информации, обрабатываемой в подобных системах, превращает в профанацию нормы, установленные Законом Украины "О защите информации в информационно-телекоммуникационных системах". К чему приводит игнорирование этих норм, показала недавняя новость об утере ГФС 3000 гигабайт (!) информации из баз данных.

Проект закона предлагает заменить кассовый чек электронным сообщением (с реквизитами чека), по которому потребитель сможет самостоятельно зайти на сервер и распечатать из базы данных свой чек. Что должен сделать покупатель, чтобы его осчастливили доступом к серверу? Правильно, передать свои персональные данные (номер телефона, адрес электронной почты и т.д.) продавцу и получить электронное сообщение. Если в этот момент у вас будет Интернет, вы получите ваш не имеющий юридической силы чек. Если Интернета нет, то добро пожаловать в интернет-клуб. Кстати, до покупки, согласно п. 4 ст. 4 Закона "О защите персональных данных", между покупателем - собственником персональных данных и продавцом/магазином/киоском - распорядителем персональных данных должен быть заключен договор в письменной форме. При этом все продавцы, работающие с РККС, сразу нарушают закон о защите персональных данных, так как будут передавать их третьим лицам - владельцам сервера, что прямо запрещено законом. Но это неважно, забудьте. Самое главное - заявить о неукоснительном выполнении гарантированного Конституцией права защиты потребителя…

Из текста законопроекта не понятно, на кого регистрируется РККС как фискальное устройство, как не понятно и то, должны ли предприниматели регистрировать свои телефоны и планшеты и где именно. Но и это, похоже, для авторов проекта неважно.

Законопроект явно не ставит своей целью действенный контроль государства за наличным обращением, как и защиту прав предпринимателя и потребителя. Его основная цель - обеспечение коммерческих интересов посредника.

Печальный опыт

Мы не против технического прогресса, но вопросы остаются. В профильном комитете об этом известно, но там закрывают глаза даже на нарушение постулата об обязательной защите информации в точке ее зарождения. Увы, обычный смартфон не снабжен фискальным блоком с криптографией. Поэтому никто не назовет достоверной информацию, полученную от него удаленным сервером по открытым каналам связи. Ведь от того, что ее потом зашифруют на удаленном сервере, она достоверной не станет. Да и подтвердить это путем налоговой проверки практически невозможно.

Ну а дальше - прямой путь для оптимизации налогообложения под прикрытием бутафории РККС при полной безответственности собственников серверов, которые, будьте уверены, не забудут ни об оплате своей "уникальной" услуги, ни о роялти за свое изобретение (технология РККС тоже запатентована - изобретатель С.Рохварг, ООО "УНИТ"). Какая уж тут демонополизация рынка РРО? Законодатели, похоже, забыли, что согласно НК налоговая информация может храниться и обрабатываться исключительно в базах контролирующих органов.

Идея применения РККС в качестве фискального средства в Украине не нова. Уже есть печальный опыт "Укрзалізниці" по использованию так называемого фискального сервера "ЕКСПРЕС" производства ДП "Компания "ATLAS" (ничего общего не имеющего с РРО, но внесенного Миндоходов в Госреестр под рубрикой "Специализированные регистраторы расчетных операций"). Все права на уникальное изобретение и поддержку системы продажи билетов принадлежали коммерческой структуре ООО "УНИТ", которая в полной мере использовала их. Не дожидаясь появления закона и утверждения правительством требований к РККС, "Укрпочта" самостоятельно сформировала требования к РККС и закупила у того же производителя шесть "фискальных серверов" для построения РККС, потратив на это свыше 14 млн грн госсредств.

Вот что заявил по этому поводу народный депутат Виктор Романюк: "Украина уже знает несколько примеров внедрения схожих схем на "Укрзалізниці" и "Укрпочте". В результате внедрения "фискального сервера" на УЗ держава получила: а) плату ООО "УНИТ" за разработку и поддержку системы продажи в размере 16 млн грн; б) требование ООО "УНИТ" по перечислению на счет разработчика по 5 грн с каждого билета. Подобными же методами внедряются РРО на "Укрпочте" при участии… ДП "Компания "ATLAS" и ООО "УНИТ".

Интересно, в какой стране хозяйствующий субъект самостоятельно устанавливает требования к средству контроля уплаты им же налогов и с нарушением тендерного законодательства тратит государственные средства на не предусмотренные законом фискальные устройства, разработанные и произведенные фирмами с офшорными учредителями? Почему, несмотря на многочисленные публикации и письма, на это не реагируют ни правоохранители, ни Мининфраструктуры?

И вот сегодня под лозунгом внедрения новейших технологий при молчаливой поддержке исполнительной власти планируется распространить этот опыт на всю Украину, разрушив при этом систему фискального учета.

Остается надеяться, что народные избранники, ратующие за интересы страны и публично декларирующие свою поддержку малому бизнесу, займут государственную позицию при рассмотрении законопроекта №4117а в предложенной редакции.