UA / RU
Поддержать ZN.ua

КАПРИЗНЫЕ СЛАДОСТИ ТЕМПЫ РОСТА ПРОИЗВОДСТВА КОНДИТЕРСКИХ ИЗДЕЛИЙ УВЕЛИЧИЛИСЬ В ПЯТЬ РАЗ

Конфеты — не хлеб, поэтому в течение года о сладком рынке говорят не так много. И только в период новогодних праздников разговоры о конфетах и печенье становятся главными, затмевая даже разговоры о зерне...

Автор: Оксана Макаренко

Конфеты — не хлеб, поэтому в течение года о сладком рынке говорят не так много. И только в период новогодних праздников разговоры о конфетах и печенье становятся главными, затмевая даже разговоры о зерне. Именно в этот момент продажи кондитерской продукции достигают пиковой отметки. Самое время вспомнить об отрасли, кондитерском искусстве, новинках и перспективах.

Три четверти рынка — за местными

Скорее всего, по результатам 2003 года расклад сил и имена основных игроков на рынке не изменятся. Крупнейшим производителем как была, так и остается корпорация Roshen (объединяет Киевскую, Кременчугскую, Мариупольскую, Винницкую кондфабрики). По оценкам наблюдателей, корпорация контролирует более 30% кондитерского рынка. Остальные компании, хотя и далеки от лидера, но семимильными шагами стараются к нему приблизиться. Особо заметны усилия концерна «АВК», который приобрел весной 2003 года Днепропетровскую кондитерскую фабрику. Эта покупка сразу же позволила говорить о контроле «АВК» примерно над 14—15% отечественного рынка. Активизация концерна не в последнюю очередь связана с давлением ближайших конкурентов. В частности, еще одна из входящих в топ-десятку кондкомпаний — «Киев-Конти» — интенсивно развивается и очень близко подошла к позициям «АВК». Безусловно, покупка днепропетровского предприятия помогла «АВК» удержать свои позиции, но аналитики прогнозируют, что в 2004 году две донецкие структуры продолжат спор за вторую строчку в рейтинге топ-производителей сладкого.

Далее в перечне производителей следуют львовская «Світоч», «Полтавакондитер», «Kraft Foods Украина», «Харьковский бисквит». Это, конечно, примерный и достаточно условный рейтинг, построенный исходя из объемов производства. Естественно, в каждом отдельном сегменте «сладкого» рынка присутствует свой лидер, имеются свои особенности и нюансы.

В целом, оценивая прошлый год, можно резюмировать: производители жили в условиях достаточно серьезной конкуренции. Прошли времена, когда потребителя можно было удовлетворить обычной карамелью в цветастой обертке. Ассортиментный ряд продукции заметно обновился. В настоящее время кондитерский рынок, емкость которого специалисты оценивают в 1 млн. тонн в год, примерно на 70—75% наполняется местными производителями. Помимо десятка основных игроков национального масштаба, на рынке присутствуют сотни мелких производств. В том числе семейные кондитерские, выпускающие печенье и торты.

Справка:

Около 55% в общем производстве кондитерских изделий приходится на сахаристые продукты, включая карамель, шоколад, еще 45% — мучная группа.

Что касается импорта, то в первую очередь завозится элитная продукция или экзотика. Например, украинский рынок только входит во вкус желатиново-желейных изделий. Потому этот сегмент пока представлен исключительно иностранной продукцией. Лишь по истечении адаптационного периода ей на смену придет продукция отечественных фабрик. Практика свидетельствует и о том, что наши кондитеры в состоянии конкурировать с мировыми брэндами.

Новогодние подарки для взрослых

Наиболее заметна и ощутима конкуренция между участниками рынка в канун новогодних праздников, когда продажи самые высокие. В этот период (около месяца) прибыль многих предприятий соизмерима с прибылью, полученной за остальные одиннадцать месяцев. Коньком сезона продаж традиционно считаются новогодние подарки. В этом году помимо традиционных подарков в пакетах, коробках для детей компании продемонстрировали желание порадовать подарочными наборами взрослых дядь и теть. Тем не менее анализ предложения кондитерской продукции в супермаркетах показывает, что ниша «подарков для дядь и теть» представлена преимущественно импортной продукцией немецкого, бельгийского, польского или чешского производства.

Отечественные кондитеры не скрывают, что упустили старт развития элитного сегмента, но готовы в 2004 году побороться за эту нишу. В свою очередь наблюдатели уверены, что рынок будет двигаться в направлении элитного сегмента, учитывая интеграцию Украины в Европу, повышение уровня доходов среднестатистического украинца, развитие экономики.

Но вернемся к традиционным подаркам. Основой декабрьских продаж еще несколько лет будут оставаться привычные новогодние наборы. Что в них меняется? Как минимум два момента: упаковка, которая становится из года в год все красочнее и привлекательнее. Каждый из производителей ищет свою изюминку. Подарок должен быть упакован не просто в сундучок или мешочек. Все больше у кондитеров появляется вариаций на тему Деда Мороза, елки, новогодних украшений, паровозов, машинок. По мнению экспертов, в ближайшие два-три года каждый из участников рынка определит свой вариант упаковки для подарков, чтобы потребитель узнавал производителя, в том числе по упаковке. Аналогичные метаморфозы, по мнению наблюдателей, произойдут и с содержанием подарков. Аналитики считают, что хотя сегодня наибольшей популярностью пользуется не очень дорогая продукция, спрос на более дорогие подарки, особенно с игрушками, сюрпризами, будет расти.

