UA / RU
Поддержать ZN.ua

Как украсть миллион - 2

Коррупция — явление не новое. Просто если «во времена оны» чиновники все-таки скрывали свои «нетр...

Автор: Сергей Уманский

Коррупция — явление не новое. Просто если «во времена оны» чиновники все-таки скрывали свои «нетрудовые доходы», то теперь уже никого не удивляет, что они, получая только государственную зарплату, спокойно разъезжают на дорогущих авто.

Более того, партнеры теперь считают их деловыми людьми, умеющими «решать вопросы». Для них закон не писан. И парадоксальных чиновничьих решений сегодня немеряно.

Сейчас много говорят об украинских портах. Говорить есть о чем: высокоприбыльное дело фактически за бесценок уплыло от государства в иные руки. Хотя конкретные чиновники (как простые граждане Украины) от этого явно не проиграли…

К примеру, государство построило в акватории порта «Южный» перегрузочный комплекс фосфоритов и передало его на баланс госпредприятию «Лиман». Согласно справке, подписанной в далеком 1994 году начальником ГП «Лиман», это имущество тогда оценивалось в 109,61 млн. долл. США. Но времена-то были «становления рыночной экономики», что в начале 90-х часто-густо означало растаскивание всего, что плохо лежит.

И мудрые госчиновники принимают удивительное решение о передаче этого комплекса в создаваемое совместное предприятие СП ООО с иностранными инвестициями «Трансинвестсервис» (ТИС) с уставным фондом всего в 31,02 млн. долл.

А все имущество «Лимана» оценили в каких-то 15,02 млн. долл. То есть всего-то в семь раз дешевле. При этом крайне сомнительно, что сами чиновники стали в семь раз беднее. Как бы не наоборот.

Любопытно, что за «организационное содействие созданию СП» по 1% уставного фонда ТИСа получили предприятие «Альпекс» и концерн «Приморский», которые представляли Алексей Ставницер и Олег Кутателадзе, соответственно.

Тогда, что особенно интересно, учредительное собрание участников СП с иностранными инвестициями «Трансинвестсервис» прошло не только без участия иностранного инвестора, но и без представителей госпредприятия «Лиман». Что подтверждается протоколом собрания.

В общем, господам ТИСовцам есть что вспомнить…

Удалось утвердить также устав ТИСа, где в качестве «цели деятельности» было указано «удовлетворение потребностей предприятий… по перевалке грузов», а в качестве «предмета деятельности» — «строительство и эксплуатация глубоководных причалов, предназначенных для перевалки грузов». Хотя, согласно действовавшему в 1994 году в Украине Кодексу торгового мореплавания СССР, все это — функции, предоставленные сугубо государственному морскому порту, которые не могли быть целью и предметом деятельности частной структуры! Но для заинтересованных лиц это такие мелочи…

Дальше было еще веселее... Когда возникла необходимость дальнейших инвестиций и новых вкладов членов СП, чиновники от взноса отказались — и продали государственную долю иностранному инвестору А.Федорычеву.

Таким образом, государство Украина сначала дисконтировало собственные активы, а потом задешево их продало. Потеряв тем самым часть портового комплекса в Малом Аджалыкском лимане. Зато г-н Федорычев стал хозяином теперь уже частного порта, а Ставницер и Кутателадзе — его управделами.

Заодно в 1999-м был арендован на десять лет комплекс, построенный для перегрузки фосфоритов (причал №16). И тоже все обошлось очень недорого. К примеру, по данным порта, в договоре с ФГИ за эксплуатацию причалов ТИС платит 29 центов с каждой переработанной тонны груза.

А по приказу Минтранса он обязан платить 1 долл. 40 центов. Почувствуйте разницу!

Если посчитать недополученные государством платежи, то с начала 2006 года по июнь 2009-го
они составили 41,9 млн. грн. по 16-му причалу и 21,8 млн. — по 17-му. А заплатил ТИС Фонду гос­имущества, соответственно, 10,2 и 16,1 млн. грн.

Налицо — скромные 37 млн. гривен экономии.

В общем, все было хорошо. Предприятие даже вполне успешно оттяпало у порта и города изрядный кусок земли. Так, если поначалу «Лиману» передали в постоянное пользование земельный участок в 121,2 га (позже он перешел к ТИСу), то несколько позже новый хозяин инициировал «проведение инвентаризации земельных участков». И о, чудо! Их оказалось уже 132,67 га.

