UA / RU
Поддержать ZN.ua

КАРТОЧНЫЕ ПЛАТЕЖНЫЕ СИСТЕМЫ ЗАСТРЯЛИ В БУТЫЛОЧНОМ ГОРЛЫШКЕ

Украина меняется. Разительно и необратимо. Все больше приближаясь «по форме» к странам Запада. Так, например, наличные деньги в кошельке — во всем мире давно стали знаком некой финансовой неустроенности...

Автор: Андрей Лазаренко

Украина меняется. Разительно и необратимо. Все больше приближаясь «по форме» к странам Запада. Так, например, наличные деньги в кошельке — во всем мире давно стали знаком некой финансовой неустроенности. Стандартный набор делового человека немыслим без пластиковых карт, а самые популярные платежные системы — Europay International и VISA International — представлены и у нас. Впрочем, отражают ли эти формальные признаки изменение сути торгово-финансовой и платежной систем розничной торговли? Оказало ли распространение карточных систем то влияние на экономику и банковский сектор страны, которое ожидалось? Поводом для постановки этих вопросов стало достижение VISA International своеобразного рубежа — выпуска своей миллионной платежной карточки в Украине.

Игра с цифрами

У наших соседей — Венгрии, Чехии, Словакии — около 20% населения сегодня владеет карточками VISA, в Польше — 15% населения. Для Украины сегодняшний 1 млн. пользователей составляет около 2% населения страны, а совсем не 5%, как это пытались представить журналистам на недавней пресс-конференции. Не так уж много, тем более, если учесть, что в Украине в пересчете на душу населения имеется наибольшее количество мест (POS-терминалов и банкоматов) приема карточек VISA в СНГ. Кроме того, нетрудно догадаться, что львиная доля вновь выпущенных карточек — это результат популярности зарплатных проектов. По той же причине растет и количество транзакций с ними. Действительно, все больше людей получают кровные в банкоматах, но потом делают покупки в магазинах за те же бумажные деньги. В этом ли суть карточной платежной системы? Конечно же нет, а в том, наверное, чтобы пользоваться удобством безналичных расчетов в розничной торговой сети и сфере услуг. Поэтому одним из недостатков карточных компаний можно считать то, что они мало внимания уделяют торговле и сфере услуг, от которых во многом зависит и рост числа пользователей, и спрос на определенные типы эмитируемых карт. Каждое розничное предприятие само решает, стоит ли ему устанавливать терминалы для работы с пластиковой системой безналичных расчетов. Это решение зависит от ряда факторов. В учет идут прежде всего покупательский прессинг и уровень конкуренции. Например, стоило в Великобритании сети магазинов, торгующих ручным столярным инструментом, установить у себя POS-терминалы, как в течение недели две другие сети конкурирующих магазинов организовали у себя то же самое. Никто не хочет терять покупателя. У нас пока еще далеко до подобной цивилизованной конкуренции за покупателя. Заботятся о наличии у себя соответствующих терминалов, в основном, элитные рестораны и бутики, расположенные чаще всего в центре Киева. Ведь их клиентура, как правило, активно пользуется престижными кредитными картами и давно привыкла ими рассчитываться, благо этому способствуют заграничные турне.

С другой стороны, супермаркеты, которые и у нас последнее время растут как грибы после дождя, далеко не всегда заинтересованы в наличии карточных POS-терминалов в их залах. Предпочитают устанавливать на своей территории лишь банкоматы. Оно и понятно: отчислять 3% от оборота за обслуживание клиентуры с помощью такой техники при собственной наценке на товар в 7—12% становится накладно. Это же не ресторан или бутик, где наценка в 60—100% не редкость. Поэтому, к примеру, в магазинах сетей «Мегамаркет» и «Билла» подобных терминалов нет, а, скажем, в супермаркетах «Фуршет» есть. По подсчетам экспертов, месячный оборот через терминалы безналичного расчета одного магазина достигает 150—200 тыс. грн. Не так уж и мало, хотя его и не сравнить с 0,5 млн. грн. наличных, которые проходят через аналогичный магазин ежедневно.