Акцизные сюрпризы

Помимо приятных моментов, кондитеры время от времени сталкиваются с проблемами. Одной из самых неприятных неожиданностей для кондитеров в 2003-м, если не принимать во внимание постоянное подорожание муки и нестабильность цен на сахар, стали намерения властей ввести акцизы на шоколад, какао-бобы.

Идея акцизного сбора на кофе, шоколад, продукты, содержащие какао, возникла в коридорах Кабинета министров. Правительство предложило ввести акциз на натуральный кофе — 0,2 евро за 1 кг, растворимый — 0,8 евро, продукты, содержащие какао, — 0,1 евро, шоколад — 0,3 евро. Цель акциза — дополнительные поступления в бюджет. Хотя кондитеры уверяют, что вместо этого новый налог повлечет замедление развития рынков кофе и шоколада, рост цен на продукцию, падение инвестиционной привлекательности отрасли. К счастью, проблема отпала сама собой. То ли угроза тенизации отрасли, то ли интерес властей к рынкам, более привлекательным для акцизных игр (табачного, алкогольного), помогли кондитерам избежать проблемы.

Впрочем, правительство все равно не дает скучать. Одно из последних нововведений коснулось правил торговли пищевыми продуктами, в том числе и кондитерскими изделиями. Кабмин обязал всю продукцию, поступающую в розничную торговую сеть, обеспечить копиями сертификатов соответствия на бланках, защищенных голографическими элементами. Правда, протесты предпринимателей возымели действие — новации перенесли на февраль. Так что в 2004 году участников рынка кондитерской продукции еще ожидает непростая дискуссия с исполнительной властью.

Бисквит в качестве компенсации

Зато приятной неожиданностью для кондитеров стало в конце 2003 года решение Межведомственной комиссии Украины по международной торговле о введении до 2008 года специальной пошлины на импорт бисквитной продукции — 300 евро/тонна. Вся продукция стоимостью до 1,55 долл./кг, ввозящаяся на внутренний рынок, облагается этой пошлиной вне зависимости от страны-импортера.

Еще в 2002 году специальное расследование по бисквитам было инициировано Харьковской бисквитной фабрикой. Оно касалось, прежде всего, российской продукции, которая, по мнению харьковчан, мешает развиваться украинским производителям.

Насколько эффективной окажется пошлина на бисквиты, можно будет говорить во втором полугодии 2004-го. Хотя большинство наблюдателей считают, что на объемы импорта она не повлияет. С дешевой продукции компании переориентируются на более дорогую или вовсе уйдут в тень. Аналитики уверены, что россияне не покинут украинский рынок, но ожидают, что пошлина подстегнет местных производителей.

Шоколадный год

По предварительным результатам в 2003 году производство кондитерской продукции в Украине увеличилось на 15% по сравнению с 2002 годом и составило примерно 850—900 тыс. тонн (данные Государственного департамента продовольствия). Не так уж плохо, если учитывать, что в 2002 году рост производства составил только 3,1%, а в 2004-м аналитики прогнозируют 5—7%, прежде всего за счет вытеснения импорта и развития экспорта.

Экспорт, конечно, впечатляет. Можно говорить, что Украина восстановила позиции на рынке России, которые были утрачены после введения пошлин на карамель. Более того, украинские компании извлекли урок из «карамельных войн». Помимо новых технологических решений — карамель в шоколадной глазури — кондитеры нашли еще один выход из перманентно возникающих у них сложностей с законодательством России. Украинские компании начали создавать собственные производства на просторах России — самого крупного импортера украинских сладостей. В частности, у «Киев-Конти» и Roshen есть специальные программы с кодовым названием «Россия». Так, корпорация Roshen решила создать на приобретенной фабрике в Липецке карамельное производство мощностью 10 тыс. тонн в месяц. А донецкая «Киев-Конти» обещает до конца года приобрести производственные мощности в России. Но пока ни месторасположение фабрики, ни стоимость проекта не оглашает.

Большая емкость российского рынка позволяет не опасаться того, что украинцы будут там мешать друг другу. А вот на отечественном рынке конкуренция между ними усилится. Поскольку предложение на внутреннем рынке вскоре достигнет оптимального соотношения с уровнем спроса. В связи с этим следует ожидать, что рынок выйдет на качественно новый этап развития. Постепенно исчезнут понятия «весовые конфеты», «весовое печенье». Специалисты утверждают, что 2004-й станет годом шоколадной продукции. Сегмент шоколада, несмотря на беспокойство производителей по поводу акцизов, будет переживать стремительный рост. Не исключено также, что экспортные усилия кондитеров уже в 2004 году приведут к тому, что отечественные конфеты появятся на прилавках многих стран, а не только России. Насколько это реально, можно будет оценить уже через год, в преддверии очередного сезона продаж, накануне 2005-го.