Другими словами, без разрешения и согласия Министерства транспорта и морского торгового порта «Южный» дополнительно изъяли из постоянного землепользования морского торгового порта «Южный» 11,47 га.

Собственно по участку есть масса вопросов. К примеру, мэр Южного Владимир Новацкий публично заявил: «Компания «Трансинвестсервис», нарушая все законы, какие только можно, просто отняла у города 121 га земли.
…Это произошло без решения сессии городского совета, без решения сессии областного совета, без сессии Верховной Рады. Мы судились три последних года, дошли до Верховного суда, но проиграли».

И, как иронически заметил мэр, «видимо, ТИС смог предоставить судьям более убедительные аргументы. Дело в том, что в компании сильные юридическая служба и финансовый ресурс, поэтому я думаю, что это и есть то, благодаря чему они решают проблемы».

Впрочем, как оказалось, проблемы решили и в ФГИ. Причем для этого легко и непринужденно проигнорировали позицию Кабинета министров.

В начале нынешнего года истекал договор на аренду причала №16. По данным, предоставленным правительству, за время использования ООО «Трансинвестсервис» причала №16 и получения им собственной прибыли государственное предприятие «МТП Южный» в целом недополучило доходов в размере 10,2 млн. долл. США.

В декабре 2008 года руководитель ГлавКРУ Николай Сивульский в письме на имя премьер-министра Юлии Тимошенко отметил проблему причалов. И, ссылаясь на статью 4 Закона Украины «Об аренде государственного и коммунального имущества», подчеркнул, что «объекты государственной собственности, которые имеют общегосударственное значение и не подлежат приватизации, не могут быть объектом аренды». Отметив, что государство теряет десятки миллионов гривен прибыли, он предложил прекратить всякие договорные отношения с СП «Трансинвестсервис» и вернуть причалы на баланс порта «Южный».

Было издано поручение премьера. Однако в течение полугода ТИС, при полном равнодушии чиновников, спокойно пользовался причалом. А потом быстро составили новый долгосрочный договор с ФГИ об эксплуатации причалов. Как ни странно, госчиновники его сразу же подписали...

Просочившиеся данные о его содержании тоже небезынтересны. Так, плата за владение и пользование причалом установлена в семь раз ниже, чем предусматривается Сборником тарифов на комплекс работ, связанных с перегрузкой грузов в портах Украины, утвержденным приказом Министерства транспорта и связи Украины от 31.10.95 №392 (с изменениями и дополнениями).

Вообще, при составлении и подписании договора ФГИ превысил свои полномочия. Но, как уже отмечалось, у ТИС — такая грамотная, мотивированная и убедительная юридическая служба.

В промежутке ТИС занялся обеспечением мутной воды. Причем в совершенно буквальном смысле.

Сначала он потребовал компенсации средств за собственные дноуглубительные работы, проведенные, кстати, без согласования с портом. На скромные 51,3 млн. грн.

Как заметил по этому поводу начальник соседнего Одесского порта Николай Павлюк, «если порт действительно не давал компании согласия на проведение углубительных работ в акватории, то эти действия — чистый рэкет…То, что ТИС вложил в углубление дна деньги, а потом пытается предъявить претензии, — это может быть попыткой заработать: сначала построить, а потом продать, например, в два раза дороже».

А затем, решив, что лучшая защита — это нападение, предприниматели обвинили сам порт в завышении стоимости дноуглубительных работ. И все бы ничего, но именно в порту «Южный» она минимальная. Имеется стоимость разработки кубометра донного грунта ЗАО «Черномортехфлот» при проведении дноуглубительных работ в крупнейших морских портах страны. В Ильичевском порту — это 67 грн., Одесском — 80, в порту «Южный» — 56,41 грн.

Собственно говоря, скандалы всех уже достали. Правительство и Генпрокуратура после обращения начальника порта Юрия Крука сегодня все-таки занимаются возвратом причала №16 порту «Южный». Правительство не против частных причалов. Юлия Тимошенко уже заявляла, что права на привлекательные объекты вполне можно приобрести. Но — через прозрачные аукционы.

Почему-то это предложение не пришлось по вкусу. Может, мутить воду просто выгоднее?