Безналом получается дольше

Существуют и другие проблемы. Так, для супермаркетов критичной является общая неразвитость телекоммуникационной инфраструктуры, при помощи которой терминалы в магазинах должны быть подключены к банковским процессинговым центрам. Бывают случаи, что «счастливому» владельцу карточки приходится ждать обработки транзакции на терминале до 10 минут, а иногда и час — в случае «зависания» информационных систем. Понятно, что такая работа, обещающая выстроить длинные очереди у касс, прежде всего, наносит ущерб имиджу магазина. Кроме того, наличные деньги, пусть и проходящие через кассу, все-таки более желанны для торговли, чем операции с безналом. И это не только инерция менталитета, но и реалии отечественного бизнеса, приученного ныне здравствующей системой налогообложения часть своего оборота прятать «в тени».

Если говорить о периферии, то не секрет, что даже в областных центрах перечисленные факторы выражены еще существеннее — линии связи и вычислительная техника еще хуже, а спрос — слабее.

Кроме того, отстаем мы и технологически. В России, Казахстане, Латвии уже внедряются смарт-карты, которые не требуют связи терминала с банком и при этом гораздо лучше защищены от мошенничества. Если убытки от мошенничества по всем карточкам в среднем не превышают 0,7% от уровня оборота, то с картами на микрочипах (они же смарт-карты) обещают достичь заветного нуля потерь. Ведь такие карты невозможно скопировать.

Тем более обидно, что пионером по внедрению смарт-карт (еще в 1999 году) выступила африканская Гана. В Украине же из-за недостаточного количества пользователей этот проект не рентабелен. А ведь он мог бы значительно сместить покупательский спрос от базаров к магазинам. Да и вообще говоря, безналичные карточные расчеты — это не столько банковский проект, сколько общий проект сфер торговли, услуг и государства. Это выгоднее скорее государству и его финансовой системе, чем потребителю. Международная статистика свидетельствует, что увеличение вкладов населения в банках на карточных счетах на 1% приводит к росту ВВП на тот же 1%. Так что государство от этого имеет прямую выгоду. Переход денег в карточную форму ускоряет оборот капиталов банков, увеличивает траты покупателей и продажи в розницу. Не говоря о том, что анализ транзакций по картам позволяет многое узнать о своих клиентах.

Карточки для безденежных

Исходя из данных компании, в настоящее время средний пользователь за год совершает около 15 транзакций и тратит 700 долл. в год на покупки по карточке. Не мало ли это? Смотря с чем сравнивать. Например, карточка VISA Classic на Западе — «инструмент среднего класса», т.е. предназначена для людей, которые готовы тратить на себя 700—2500 долл. в месяц, а не в год, как у нас. Карты Gold — для еще более состоятельных (и малочисленных). В Украине владельцев VISA Classic — около 30 тыс., а Gold — 7 тыс. Из карточек Classic — только 3 тыс. кредитных и 27 тыс. дебетовых. По кредитным картам банк допускает ограниченный перерасход средств, лимит доверия зависит прежде всего от кредитной истории владельца карты, его платежеспособности и вида карты: чем она престижнее, тем выше overdraft. Самые дешевые карточки VISA Electron и Cirrus/Maestro всегда дебетовые, то есть кредит по ним получить нельзя. И из 1 млн. пользователей — всего 10 тыс., которым банки более-менее доверяют и которые обеспечивают львиную долю оборота.

По статистике 81% всего денежного оборота наших сограждан по всем карточкам VISA пришлось на Украину. И только 19% денег было потрачено за рубежом. Это свидетельствует о том, что пластиковая карточка в основном является местным платежным средством, и о том, что 1% пользователей карт (число кредитных Classic и Gold), которым средства позволяют часто ездить за рубеж, ухитрились оставить там почти 19% всех потраченных денег!

Понятно, конечно, что менеджер среднего звена на Западе может получать столько же, сколько здесь топ-менеджер. Понятно и то, что прослойка нашего «среднего» класса в абсолютных и относительных цифрах намного меньше, чем в Западной Европе и США. И еще. Дешевые и наименее престижные карты — VISA Electron или зарплатные Maestro, которые, по утверждению банков-эмитентов, доступны даже «студенту и пенсионеру», последним-то как раз и не нужны. В силу бедности этих категорий граждан. Кроме того, то что дешево, не всегда удобно — по карточкам VISA Electron и Cirrus/Мaestro нельзя забронировать номер в гостинице, авиабилеты или взять машину напрокат за границей. Так что перспективы дальнейшего взрывообразного роста карточных систем под вопросом и полностью зависят от роста покупательской способности массового потребителя. Сегменты элитарных покупателей, скорее всего, карточками уже насыщены.